Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к письму Управления МНС по г. Москве
от 8 октября 2004 г. N 23-01/3/64961
Порядок
действий налоговых органов при организации работы по исчислению транспортного налога
(извлечения)
1. Общие положения
Транспортный налог установлен главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации взамен отмененного налога с владельцев транспортных средств.
На территории г. Москвы налог введен с 1 января 2003 года Законом г. Москвы от 23.10.2002 N 48 "О транспортном налоге".
Является региональным налогом, все поступления по нему полностью направляются в территориальный дорожный фонд г. Москвы, консолидированный в бюджет города.
Юридические лица исчисляют и уплачивают налог самостоятельно, и в срок не позднее 20-го числа следующего за налоговым периодом месяца обязаны представить налоговую декларацию по налогу и произвести оплату.
Физические лица уплачивают налог в соответствии с налоговым уведомлением, направляемым в их адрес налоговыми органами. Налоговое уведомление направляется налогоплательщику - физическому лицу не позднее 1 июня года налогового периода.
2. Представление сведений и проверка на полноту и правильность заполнения реквизитов сведений
В соответствии с приказом Управления МНС России по г. Москве от 27.08.2003 N 224 "Об организации работы Управления МНС России по г. Москве и подведомственных налоговых инспекций по исчислению транспортного налога на основе сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств" сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, централизованно в Управление МНС России по г. Москве:
- на бумажных носителях в Отдел региональных и местных налогов и сборов;
- в электронном виде (на дискетах, дисках, по каналам связи) в Отдел учета и информирования налогоплательщиков.
Отделы проверяют Сведения на наличие всех реквизитов, предусмотренных приказом МНС России от 10.11.2002 N БГ-3-04/641 "Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств".
Вместе с тем у регистрирующих органов в соответствии с внутренними документами может отсутствовать ряд показателей, предусмотренных вышеназванным приказом. Поэтому Управлением предусмотрен минимальный набор показателей, который необходим для идентификации физического лица и транспортного средства и исчисления транспортного налога:
NN п/п |
Наименование показателя | Примечание |
Идентификационные данные физического лица | ||
1 | Фамилия, имя, отчество | Возможно принятие без даты рождения. Паспортные данные принимаются при наличии серии и номера паспорта, в том числе, когда отсутствует дата выдачи паспорта и каким органом он выдан |
2 | Адрес места жительства | |
3 | Реквизиты документа, удостоверяющего личность |
|
4 | Дата рождения | |
Идентификационные данные транспортного средства | ||
5 | Государственный регистрационный знак (номер) транспортного средства |
Для всех транспортных средств |
6 | Назначение (категория) транспортного средства |
Для всех транспортных средств |
7 | Тип (вид) транспортного средства |
Для всех транспортных средств |
8 | Мощность | Для всех транспортных средств (за исключением поименованных в п. 9 настоящей таблицы и иных водных и воздушных транспортных средств, где налог исчисляется с единицы транспортного средства) |
9 | Валовая вместимость | Для несамоходных водных транспортных средств |
10 | Дата постановки на учет | Для всех транспортных средств |
11 | Дата снятия с учета (при наличии таковой) |
Для всех транспортных средств |
После проверки, установив, что Сведения содержат все реквизиты, необходимые для исчисления транспортного налога, они направляются в Межрегиональную инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам N 39.
По результатам проверки Сведений составляется Протокол приема Сведений в соответствии с приказом МНС России от 16.07.2003 N БГ-4-04/19дсп "Об утверждении Порядка приема, обработки, учета и передачи налоговыми органами сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы".
Регистрирующие органы по видам транспортных средств приведены ниже:
Виды транспортных средств | Наименование регистрирующего органа |
Автомобили легковые и грузовые, автобусы, мотоциклы и мотороллеры |
1. Управление ГИБДД ГУВД г. Москвы; 2. Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Четвертого управления Восьмого Главного Управления МВД России |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы); снегоходы, мотосани |
Государственная инспекция г. Москвы по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Мосгортехнадзор) |
Самоходные суда внутреннего плавания с главным двигателем мощностью не менее чем 55 кВ и несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 т, а также любые пассажирские и наливные суда; Спортивные парусные и прогулочные парусные суда независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВ, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 т |
1. Государственная речная судоходная инспекция по Московскому бассейну (ГРСИ); 2. Управление МНС России по субъектам Российской Федерации, где расположены ГРСИ по Волжскому, Камскому, Северо-Западному, Северному, Беломорско-Онежскому, Печорскому, Обь-Иртышскому, Обскому, Восточно-Сибирскому, Енисейскому, Амурскому, Ленскому бассейнам; капитан речного порта, расположенного в устье реки Дон |
Суда смешанного (река-море/море-река) плавания, совершающие международные рейсы; Морские суда; Грузопассажирские суда; Нефтеналивные и буксирные суда; Другие самоходные и несамоходные суда |
Управления МНС России по субъектам Российской Федерации, где расположены Морские администрации портов - МАП (капитаны морского торгового порта) |
Суда рыбопромыслового флота | Управления МНС России по субъектам Российской Федерации, где расположены Морские администрации рыбных портов - МАП (капитаны морского рыбного порта) |
Моторные лодки, парусные суда, весельные, резиновые лодки, гидроциклы |
1. Государственная инспекция по маломерным судам г. Москвы (ГИМС); 2. Управление МНС России по субъектам Российской Федерации, где расположены иные ГИМС |
Спортивные и прогулочные парусные суда, другие спортивные и прогулочные суда |
Госкомспорт России |
Гражданские воздушные суда, в том числе: самолеты; вертолеты; другие воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей |
Отдел Государственного реестра гражданских воздушных судов Главной инспекции по безопасности полетов гражданских воздушных судов Российской Федерации департамента воздушного транспорта Минтранса России (в настоящее время Управление инспекции по безопасности полетов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации) |
3. Обработка Сведений МИМНС N 39 и рассылка их по налоговым органам
МИМНС N 39, получив Сведения, в зависимости, в каком виде они получены (на бумажных носителях или в электронном виде), осуществляет следующие действия.
