Положение
о Департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства
(утв. Министерством промышленности и энергетики РФ 4 октября 2004 г.)
Настоящее Положение фактически прекратило действие
Постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 г. N 40 функции по выработке государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере строительства, архитектуры и жилищно-коммунального комплекса возложены на Министерство регионального развития РФ
Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 Министерство промышленности и энергетики РФ преобразовано в Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство энергетики РФ
I. Общие положения
1. Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (далее - Министерство).
2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве, нормативными правовыми актами Министерства и других федеральных органов исполнительной власти, поручениями Министра промышленности и энергетики Российской Федерации (далее - Министр), а также настоящим Положением.
3. Департамент в установленном порядке осуществляет свою деятельность во взаимодействии:
- со структурными подразделениями Министерства,
- с федеральными агентствами, подведомственными Министерству,
- с иными федеральными органами исполнительной власти,
- с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах,
- с органами местного самоуправления,
- с общественными и профессиональными объединениями,
- с предприятиями и организациями строительного и жилищно-коммунального комплексов,
- с зарубежными организациями по вопросам ведения Департамента в пределах своей компетенции.
II. Задачи Департамента
4. Основными задачами Департамента являются:
1) разработка основ федеральной политики в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования, жилищной политики;
2) разработка механизмов формирования рынка доступного жилья для реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище;
3) разработка механизмов формирования рынка жилищных и коммунальных услуг в рамках реформы жилищно-коммунального комплекса,#
4) разработка механизмов увеличения объемов и повышения безопасности строительства объектов жилищно-гражданского и промышленного назначения;
5) выработка государственной политики в сфере технического регулирования в области строительства и промышленности строительных материалов, эксплуатации зданий, а также в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве с подготовкой предложений по нормативному регулированию в данных сферах.
III. Функции
5. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции:
1. разрабатывает и представляет руководству Министерства для внесения в Правительство Российской Федерации проекты, а также предложения по совершенствованию действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в области жилищной политики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования;
2. участвует в разработке проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам бюджетной, налоговой, социальной, финансово-кредитной политики в установленной сфере деятельности, формирования рынка жилья и жилищно-коммунальных услуг, охраны памятников истории и культуры;
3. согласовывает проекты нормативных правовых актов других федеральных органов исполнительной власти в сфере жилищной политики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования;
4. подготавливает проекты федеральных целевых программ и вносит изменения и дополнения в существующие федеральные целевые программы в области жилищной политики, строительства, градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, консолидирует и координирует указанные вопросы в федеральных целевых программах, разрабатываемых другими федеральными органами исполнительной власти, участвует в формировании Федеральной адресной инвестиционной программы;
5. методологически и методически обеспечивает разработку и корректировку региональных и муниципальных программ в области жилищной политики, строительства, градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства;
6. организует выполнение научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ в области жилищной политики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования, инициирует и координирует работу по подготовке кадров для строительного и жилищно-коммунального комплексов;
7. содействует формированию саморегулируемых организаций в жилищном, коммунальном и строительном секторах;
8. участвует в определении условий, порядка и формы проведения, а также в организации отраслевых и межведомственных конкурсов в установленной сфере деятельности;
9. оказывает методическое содействие в организации и проведении федеральных и региональных выставок-ярмарок;
10. курирует деятельность Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
В области жилищной политики:
11. разрабатывает и сопровождает прохождения актов жилищного законодательства Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации и палатах Федерального Собрания Российской Федерации;
12. подготавливает и вносит предложения о внесении изменений и дополнений в жилищное законодательство, ведет работу по уточнению действующих постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в жилищной сфере;
13. ведет мониторинг рынка жилья;
14. содействует развитию ипотечного жилищного кредитования, формированию институтов ипотечного рынка;
15. разрабатывает механизмы снижения финансовых рисков при приобретении жилья гражданами с использованием накопительных схем (долевое участие в строительстве, строительно-сберегательные кассы, коммандитные товарищества и др.);
16. разрабатывает проект федеральной целевой программы "Жилище" на соответствующий период, ведет консолидацию подпрограмм, входящих в ее состав, обеспечивает повышение эффективности использования бюджетных ассигнований по подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда" за счет реализации принципа формирования участков под жилищное строительство;
17. разрабатывает механизмы предоставления и определения размера жилищных субсидий из бюджетов всех уровней для граждан, перед которыми государство имеет установленные законом обязательства по обеспечению жильем, разрабатывает правила предоставления государственных жилищных сертификатов;
18. вырабатывает предложения по нормативному правовому обеспечению формирования системы управления многоквартирными жилыми домами.
