Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 августа 2001 г. N А40-20931/01-121-102
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 апреля 2002 г. N КА-А40/1722-02 настоящее решение оставлено без изменения
Арбитражный суд в составе:
рассмотрел дело по иску Прокуратуры Москвы в интересах Правительства Московской области
к Правительству Москвы
3-и лица: Министерство экологии и природопользования Московской области; Департамент использования и восстановления лесного фонда Министерства природных ресурсов РФ; ГУ "Московское городское управление лесами"; Федеральная служба лесного хозяйства России
о признании недействительным постановления Правительства г. Москвы
установил:
Иск заявлен о признании недействительным постановления Правительства г. Москвы от 16.03.99 г. N 199 "О структуре управления лесами".
Прокуратура г. Москвы и Правительство Московской области в исковом заявлении ссылаются на следующие обстоятельства.
В силу ст. 52 Лесного Кодекса РФ осуществление субъектами РФ полномочий по управлению лесным фондом через территориальный орган федерального органа управления лесным хозяйством допускается только на основании соглашения между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передачи части полномочий. Однако соглашение между Федеральной службой лесного хозяйства России, Правительством Москвы и Правительством Московской области по разграничению предметом ведения по вопросам управления лесами Москвы и примыкающими к ним участками лесного фонда на территории Московской области не заключалось. Поскольку сфера управленческих полномочий созданного в соответствии с оспариваемым постановлением органа определена на территориях двух субъектов РФ, принятие решения о создании этого органа и осуществление в отношении него оперативного руководства Правительства Москвы, нарушает принцип территориальной юрисдикции субъекта РФ и установленное ст. 5 Конституции РФ равенство субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами власти.
Правительство Москвы иск не признало, считает оспариваемый акт законным, т.к. Москва, как субъект РФ и город федерального значения, вправе осуществлять государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, сослался на ст. 47, ч. 1 ст. 52 Лесного Кодекса РФ, п. 3 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", п. 1 ст. 67 РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Ответчик утверждает, что создание Московского городского управления лесами согласовывалось с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия в области использования, охраны, защиты лесного фонда.
Министерство экологии и природопользования Московской области поддерживает исковые требования, просит признать недействительным постановление Правительства Москвы N 199 от 16.03.99 г., ссылаясь на положения главы 8 Лесного Кодекса РФ, Указ Президента РФ N 867 от 17.05.00 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти", на Положение о Министерстве природных ресурсов РФ, предусматривающие осуществление своих полномочий федеральным органом управления лесным хозяйством непосредственно и через свои территориальные органы. Считает, что Правительство Москвы и созданное им ГУ "Московское городское управление лесами" не имеют права осуществлять функции по управлению лесным фондом, созданное ГУ не является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством. 3-е лицо утверждает, что Правительство Москвы нарушает интересы Министерства природных ресурсов РФ, Правительства Московской области, леспаркхозов, а также подтверждает, что соглашение между органами исполнительной власти РФ, Москвы, Московской области о передаче полномочий не заключалось.
Департамент использования и восстановления лесного фонда Министерства природных ресурсов РФ подтвердил отсутствие соглашения, заключенного в соответствии со ст. 52 Лесного Кодекса РФ, указал, что Департамент является структурным подразделением Министерства природных ресурсов РФ.
ГУ "Московское городское управление лесами" в представленном отзыве поясняет, что учреждение создано в соответствии с постановлением правительства Москвы 3199 и осуществляет свои функции в соответствии с Положением, согласованным с заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России.
Судом установлено, что Указом Президента РФ от 17.05.00 г. N 867 Федеральная служба лесного хозяйства России упразднена, часть функций Федеральной службы передано Министерству природных ресурсов РФ.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы сторон, суд считает исковые требования правомерными и подлежащими удовлетворению.
Оспариваемым постановлением N 199 Правительство Москвы утвердило схему управления городскими лесами и лесным фондом лесопаркового защитного пояса, предусматривающую создание Московского городского управления лесами на правах территориального органа Федеральной службы лесного хозяйства России и Правительства Москвы с подчинением непосредственно Комплексу городского хозяйства Правительства Москвы.
В соответствии со ст. 52 Лесного Кодекса РФ органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют свои полномочия в области использования, охраны, защиты лесного фонда на территориях субъектов РФ непосредственно или через территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством, если это предусмотрено соглашением между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передачи осуществления части полномочий.
Однако Правительство Москвы не подтвердило заключение соглашения о разграничении полномочий. Представленное в суд письмо Министерства природных ресурсов РФ от 24.11.00 г. N 34-4\130 подтверждает факт отсутствия соглашения.
Как следует из письма Министра природных ресурсов РФ от 09.01.01 г. N БЯ-22\72, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.09.00 г. N 726 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов РФ" Министерство осуществляет возложенные на него функции как непосредственно, так и через свои территориальные органы. Московское городское управление лесами не является территориальным органом Министерства.
Как предусмотрено ст. 19 Лесного Кодекса РФ, лесной фонд находится в федеральной собственности, и в соответствии со ст. 14 Лесного Кодекса РФ от имени Российской Федерации в лесных отношениях участвуют органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции.
Правительство Москвы не подтвердило своих полномочий на создание территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
Из изложенного следует, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону и правовым актам и нарушает законные интересы Правительства Московской области, Министерства природных ресурсов РФ и леспаркхозов.
На основании изложенного руководствуясь ст. 13 ГК РФ, ст. ст. 52, 53, 95, 124 - 127 АПК РФ, суд решил:
Признать недействительным постановление Правительства г. Москвы от 16.03.01 г. N 199 "О структуре управления лесами".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановление Правительства г. Москвы N 199 следует читать "16 марта 1999 г."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 августа 2001 г. N А40-20931/01-121-102
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 апреля 2002 г. N КА-А40/1722-02 настоящее решение оставлено без изменения