Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 9 сентября 2004 г. N 03-02-07/30
Вопрос: Налоговым кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 23) предусмотрена обязанность налогоплательщика письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения о закрытии счетов в десятидневный срок. При этом в ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации дается определение счета как расчетного (текущего) и иного счета в банках, открытого на основании договора банковского счета, на который зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства организаций.
В соответствии с требованиями законодательства, регулирующего порядок покупки и продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (Указание ЦБР от 20.10.1998 N 383-У) банком открывается специальный транзитный валютный счет без участия резидента и в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи. При этом договор на открытие указанного счета не заключается, счет открывается без волеизъявления налогоплательщика и не может использоваться последним для зачисления и расходования денежных средств.
Таким образом специальный валютный транзитный счет не попадает под определение счета, данного в ч. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, у налогоплательщика отсутствует обязанность по уведомлению налоговых органов об открытии/закрытии такого счета.
В связи с введением в действие нового валютного законодательства, нормативные акты, указанные в данном запросе, в настоящее время прекратили свое действие, что явилось основанием для ряда кредитных организаций начать процедуру закрытия специальных транзитных валютных счетов резидентов.
В целях недопущения нарушений налогового законодательства просим Вас подтвердить или опровергнуть отсутствие обязанности налогоплательщика по уведомлению налоговых органов о закрытии банками специальных транзитных валютных счетов.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 20.08.2004 N 300-6/6Б и сообщает.
Счетами для целей Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей (пункт 2 статьи 11 Кодекса).
Понятие специального транзитного валютного счета и порядок совершения операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации были определены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 20.10.98 N 383-У, которое утратило силу с 18 июня 2004 г. в связи с изданием Указания Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 1451-У.
Специальный транзитный валютный счет, являясь, по существу, внутрибанковским счетом, открывался уполномоченным банком в одностороннем порядке параллельно с открываемыми текущим валютным счетом и транзитным валютным счетом без заключения самостоятельного договора банковского счета об открытии специального транзитного валютного счета.
Учитывая, что специальный транзитный валютный счет не обладает всеми признаками, характеризующими счет, понятие которого определено пунктом 2 статьи 11 Кодекса, полагаем, что у налогоплательщика не возникает обязанность сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о закрытии такого счета.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 сентября 2004 г. N 03-02-07/30
Текст письма официально опубликован не был