В области управления жилищным фондом и его эксплуатации:
19. разрабатывает механизмы формирования рынка жилищных услуг, стимулирует развитие конкуренции в сфере предоставления указанных услуг и управления жилищным фондом, обеспечивает осуществление мер по конкурсному отбору подрядных организаций на выполнение работ по обслуживанию и ремонту, а также управление жилищным фондом;
20. подготавливает проекты федеральных стандартов оплаты жилищно-коммунальных услуг, стандартов качества жилищно-коммунальных услуг, формирует принципы управления и эксплуатации недвижимости в жилищном секторе;
21. ведет мониторинг жилищного сектора;
22. разрабатывает методологию и принципы проведения экспертизы обоснованности цен и тарифов в жилищном секторе, методику расчета цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений, а также тарифов на коммунальные услуги;
23. разрабатывает меры и механизмы бюджетной поддержки программы финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
24. вырабатывает совместно с субъектами Российской Федерации, муниципальными органами и организациями жилищно-коммунального хозяйства конкретные механизмы финансового оздоровления этих организаций;
25. разрабатывает методологические основы реформирования правоотношений в жилищном секторе муниципального образования, а также повышения эффективности эксплуатации и управления жилищным фондом;
26. разрабатывает предложения по разделению в муниципальном секторе выполнения функций собственника жилищного фонда и функций по управлению и обслуживанию этого фонда;
27. ведет работу по завершению формирования нормативной правовой базы системы адресной поддержки малоимущих слоев населения при оплате жилищно-коммунальных услуг как элемента общей системы социального законодательства;
28. содействует созданию и функционированию товариществ собственников жилья и иных форм самоорганизации граждан в жилищной сфере;
29. разрабатывает меры и пути ликвидации ветхого и аварийного жилья.
В области реформирования коммунального сектора:
30. разрабатывает методологию реализации программы реформирования и мониторинга коммунального сектора;
31. формирует общие принципы и основы тарифного регулирования коммунального сектора;
32. участвует в координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению тарифной политики, предусматривающей ликвидацию перекрестного субсидирования потребителей;
33. разрабатывает общие принципы реализации инвестиционных соглашений в коммунальном хозяйстве и соответствующее нормативное обеспечение;
34. разрабатывает основные положения методики передачи объектов коммунальной инфраструктуры в долгосрочное управление на основе инвестиционных соглашений и других договоров, предусмотренных законодательством;
35. разрабатывает механизмы повышения эффективности деятельности предприятий коммунального хозяйства, повышения качества и надежности предоставляемых ими услуг, в том числе путем демонополизации и развития конкуренции;
36. разрабатывает предложения по нормативному обеспечению правил оборота муниципального имущества, методологическое обеспечение работ по ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учету и регистрации муниципального имущества в жилищно-коммунальном секторе;
37. подготавливает руководству Министерства для представления в Правительство Российской Федерации предложения о создании государственных организаций (агентств и т.п.) в качестве инфраструктурных для формирования рынка в секторе коммунальных услуг, ведет совместную работу с Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Панфилова и ФГУП ГНЦ НИИ "Водгео";
38. разрабатывает методологические основы деятельности жилищных инспекций субъектов Российской Федерации.
В области архитектуры, градостроительства и землепользования:
39. разрабатывает проекты актов законодательства Российской Федерации в области градостроительства и архитектуры и связанных с ними вопросов землепользования с целью застройки и содействует их прохождению в Правительстве Российской Федерации и палатах Федерального Собрания Российской Федерации;
40. вносит предложения по порядку разработки, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотра государственных градостроительных нормативов и правил, методологических основ формирования правил землепользования и застройки.#
41. участвует в определении порядка разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, осуществляет мониторинг разработки и реализации градостроительной документации различного уровня;
42. разрабатывает федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий, разрабатывает предложения по формированию системы нормативных документов по градостроительству и архитектуре в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании";
43. разрабатывает методические основы организации деятельности муниципальных образований по развитию территорий (правовое зонирование, формирование генеральных планов и т.д.);
44. вырабатывает методологические основы по формированию схем планирования размещения объектов, необходимых для обеспечения федеральных нужд (объекты обороны, энергетики, транспорта, места хранения радиоактивных отходов низкой и средней активности и т.д.), а также схем планирования изменения границ земель водного и лесного фондов;
45. согласовывает правовые акты территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в части соблюдения интересов Российской Федерации;
46. формирует и разрабатывает методические основы реализации и ведет мониторинг федеральных целевых программ сейсмобезопасности территорий, защите побережий, развитию и сохранению исторических городов;
47. осуществляет нормативное и научно-методическое обеспечение и координацию деятельности органов архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации по осуществлению государственной градостроительной политики, созданию качественной жилой среды и устойчивому развитию поселений, ведет совместную работу с Союзом архитекторов и Академией архитектуры Российской Федерации;
48. проводит анализ состояния и тенденций развития прогрессивных архитектурно-строительных систем, разработки и внедрения прогрессивных архитектурных проектных решений, направленных на формирование доступного рынка жилья и повышение его технологичности и комфортности;
49. представляет интересы Министерства в совместной работе с Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по определению направлений и методических основ деятельности по охране памятников архитектуры и градостроительства.