На бумажных носителях
- по транспортным средствам, место регистрации которых приходится на г. Москву, осуществляет ввод и рассылку в электронном виде по инспекциям МНС России по г. Москве;
- по транспортным средствам, место регистрации которых приходится на другие субъекты Российской Федерации, осуществляет рассылку по Управлениям МНС России этих субъектов на бумажных носителях.
В электронном виде
Осуществляет ввод, сортировку и рассылку по инспекциям МНС России по г. Москве в зависимости от места жительства (нахождения) лица, на которого зарегистрировано транспортное средство.
МИМНС N 39 должна обеспечить:
- контроль на наличие обязательных реквизитов, а также по мощности транспортного средства, виду и типу транспортного средства (когда мощность в Сведениях для данной модели явно выходит за границы реальности, для отечественных легковых автомобилей - 300 л.с, для легковых иномарок - 1000 л.с);
- сортировку по месту жительства (нахождения) лица, на которого зарегистрировано транспортное средство. По результатам обработки
МИМНС N 39 осуществляет пересылку Сведений по ИМНС России по г. Москве для расчета транспортного налога;
- определяет неправильно указанные в Сведениях адреса (когда по результатам контрольной работы ИМНС установлено, что такого адреса не существует) и соответственно возвращает эти Сведения регистрирующим органам. Причинами возврата могут быть:
1. Дом снесен;
2. Адресат по данному адресу не проживает;
3. Дом без корпуса (когда дом имеет корпуса);
4. Отсутствует дом по данной улице;
5. Отсутствует такая квартира в доме;
6. За истечением срока хранения заказного письма;
7. Лицо считается пропавшим без вести;
8. Адресат выбыл на постоянное жительство за границу;
9. Налогоплательщик находится в местах лишения свободы;
10. Адресат умер;
12. Иные причины (при наличии таковых);
- регистрацию поступления и рассылки Сведений в соответствии с порядком, утвержденным приказом МНС России от 16.07.2003 N БГ-4-04/19дсп "Об утверждении Порядка приема, обработки, учета и передачи налоговыми органами сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы".
4. Расчет транспортного налога ИМНС г. Москвы и алгоритм действий ИМНС при несовпадении данных, полученных от регистрирующих органов, с данными налогоплательщиков, полученных в результате контрольной работы
Физические лица
Плательщики
После получения Сведений из МИМНС N 39 ИМНС России по г. Москве по месту жительства в соответствии со статьей 357 Кодекса производят исчисление транспортного налога физическим лицам, на которых зарегистрированы транспортные средства (по наземным и водным транспортным средствам - владельцам, по воздушным - эксплуатантам (в г. Москве физических лиц-эксплуатантов нет)).
В исключение приведенного порядка налогоплательщиками налога признаются также физические лица, владеющие и распоряжающиеся транспортными средствами на основании доверенности, выданной до 29.07.2002 лицами, на которых зарегистрированы транспортные средства. С 29.07.2002 плательщиками являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства независимо от передачи транспортных средств по доверенности другим лицам.
Вместе с тем в соответствии со статьей 186 Гражданского кодекса Российской Федерации срок действия доверенности не может превышать трех лет. После окончания срока доверенности на право владения или распоряжения транспортным средством, выданной до 29.07.2002, налогоплательщиком транспортного налога признается физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.
Если срок доверенности истекает в течение налогового периода, то в этом случае налог за период с начала года по месяц истечения срока доверенности уплачивает лицо, получившее транспортное средство по доверенности до 29.07.2002. За период с месяца, следующего за истечением срока доверенности, до конца налогового периода - лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.
Пример.
Доверенность выдана в сентябре 2000 года, трехлетний срок истекает в сентябре 2003 года, в этом случае лицо, получившее по доверенности ТС, уплачивает налог за период январь-сентябрь (коэффициент 9/12), а лицо, на которое зарегистрировано ТС, - за период октябрь-декабрь 2003 года (коэффициент 3/12).
По транспортным средствам, переданным по доверенности до 29 июля 2002 года, физические лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, обязаны направить в инспекцию МНС России г. Москвы по месту своего жительства уведомление о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
В уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие:
1) лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;
2) транспортное средство;
3) лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности;
4) доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств;
5) нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности).
Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении транспортного средства (в том числе о дате приобретения) и передаче транспортного средства (в том числе о дате передачи).
Таким образом, в соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 к уведомлению необходимо приложить:
1) Документы, подтверждающие приобретение транспортных средств, ими могут являться:
договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату;
справка-счет;
документы, выдаваемые органами, осуществляющими государственную регистрацию (при государственной регистрации транспортных средств на собственника транспортных средств).
2) Документы, подтверждающие передачу транспортных средств, ими могут являться:
расписка в получении транспортных средств;
документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю.
3) Документы, подтверждающие передачу на основании доверенности прав на владение и распоряжение транспортным средством, ими могут являться:
доверенность на право, в том числе владения и распоряжения;
копия доверенности, заверенная нотариусом.
Таким образом, только при представлении указанных документов обязанность по уплате транспортного налога слагается с физического лица, на которого зарегистрировано транспортное средство, и налог предъявляется лицу, получившему транспортное средство по доверенности.
При подтверждении указанных условий инспекция МНС России по г. Москве по месту нахождения транспортного средства (месту жительства лица, на которого транспортное средство зарегистрировано) извещает лицо, на которое оно зарегистрировано, и лицо, которому это транспортное средство передано на основании доверенности, о признании второго лица налогоплательщиком транспортного налога по данному транспортному средству. При этом инспекция по месту нахождения транспортного средства (месту жительства лица, на которого зарегистрировано транспортное средство) открывает карточку лицевого счета по транспортному налогу на лицо, которому транспортное средство передано по доверенности, осуществляет постановку на учет этого физического лица в качестве налогоплательщика и производит исчисление транспортного налога.
В случае если инспекция не может подтвердить соблюдение условий, установленных статьей 357 Кодекса, при соблюдении которых налогоплательщиком транспортного налога может быть признано лицо, указанное в доверенности, то инспекция по месту нахождения транспортных средств извещает лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, о невозможности признания налогоплательщиком транспортного налога лица, указанного в доверенности, с указанием оснований невозможности применения части второй статьи 357 Кодекса.