В области строительной политики:
50. проводит анализ состояния и тенденций развития строительного комплекса, промышленности строительных материалов, разработку прогнозов и стратегии их развития, разрабатывает меры государственной поддержки строительной отрасли, нормативно-правовое и методологическое обеспечение их реализации;
51. разрабатывает предложения по формированию системы нормативных документов в строительстве и промышленности строительных материалов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании";
52. участвует в составлении планов (программ) разработки общих и специальных технических регламентов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а также раздела программы разработки национальных стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов, утверждаемой Министерством;
53. организует создание экспертных комиссий по техническому регулированию, а также технического комитета по стандартизации в области строительства для проведения экспертизы проектов по техническим регламентам, национальным стандартам в области строительства и промышленности строительных материалов, участвует в их работе;
54. организует подготовку национальных стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов для их последующего утверждения в установленном порядке;
55. разрабатывает предложения по внесению изменений и дополнений, а также отмене государственных стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов, строительных норм и правил, подготавливает проекты нормативных правовых актов Министерства по этому вопросу;
56. организует проведение работы по оценке пригодности новых материалов, конструкций, изделий, технологий для применения в строительстве, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
57. организует экспертизу и согласование специальных технических условий, разрабатываемых в составе утверждаемой части проектной документации, на строительство экспериментальных и уникальных зданий и сооружений, а также реконструкцию исторических памятников, на которые не могут быть распространены действующие нормативные документы;
58. разрабатывает предложения по определению стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, используемой для расчета средств федерального бюджета, направляемых на приобретение жилья для удовлетворения государственных нужд, на выделение гражданам субсидий и ссуд;
О динамике средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, см. справку
59. организует разработку методологии и основных принципов ценообразования и сметного нормирования в строительстве, в т.ч. внедрение и совершенствование новой сметно-нормативной базы, с подготовкой проектов нормативных правовых актов, разрабатывает предложения по порядку рассмотрения территориальных и специализированных сборников по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве, а также осуществляет их регистрацию;
60. организует мониторинг и анализ ценообразующих факторов строительной продукции, представляет на утверждение индексы изменения стоимости строительно-монтажных, ремонтно-строительных, проектных и изыскательских работ, согласовывает индивидуальные сметные нормы, расценки и индексы, используемые при определении сметной стоимости зданий и сооружений, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета;
61. ведет нормативно-методологическое обеспечение деятельности в области государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, государственного архитектурно-строительного надзора, лицензирования деятельности по инженерным изысканиям, проектированию, строительству объектов 1-го и 2-го уровней ответственности, а также в области сертификации продукции, работ (услуг), систем менеджмента качества в строительстве, организует проведение единой технической политики в области инженерных изысканий для строительства;
62. проводит мониторинг и анализ научно-технического и инновационного потенциала в отрасли, разработку предложений по наиболее прогрессивным разработкам новых технологий, материалов, конструкций, деталей, приборов и оборудования для строительства и промышленности строительных материалов, подготовку каталогов прогрессивных технологий, конструкций и деталей, материалов, приборов и оборудования для строительства и промышленности строительных материалов;
63.подготавливает разъяснения и рекомендации органам исполнительной и законодательной власти по порядку применения государственных стандартов в области строительства и промышленности строительных материалов, строительных норм и правил, а также по вопросам ценообразования и сметного нормирования, в обоснованных случаях подготавливает проекты разрешений на отступления от требований нормативных документов, ведет рассмотрение, подготовку заключений и регистрацию территориальных строительных норм, ведет совместную работу с ГУ "Главгосэкспертиза" и ГНЦ "Строительство".
В области организации международной деятельности Министерства:
64. участвует в организации международной деятельности Министерства в области жилищной политики, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства и землепользования;
65. подготавливает новые и ведет мониторинг существующих международных проектов с участием Международного Банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского Банка реконструкции и развития (ЕБРР), формирует и ведет мониторинг проектов МБРР по городскому и муниципальному теплоснабжению и водоснабжению;
66. участвует в работе Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат), Комитета по населенным пунктам Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), организует подготовку жилищного обзора Российской Федерации;
67. совместно с заинтересованными зарубежными и международными организациями решает вопросы организации функционирования специализированных предприятий по хранению и переработке радиоактивных отходов "Радон";
68. участвует в работе межправительственных комиссий.
IV. Права Департамента
6. Департамент для осуществления своих функций в соответствии с возложенными на него задачами имеет право:
1. взаимодействовать в установленном порядке и в пределах своей компетенции с Администрацией Президента Российской Федерации и аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратами палат Федерального Собрания Российской Федерации, с другими структурными подразделениями центрального аппарата Министерства, подведомственными Министерству федеральными агентствами, иными федеральными органами исполнительной власти, загранучреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и профессиональными объединениями, предприятиями и организациями строительного и жилищно-коммунального комплексов, в пределах своей компетенции - с зарубежными организациями по вопросам ведения Департамента;
2. запрашивать и получать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, структурных подразделений центрального аппарата Министерства, подведомственных Министерству федеральных агентств информационные материалы и документы, необходимые Департаменту для решения возложенных на него задач;
3. проводить совещания с участием представителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства, подведомственных Министерству федеральных агентств, организаций, находящихся в ведении федеральных агентств, а также представителей других органов государственной власти и российских организаций, привлекать в установленном порядке их специалистов для изучения и разработки предложений по решению актуальных проблем по вопросам ведения Департамента;
4. участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам своей компетенции и в установленном порядке давать по ним заключения, а также разъяснения предприятиям и организациям, структурным подразделениям других федеральных органов исполнительной власти, отраслевым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и гражданам Российской Федерации;
5. вносить предложения об отмене Министерством противоречащих федеральному законодательству решений подведомственных Министерству федеральных агентств, если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом;
6. рассматривать предложения органов государственной власти и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц о присвоении почетных званий и присвоению государственных наград за заслуги в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства работникам строительного и жилищно-коммунального комплексов, должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления и давать по ним Министру свои заключения и представления.
V. Организация деятельности Департамента
7. Департамент возглавляет Директор Департамента, назначаемый Министром.
Директор Департамента имеет трех заместителей. В отсутствие Директора Департамента его обязанности выполняет один из заместителей.
8. Директор Департамента:
1. руководит деятельностью и принимает решения по вопросам компетенции Департамента;
2. несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Департамент задач;
3. осуществляет контроль и принимает оперативные меры по соблюдению Департаментом установленных сроков выполнения поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководства Министерства;
4. докладывает Министру по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
5. визирует и подписывает в пределах своей компетенции документы, касающиеся деятельности Департамента;
6. по вопросам ведения Департамента по поручению Министра представляет Министерство в федеральных органах исполнительной власти, в российских учреждениях и организациях, в представительствах иностранных государств, а также в международных организациях;
7. ведет переписку по вопросам, относящимся к компетенции Департамента. В установленном порядке направляет информационные письма, а также письма с разъяснениями, рекомендациями, по вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры, градостроительства, территориального развития, жилищной политики, ценообразования и сметного нормирования, подготовки кадров, государственного регулирования, в том числе государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, лицензирования в строительстве, осуществления государственного архитектурно-строительного надзора, сертификации в строительстве, за исключением вопросов, входящих в компетенцию Министра промышленности и энергетики Российской Федерации и его заместителей;
8. распределяет обязанности между своими заместителями;
9. утверждает положения об отделах Департамента;
10. утверждает должностные инструкции работников Департамента;
11. вносит предложения руководству Министерства о назначении на должность и освобождении от должности работников Департамента, об их поощрении и награждении, привлечении к дисциплинарной ответственности, а также по совершенствованию структуры Департамента;
12. обеспечивает выполнение требований по соблюдению сотрудниками Департамента трудовой дисциплины, утвержденных в Министерстве правил внутреннего трудового распорядка;
13. несет ответственность за сохранность сведений, составляющих государственную или служебную тайну, а также информационных ресурсов, содержащих сведения ограниченного доступа, находящихся в ведении Департамента или полученных Департаментом от других организаций.
9. Департамент имеет в своем составе пять отделов, в том числе:
- отдел жилищной политики;
- отдел методологии управления и эксплуатации жилищного фонда;
- отдел реформирования коммунального сектора;
- отдел градостроительства, архитектуры и землепользования;
- отдел строительной политики.
10. Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства находится в непосредственном подчинении заместителя Министра промышленности и энергетики Российской Федерации согласно утвержденной структуре Министерства.
11. Департамент имеет бланк с наименованием Министерства и Департамента, форма которого утверждается Министром.
Министр промышленности и энергетики
Российской Федерации |
В.Б. Христенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о Департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства (утв. Министерством промышленности и энергетики РФ 4 октября 2004 г.)
Текст положения опубликован в газете "Промышленный еженедельник" от 25 октября 2004 г. N 39, в информационном бюллетене "Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве", 2004 г., N 5, в Информационном бюллетене "Законодательные и нормативные документы в жилищно-коммунальном хозяйстве", 2004 г., N 12
Настоящее Положение фактически прекратило действие
Постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 г. N 40 функции по выработке государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере строительства, архитектуры и жилищно-коммунального комплекса возложены на Министерство регионального развития РФ
Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 Министерство промышленности и энергетики РФ преобразовано в Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство энергетики РФ