Приказ УМНС России по г. Москве от 27.08.2003 N 224 "Об организации работы Управления МНС России по г. Москве и подведомственных налоговых инспекций по исчислению транспортного налога на основе сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств", в редакции приказа УМНС России по г. Москве от 26.05.2004 N 160; письма УМНС России по г. Москве от 27.05.2004 N 23-01/3/35319.
Рассмотрим порядок действий ИМНС в следующих ситуациях:
Порядок исчисления транспортного налога в случае смерти физического лица, на которого зарегистрировано транспортное средство, в течение налогового периода.
В соответствии со статьей 357 главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками транспортного налога (далее - налог) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Статьей 44 Кодекса определено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества.
Исходя из изложенного, транспортный налог физическим лицам, умершим до 1 января 2003 года, по транспортным средствам, зарегистрированным за ними, не исчисляется.
В случае если смерть физического лица, за которым зарегистрировано транспортное средство, наступила в течение налогового периода, транспортный налог исчисляется за период с начала года по месяц смерти физического лица включительно. Например, если смерть гражданина наступила в мае 2003 года, налог исчисляется за пять месяцев с применением коэффициента 5/12.
В соответствии с пунктом 6 статьи 85 Кодекса органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.
Задолженность по налогу за транспортное средство, зарегистрированное за умершим физическим лицом, за период с начала года по месяц смерти включительно уплачивает наследник физического лица после вступления в права наследования. Налоговые органы после получения информации от органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, и нотариусов, осуществляющих частную практику, направляют налоговое уведомление на уплату задолженности по транспортному налогу лицу, вступившему в права наследования. Уведомление на уплату задолженности по транспортному налогу направляется в соответствии со статьей 52 Кодекса не позднее 30 дней (плюс шесть дней дается на прохождение через почту) до наступления срока платежа.
Если наследник, вступивший в права наследования, регистрирует транспортное средство за собой, то в этом случае он является плательщиком транспортного налога с месяца регистрации за ним транспортного средства и у него возникает обязанность уплатить налог в сроки, установленные для оплаты налога за налоговый период, в котором он зарегистрировал за собой транспортное средство.
Если к моменту смерти физического лица налог уже исчислен, основанием для сложения будет являться свидетельство о смерти гражданина либо официальная информация органов, занимающихся регистрацией актов гражданского состояния.
Пункт 3 письма Управления МНС России по г. Москве от 12.02.2004 N 23-01/В/8450 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога".
<...>
Автомобиль сгорел в 2002 году (есть подтверждающие документы), снят с учета в 2003 году. Надо ли в этом случае платить налог за 2003 год?
В соответствии со статьей 357 Кодекса плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Статьей 362 Кодекса установлено, что в случае снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
Таким образом, Кодексом прекращение взимания транспортного налога предусмотрено только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах, иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено. Следовательно, взимание трансцортного налога в случае утраты транспортного средства в результате пожара (аварии и т.д.) прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета.
Пункт 5 письма Управления МНС России по г. Москве от 21.07.2004 N 23-01/48251 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога и порядка действий налоговых органов в случае несогласия налогоплательщика с суммой предъявленного налога".
Начисляется ли транспортный налог на автомобиль, на который наложен арест, либо транспортное средство конфисковано по решению суда?
В соответствии со статьей 357 Кодекса плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Кодексом прекращение взимания транспортного налога предусмотрено только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах, иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
Таким образом, взимание транспортного налога в случае ареста транспортного средства либо конфискации его по решению суда прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета.
Пункт 11 письма Управления МНС России по г. Москве от 21.07.2004 N 23-01/48251 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога и порядке действий налоговых органов в случае несогласия налогоплательщика с суммой предъявленного налога".
<...>
Порядок действии# ИМНС в случае обращения ФЛ, что они не имели и не имеют в собственности ТС, владельцами которых они являются по данным регистрирующих органов.
В случае поступления в налоговый орган заявления, в котором говорится об отказе физического лица от уплаты транспортного налога в связи с отсутствием у него транспортного средства, сотрудник ИМНС, ответственный за работу с транспортным налогом, обязан:
1. Принять заявление физического лица об отсутствии зарегистрированного на него транспортного средства.
2. Подготовить запрос в территориальное подразделение ГИБДД ГУВД г. Москвы с просьбой подтвердить факт регистрации транспортного средства на это физическое лицо.
При поступлении из территориального подразделения ГИБДД ГУВД г. Москвы подтверждения, что данное транспортное средство действительно зарегистрировано на физическое лицо, обратившееся в ИМНС с заявлением об отсутствии у него транспортного средства, сотрудник ИМНС направляет копии заявления налогоплательщика и подтверждение территориального подразделения ГИБДД ГУВД г. Москвы о факте регистрации на него транспортного средства в Управление МНС России по г. Москве.
Если территориальным подразделением ГИБДД ГУВД г. Москвы факт регистрации транспортного средства на данное физическое лицо не подтверждается, ИМНС производит сложение транспортного налога и направляет полученные материалы в Управление МНС России по г. Москве.
Управлением МНС России по г. Москве все материалы направляются в Управление ГИБДД ГУВД г. Москвы для проверки факта совершения регистрационных действий либо внесения изменений в централизованную базу данных по транспортным средствам и лицам, на которых они зарегистрированы.
Пункт 9 письма Управления МНС России по г. Москве от 21.07.2004 N 23-01/48251 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога и порядке действии# налоговых органов в случае несогласия налогоплательщика с суммой предъявленного налогам#".
Порядок действий ИМНС в связи с признанием регистрации транспортного средства недействительной.
В соответствии с пунктом 55 "Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ", утвержденных приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, при установлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в совершении регистрационных действий, в том числе в результате проверки, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, проведенная регистрация транспортного средства считается недействительной и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.
Пунктом 75 Правил предусмотрено, что при установлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, произведенная регистрация транспортного средства считается недействительной, и транспортные средства подлежат снятию с регистрационного учета в связи с аннулированием регистрации. Регистрационный документ, паспорт транспортного средства и регистрационные знаки в случае их отсутствия в материалах проверок сдаются в регистрационное подразделение, хранятся и уничтожаются в установленном порядке, а при их утрате признаются недействительными и подлежат учету в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.
Учитывая, что в соответствии со статьей 357 Кодекса плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, в случае признания регистрации транспортного средства недействительной ИМНС производит сложение суммы начисленного транспортного налога.
Пункт 10 письма Управления МНС России по г. Москве от 21.07.2004 N 23-01/48251 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога и порядке действий налоговых органов в случае несогласия налогоплательщика с суммой предъявленного налога".
Объект, налогооблагаемая база и ставки налога
Ставки налога (в пределах, установленных статьей 361 НК РФ) утверждены статьей 6 Закона г. Москвы от 23.10.2002 N 48 "О транспортном налоге". Объект налогообложения и налоговая база установлены в соответствии со статьями 358 и 359 НК РФ:
Наземные транспортные средства
Наименование объекта налогообложения Вид транспортного средства |
Налого- вая ставка (в рублях) |
Коды по приказу МНС России от 10.11.2002 N БГ-3-04/641 |
Назначение (категория) транспортного средства по классификации Конвенции о дорожном движении |
Тип транспо- ртного средства |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): - до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
5 | 510, 590 | В Автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8 |
Легковой |
- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
15 | |||
- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно |
20 | |||
- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно |
25 | |||
- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) |
35 | |||
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): - до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно |
3 | 560, 561, 562 | А Мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства |
Мототра- нспорт- ные средства |
- свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно |
6 | |||
- свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) |
20 | |||
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): - до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно |
6 | 540 | D Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя |
Автобусы |
- свыше 110 л.с. до 200 л.с. (свыше 80,9 кВт до 147,1 кВт) включительно |
10 | |||
- свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) |
20 | |||
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): - до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
6 | 520, 590 | В Автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8 С Автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 т |
Грузовые автомо- били |
- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
10 | |||
- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно |
15 | |||
- свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно |
20 | |||
- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) |
25 | |||
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) |
6 | 570 | Прочие самоходные ТС, снегоходы, мотосани |
Комбай- ны, тракто- ры, про- чие са- моходные ТС |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): - до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно |
10 | 566, 567 | Снегохо- ды, мотосани |
|
- свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) |
20 |
Примечание. Для целей налогообложения тип транспортного средства определяется с учетом категории ТС (А, В, С и D):
Категория "А" - мототранспортные средства - код - 560 (мотоциклы, мотороллеры). Если указан тип ТС мотоцикл, код - 561, если мотороллер - 562, если не указан тип, общий код - 560.
Категория "D" - автобус.
Категория "С" - грузовой автотранспорт.
Категория "В" пересекается с видом (типом) ТС указанных в категории "В" и "С", особенно вид (тип) "специализированное" (код 590 "Иные автотранспортные средства"). По этому коду вид (тип) ТС, при отсутствии других данных, считать "грузовым".
Водные и воздушные транспортные средства
Наименование объекта налогообложения Вид транспортного средства |
Налого- вая ставка (в рублях) |
Коды (приказ МНС России от 10.11. 2002 N БГ-3- 04/641 |
Регист- рирующий орган |
Назначе- ние (катего- рия) транспор- тного средства |
Тип транспор- тного средства |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
20 |
420, 421, 423, 425 |
ГИМС, ГРСИ, капитаны портов |
Суда морские и внутреннего плавания (пассажирские, грузовые, промысловые, спортивные, туристические и прогулочные), теплоходы, катера и моторные лодки |
|
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) |
30 | ||||
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
35 | 422, 426 | ГРСИ, ГИМС |
Яхты и другие парусно-моторные суда, имеющие двигатели (спортивные, туристические и прогулочные) |
|
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) |
60 | ||||
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
35 | 424 | ГИМС | Суда специальные (гидроциклы) |
|
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) |
60 | ||||
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) |
20 | 427, 429 | ГРСИ, капитаны портов |
Несамоходные (буксируемые) суда (суда сухогрузные и наливные несамоходные морские, суда сухогрузные несамоходные речные, суда наливные несамоходные речные и озерные), другие водные ТС несамоходные, для которых определяется валовая вместимость (суда технические и вспомогательные несамоходные речные и озерные) |
|
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) |
25 |
410, 411, 412, 419 |
Департа- мент воздуш- ного транспо- рта Минтран- са России |
Для воздушных ТС указывае- тся пассажир- ское, грузовое и иное ТС |
Для воздушных ТС указывае- тся мо- дель (на- пример), "Ан-2", "Ми-8Т" и т.д.) |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) |
200 | 410, 413 | Департа- мент воздуш- ного транспо- рта Минтран- са России |
Для воздушных ТС указывае- тся аэростат, дири- жабль, шары воз- душные, планеры, дельтап- ланы и т.п. |
Воздушные ТС, не имеющие двигате- лей |
420, 422, 426, 428, 429 |
ГРСИ, капитаны портов |
Суда промысловые морские и речные несамоходные (суда добывающие, обрабатывающие и приемно-транспорт- ные несамоходные, плашкоуты, баржи приемно-транспорт- ные промысловые несамоходные), яхты и парусные суда, не имеющие двигателей, водные транспортные средства, не имеющие двигателей (кроме весельных лодок), другие водные ТС несамоходные (суда технические и вспомогательные несамоходные морские, суда технические и вспомогательные несамоходные речные и озерные) |
Примечание. Для целей налогообложения водных ТС важно разделить суда несамоходные, по которым определяется валовая вместимость, и другие ТС, не имеющие двигателей.
Для целей налогообложения воздушных ТС играет роль только, имеет ли или не имеет воздушное ТС двигатели, от этого зависит налогооблагаемая база и соответственно ставка. Например, код 410 "Воздушные ТС" является обобщающим как для ТС с двигателями, так и для ТС без двигателей. Коды 411 "Самолеты", 412 "Вертолеты" и 419 "Другие воздушные ТС" только для ТС с двигателями, а код "413" только для ТС без двигателей.
ТС, не являющиеся объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, и виды ТС (налогоплательщики), освобожденные от уплаты налога в соответствии со статьей 9 Закона г. Москвы, приведены ниже:
Пункт 2 статьи 358 Кодекса |
Наименование транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом |
1 | 2 |
1. | Весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с. |
2. | Автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке |
3. | Промысловые морские и речные суда |
4. | Пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок |
5. | Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции |
6. | Транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба |
7. | Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выданным уполномоченным органом |
8. | Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы |
Статья 9 Закона г. Мос- квы |
Наименование налоговых льгот |
А) | Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий |
Б) | лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 л.с. (до 51,49 кВт) включительно, - по этим автомобилям |
В) | организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, - по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси). В целях применения настоящего пункта к транспортным средствам, освобождаемым от налогообложения, относятся транспортные средства, использующие при перевозке пассажиров по единым условиям единые тарифы за проезд, установленные органами исполнительной власти г. Москвы, с учетом предоставления всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке |
Г) | ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий (с 01.01.2005) |
В соответствии со статьей 9 Закона г. Москвы при возникновении (утрате) права на льготы в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, предшествующих месяцу (следующих за месяцем) возникновения (утраты) права на льготы, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
При этом коэффициент рассчитывается до трех знаков после запятой, а сумма налога определяется в полных рублях; 50 копеек и более округляются до целого рубля, а менее 50 копеек не учитываются.
Рассмотрим порядок действия ИМНС в следующих ситуациях:
В качестве подтверждения сведений об угоне транспортного средства налогоплательщиком представлена ксерокопия справки об угоне. Является ли ксерокопия справки об угоне основанием для пересчета транспортного налога?
Нет, основанием для пересчета транспортного налога является только подлинник справки об угоне, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, выданной органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и т.д.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.
Если у сотрудников ИМНС возникают сомнения в подлинности справки об угоне (например, в случае отсутствия подтверждения факта угона в сведениях, представленных регистрирующими органами), то в этом случае ИМНС направляет запрос в орган МВД России, выдавший документ об угоне, с просьбой подтвердить факт угона транспортного средства.
Пункт 2 письма Управления МНС России по г. Москве от 21.07.2004 N 23-01/48251 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога и порядке действий налоговых органов в случае несогласия налогоплательщика с суммой предъявленного налога".
Порядок исчисления налога
Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Налог исчисляется в зависимости от количества месяцев, в течение которых за лицом было зарегистрировано транспортное средство. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
При этом сумма налога по каждому транспортному средству определяется в полных рублях; 50 копеек и более округляются до целого рубля, а менее 50 копеек не учитываются, а коэффициент применяется в виде дробного числа. Например, транспортное средство зарегистрировано за организацией в сентябре - коэффициент составит 4/12.
1. Налог исчисляется по наземным, водным, воздушным транспортным средствам (далее - ТС), имеющим двигатели, исходя из мощности двигателей в лошадиных силах (далее - л.с.), в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах, в отношении иных водных и воздушных ТС, не имеющих двигателей, или в отношении которых не определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как единица ТС.
Например, к водным ТС, на которые установлен налог к единице ТС, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения, к воздушным ТС - дельтапланы, воздушные шары и т.д.
2. В случае если в технической документации на ТС мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (л.с.) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962.
При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (л.с.) округление производится с точностью до второго знака после запятой.
Например, водное ТС (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л.с. (155 кВт х 1,35962).
3. По ТС, имеющим несколько двигателей, налоговая база в отношении данного ТС определяется как сумма мощностей этих двигателей в лошадиных силах.
Например, на теплоход зарегистрировано два двигателя по 85 л.с. каждый, следовательно, мощность двигателя лодки равна 170 л.с. Сумма налога составит 5100 руб. (170 л.с. х 30 руб.).
4. Исчисление транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде.
При этом сумма налога по каждому транспортному средству определяется в полных рублях; 50 копеек и более округляются до целого рубля, а менее 50 копеек не учитываются, а коэффициент применяется в виде дробного числа. Например, транспортное средство зарегистрировано за организацией в сентябре - коэффициент составит 4/12.
Пример 1
Легковой автомобиль с мощностью двигателя 100 л.с. был зарегистрирован в органах ГИБДД 25 января 2004 года, а снят с регистрации в связи с его продажей 8 декабря 2004 года. В этом случае сумма налога будет исчисляться с учетом коэффициента, равного 1, так как месяц регистрации, а также месяц снятия ТС с регистрации принимаются за полный месяц.
Сумма налога составит 500 руб. (100 л. с. х 5 руб. х 1).
Пример 2
Легковой автомобиль с мощностью двигателя 97 л.с. зарегистрирован в органах, осуществляющих государственную регистрацию, в январе 2003 года и снят с регистрации в феврале 2004 года. В этом случае транспортный налог за 2003 год будет исчислен с учетом коэффициента, равного 1, а за 2004 год - с учетом коэффициента, равного 2/12.
Сумма налога за 2003 год составит - 485 руб. (97 л.с. х 5 руб. х 1).
Сумма налога за 2004 год составит - 81 руб. (97 л.с. х 5 х 2/12 = 80,83).
Пример 3
Физическое лицо зарегистрировало автомобиль в органах Госавтоинспекции 15 мая 2005 года и сняло его с учета в органах Госавтоинспекции 29 мая 2005 года в связи с реализацией. Расчет налога в данном случае будет произведен налоговым органом с учетом коэффициента, равного 1/12, так как в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течение налогового периода, производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика, определяемого в порядке, аналогичном порядку, указанному выше.
5. Исчисление транспортного налога по ТС, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и (или) изменялась его мощность, производится с учетом указанных изменений и месяца такого изменения.
Пример
Легковой автомобиль имеет мощность двигателя 150 л.с. 5 мая 2004 года налогоплательщиком заменен и зарегистрирован двигатель. Мощность двигателя транспортного средства составила 180 л.с. Законом г. Москвы установлена ставка транспортного налога для данной категории ТС при мощности двигателя 150 л.с. - 15 руб., при мощности двигателя 180 л.с. - 20 руб. за 1 л.с. Сумма транспортного налога за 2004 год в этом случае составит 3150 руб. ((150 л.с. х 15 руб. х 4/12) + (180 л.с. х 20 руб. х 8/12).
Порядок и сроки уплаты налога
Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода. Налоговое уведомление формируется по форме, утвержденной приказом МНС России от 15.03.2004 N БГ-3-04/198 "О формах налоговых уведомлений" (при исчислении налога за 2003 год применялась форма налогового уведомления, утвержденная приказом МНС России от 14.10.2002 N БГ-3-04/566).
Новая форма налогового уведомления размещена на двух страницах, учитывает перерасчеты за прошлый налоговый период и в ней предусмотрена возможность расчета налога за несколько зарегистрированных за физическим лицом транспортных средств.
Учитывая существующую технологию централизованной печати и рассылки налоговых уведомлений и платежных документов (например, ограниченное количество листов, которые могут разместиться в конверте, необходимость учесть суммы ранее оплаченного налога), налоговое уведомление, предназначенное для централизованной печати, размещено на одном листе. При этом форма уведомления не меняется. Кроме того, налоговое уведомление и платежный документ печатается не более чем на одно транспортное средство одновременно за прошлый налоговый период (2003 год) и текущий налоговый период (2004 год).
Так как регистрация ТС осуществляется на одно лицо без учета долевой собственности, транспортный налог исчисляется исключительно лицу, на которое зарегистрировано транспортное средство.
Уплата налога производится налогоплательщиками по местонахождению транспортных средств, в срок не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если до 20 декабря года налогового периода налоговые органы не смогли направить налоговое уведомление, устанавливаются следующие сроки уплаты налога:
- при централизованной рассылке налоговых уведомлений через МИМНС N 39 - 66 дней с момента начисления;
- при направлении по почте непосредственно самой ИМНС - 36 дней;
- при вручении лично под расписку - 30 дней.
По транспортным средствам, зарегистрированным на территории г. Москвы, исчисление транспортного налога физическим лицам, контроль за его своевременным и полным внесением в бюджет г. Москвы осуществляют инспекции МНС России по административным округам г. Москвы по месту жительства физических лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства.
ИМНС должны обеспечить:
1. Сверку полученных из МИМНС N 39 Сведений с базами данных ИМНС;
2. Постановку на налоговый учет в случае отсутствия расхождений с базами данных ИМНС и наличия всех реквизитов, необходимых для постановки на учет;
3. Групповой расчет налога и открытие лицевого счета налогоплательщику;
4. Формирование файлов для отправки в МИМНС N 39 для печати налоговых уведомлений и платежных документов на уплату налога в соответствии с утвержденным форматом;
5. При необходимости, в случае уточнения данных по налогоплательщику, - печать налоговых уведомлений и платежных документов на уплату налога в ИМНС и их рассылку налогоплательщикам.
6. Корректировку сумм налога в порядке перерасчета сотрудниками ИМНС России по г. Москве и соответственно сроков уплаты налога:
- при представлении физическим лицом справки, подтверждающей факт бесплатного или льготного получения (приобретения) инвалидом транспортного средства по линии органов социальной защиты населения г. Москвы, подписанной начальником Управления социальной защиты населения.
Порядок действий ИМНС описан в письме Управления МНС России по г. Москве от 16.03.2004 N 23-10/3/17038 "О непризнании легковых автомобилей, полученных через органы социальной защиты населения, объектом налогообложения транспортным налогом";
- документов, подтверждающих, что физическое лицо является сельскохозяйственным производителем и на него зарегистрированы тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).
Порядок действий ИМНС описан в пункте 17.3 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177;
- документов, подтверждающих, что транспортные средства находятся в розыске.
Порядок действий ИМНС описан в пункте 17.4 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177;
- документов, подтверждающих, что физическое лицо является Героем Советского Союза, Героем Российской Федерации, награждено орденом Славы трех степеней, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий.
Статья 9 Закона г. Москвы от 29.10.2002 N 48 "О транспортном налоге";
- физическим лицам, передавшим транспортные средства по доверенности до 29.07.2002 в случае признания налогоплательщиками лиц, получивших транспортные средства по доверенности.
Произвести сложение налога с лица, на которого зарегистрировано транспортное средство, и начисление налога лицу, получившему транспортное средство по доверенности.
Налог лицу, получившему по доверенности транспортное средство, если это лицо признано плательщиком, исчисляет ИМНС по местожительству лица, на которого зарегистрировано транспортное средство (код ОКАТО по местожительству лица, на которого зарегистрировано транспортное средство).
Порядок действий ИМНС описан в пунктах 7-10 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, приказе УМНС России по г. Москве от 26.05.2004 N 160 и письме УМНС России по г. Москве от 27.05.2004 N 23-01/3/35319;
- физическое лицо представило документы, подтверждающие, что сведения, представленные регистрирующими органами, ошибочны. Например, неправильно указана мощность двигателя, регистрационный номер, данные, идентифицирующие физическое лицо (Ф.И.О., паспортные данные); время владения транспортным средством, изменение адреса местожительства, в том числе при передаче по доверенности, и т.д.
Порядок действий ИМНС в следующих ситуациях:
Какие документы необходимы для пересчета транспортного налога и каков порядок действий налоговых органов, если транспортное средство снято с учета в течение налогового периода?
В соответствии со статьей 357 главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками транспортного налога (далее - налог) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Статьей 362 Кодекса установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Таким образом, документами, являющимися основанием для пересчета транспортного налога в связи со снятием с учета транспортного средства, являются сведения, представленные органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Вместе с тем в случае обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением о пересчете налога в связи со снятием с учета транспортного средства сотрудникам ИМНС следует руководствоваться порядком, изложенным в пункте 4 письма Управления МНС России по г. Москве от 12.02.2004 N 23-01/3/8450 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога". При этом запрос в территориальное подразделение Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы направляется только в случае, если в течение двух месяцев, начиная с месяца снятия с учета транспортного средства, от Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы централизованно не поступили сведения, подтверждающие факт снятия с учета транспортного средства.
Пункт 1 письма Управления МНС России по г. Москве от 21.07.2004 N 23-01/48251 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога и порядке действий налоговых органов в случае несогласия налогоплательщика с суммой предъявленного налога".
Порядок действий налоговых органов в случае расхождения сведений о транспортных средствах и их владельцах, полученных централизованно из Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы, с данными, представленными налогоплательщиками - физическими лицами.
В случае обращения налогоплательщика в налоговый орган о расхождении данных, указанных в паспорте транспортного средства (свидетельстве о регистрации, паспорте гражданина Российской Федерации), со сведениями, указанными в налоговом уведомлении, заполненном на основе сведений, полученных централизованно из Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы, сотрудник налоговой инспекции обязан:
1. Принять заявление от физического лица.
2. Проверить подлинники представленных документов, снять с них копии, заверив копии своей подписью, и приложить к заявлению физического лица.
3. На основе представленных документов произвести перерасчет транспортного налога, установив новый срок уплаты в соответствии со статьей 52 Кодекса.
В случае если есть возможность (с согласия налогоплательщика) - распечатать налоговое уведомление и платежный документ на уплату налога и в день обращения вручить налогоплательщику под расписку. В этом случае срок уплаты устанавливается 30 дней с момента вручения налогоплательщику налогового уведомления.
Если отсутствует возможность лично (в день обращения) вручить налогоплательщику налоговое уведомление и платежный документ на уплату налога, то документы на уплату налога направляются налогоплательщику по почте заказным письмом. В этом случае срок уплаты устанавливается 30 дней плюс шесть дней (дается на прохождение через почту) с момента начисления налога.
4. Направить запрос с приложением копий документов, представленных налогоплательщиком, в территориальное подразделение ГИБДД ГУВД г. Москвы с просьбой подтвердить подлинность сведений (документов), представленных налогоплательщиком.
5. В случае получения заявления по почте с приложением копий документов, свидетельствующих о расхождении данных, указанных в них, со сведениями, содержащимися в налоговом уведомлении, направляется запрос в территориальное подразделение ГИБДД ГУВД г. Москвы с просьбой подтвердить подлинность сведений (документов), представленных налогоплательщиком.
Только после подтверждения ГИБДД сведений (документов), представленных налогоплательщиком, делается перерасчет транспортного налога и налогоплательщику направляются по почте заказным письмом налоговое уведомление и платежный документ на уплату налога. В этом случае срок уплаты устанавливается 30 дней плюс шесть дней (дается на прохождение через почту) с момента начисления налога.
Пункт 4 письма Управления МНС России по г. Москве от 12.02.2004 N 23-01/3/8450 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога".
Порядок действий налоговых органов в случае предъявления налогоплательщиками - физическими лицами платежных документов на уплату налога с владельцев транспортных средств за 2003 год.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" с 1 января 2003 года на всей территории Российской Федерации отменен налог с владельцев транспортных средств.
Контроль за уплатой налога с владельцев транспортных средств осуществлялся органами ГИБДД при регистрации, перерегистрации или прохождении технического осмотра транспортных средств.
Законом г. Москвы от 23.10.2002 N 48 "О транспортном налоге" в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2003 года на территории г. Москвы введен транспортный налог.
В соответствии со статьями 362-363 Кодекса начиная с 2003 года налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налоговых уведомлений, направляемых в их адрес налоговыми органами, то есть уплата транспортного налога с 2003 года не связана с регистрацией, перерегистрацией, снятием с учета или прохождением технического осмотра в подразделениях ГИБДД.
Вместе с тем в ряде случаев при регистрации транспортных средств (прохождении технического осмотра и т.д.) по требованию отдельных сотрудников территориальных подразделений ГИБДД ГУВД г. Москвы автовладельцы - физические лица уплачивали налог с владельцев транспортных средств за 2003 год.
В случае обращения автовладельцев - физических лиц с заявлениями о возврате излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств либо его зачете в счет уплаты транспортного налога за 2003 год необходимо иметь в виду следующее.
Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов производится в соответствии с главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации, а порядок оформления документов на возврат (зачет) налога осуществляется на основе Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411.
Учитывая, что контроль за исчислением и уплатой налога с владельцев ТС физическими лицами налоговые органы до 2003 года не осуществляли, физическому лицу, обратившемуся с заявлением о возврате либо зачете излишне уплаченного налога, к своему заявлению необходимо приложить квитанцию на уплату налога за 2003 год. При этом квитанция должна содержать сведения, позволяющие идентифицировать физическое лицо и транспортное средство, а также период, за который уплачивается налог, а именно: Ф.И.О., адрес местожительства, государственный номер транспортного средства и период, за который уплачен налог.
В случае отсутствия государственного номера транспортного средства или периода, за который уплачивался налог с владельцев транспортных средств, возврат (зачет) налога производится при наличии подтверждения подразделения ГИБДД, в котором транспортное средство зарегистрировано, заверенного гербовой печатью либо печатью, используемой для заверения Свидетельства о регистрации ТС.
Кроме того, в соответствии с разделом X Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов возврат налогоплательщикам (плательщикам сборов), налоговым агентам излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и других обязательных платежей из бюджета или внебюджетного фонда производится при условии фактического зачисления указанных сумм на счета по учету доходов бюджетов или внебюджетных фондов.
Таким образом, сотрудники налогового органа должны убедиться, что сумма излишне уплаченного за 2003 год налога с владельцев транспортных средств поступила на счет налогового органа.
О результатах рассмотрения заявления налогоплательщик ставится в известность в письменном виде.
Пункт 2 письма Управления МНС России по г. Москве от 12.02.2004 N 23-01/3/8450 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога".
Порядок действий налоговых органов в случае представления налогоплательщиком документов, подтверждающих выбраковку (утилизацию) транспортного средства.
Кодексом прекращение взимания транспортного налога предусмотрено только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах, иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
В соответствии с приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" одним из оснований снятия с регистрационного учета транспортных средств является их утилизация. При этом пунктом 92 приказа предусмотрено, что в реестре регистрации транспортных средств, карточке учета транспортного средства, паспорте транспортного средства, а также в свидетельстве о регистрации транспортного средства, выданном в случаях, предусмотренных пунктом 91 Правил, делается отметка о снятии транспортного средства с регистрационного учета с указанием конкретного основания (утилизация транспортного средства).
Таким образом, взимание транспортного налога в случае утилизации (выбраковки) транспортного средства прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета.
Порядок действий налоговых органов аналогичен порядку, изложенному в пункте 1 настоящего письма.
Пункт 3 письма Управления МНС России по г. Москве от 21.07.2004 N 23-01/48251 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога и порядке действий налоговых органов в случае несогласия налогоплательщика с суммой предъявленного налога".
В налоговом уведомлении неверно указан код бюджетной классификации, из-за чего налогоплательщиком несвоевременно уплачен налог. Платится ли в этом случае пеня?
В случае обращения налогоплательщика с заявлением о том, что в налоговом уведомлении неверно указан код бюджетной классификации, ИМНС следует руководствоваться порядком, изложенным в пункте 4 письма Управления МНС России по г. Москве от 12.02.2004 N 23-01/3/8450 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога". Пеня в этом случае не начисляется.
Пункт 4 письма Управления МНС России по г. Москве от 21.07.2004 N 23-01/48251 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога и порядке действий налоговых органов в случае несогласия налогоплательщика с суммой предъявленного налог.
Можно ли рассчитать налог на основе документов, представленных налогоплательщиком?
Статьей 362 Кодекса установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Таким образом, документами, являющимися основанием для расчета транспортного налога, являются сведения, представленные органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Вместе с тем в случае добровольного представления налогоплательщиком данных на зарегистрированное на него транспортное средство (при отсутствии сведений регистрирующих органов) сотрудником ИМНС составляется акт проверки представленных налогоплательщиком документов. В акте указываются все данные на налогоплательщика и зарегистрированное на него транспортное средство, предусмотренные приказом МНС России от 10.11.2002 N БГ-3-04/641 и необходимые для постановки физического лица на налоговый учет и исчисления транспортного налога. Акт подписывается должностным лицом ИМНС и налогоплательщиком и направляется в Управление МНС России по г. Москве (Отдел учета и информирования налогоплательщиков) для выверки с базами данных регистрирующих органов.
Пункт 6 письма Управления МНС России по г. Москве от 21.07.2004 N 23-01/48251 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога и порядке действий налоговых органов в случае несогласия налогоплательщика с суммой предъявленного налога".
Порядок действий ИМНС в случае представления регистрирующими органами неверных данных об адресе налогоплательщика.
Пунктом 6 "Положения о проведении государственного осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним ГИБДД МВД РФ", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.98 N 880, установлено, что для проведения государственного технического осмотра собственник (представитель собственника) обязан представить в ГИБДД документ, удостоверяющий личность.
В соответствии с пунктом 14 "Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ", утвержденных приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, при совершении регистрационных действий необходимо установить личность собственника или владельца транспортного средства на основании документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, выданных в установленном законодательством порядке.
О произведенной регистрации, снятии с регистрационного учета транспортного средства, выдаче и приеме регистрационных документов, паспортов транспортных средств и иных документов, а также регистрационных знаков делается запись в реестре регистрации транспортных средств (п. 70 Правил).
Реестр регистрации транспортных средств (приложение 3 к Правилам) должен содержать следующие сведения о собственнике транспортного средства:
- наименование организации (фамилия, имя, отчество, пол);
- дата и место рождения;
- гражданство;
- адрес места жительства (юридический адрес);
- документ, удостоверяющий личность (наименование, серия, номер, кем, когда выдан);
- ИНН (при наличии);
- паспорт ТС (серия, номер, кем и когда выдан).
В соответствии со статьей 357 Кодекса плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Статьей 362 Кодекса установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Таким образом, документами, являющимися основанием для расчета транспортного налога, являются сведения, представленные органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Если в ходе контрольной работы установлено, что регистрирующими органами неверно указан адрес физического лица (дом снесен; адресат по данному адресу не проживает; дом без корпуса (когда дом имеет корпуса); отсутствует дом по данной улице; отсутствует такая квартира в доме), на которого зарегистрировано транспортное средство, ИМНС производит сложение транспортного налога и направляет сведения на это физическое лицо с приложением материалов, подтверждающих факт неверного указания адреса в Управление МНС России по г. Москве.
Управление МНС России по г. Москве передает материалы в Управление ГИБДД ГУВД г. Москвы для исправления данных регистрационных документов.
Пункт 12 письма Управления МНС России по г. Москве от 21.07.2004 N 23-01/48251 "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога и порядке действий налоговых органов в случае несогласия налогоплательщика с суммой предъявленного налога".
7. Свод показателей по транспортным средствам и лицам, на которых они зарегистрированы, позволяющий заполнить информационный ресурс по транспортным средствам в соответствии с приказами МНС России от 21.10.2003 N ВГ-3-04/557 и от 01.12.2003 N БГ-3-21/660 и составить налоговую отчетность - 5-ТН, утвержденную приказом МНС России от 04.11.2003 N БГ-3-10/599, а также возможность контролировать на региональном уровне работу, проводимую ИМНС.
Юридические лица
Объект налогообложения, налогооблагаемая база, ставки налога, сроки уплаты, порядок исчисления аналогичны порядку, изложенному в подразделе "Физические лица".
Основное отличие, что налогоплательщики - юридические лица самостоятельно уплачивают транспортный налог и сдают декларацию по транспортному налогу. Таким образом, сведения, получаемые из МИМНС N 39, используются только для проведения камеральных проверок - проверяется полнота и правильность показанных налогоплательщиком сведений о налогооблагаемой базе.
ИМНС должна обеспечить:
1. Прием налоговой декларации, как на бумажном носителе, так и в электронном виде (на магнитных носителях, дисках и по каналам связи);
2. Сверку Сведений, поступающих от регистрирующих органов с декларациями, представленными в ИМНС налогоплательщиками;
3. Проведение камеральной проверки путем выверки данных регистрирующих органов с данными, представленными налогоплательщиками в декларациях;
4. Арифметическую проверку деклараций по налогу. При этом сумма налога по каждому транспортному средству определяется в полных рублях; 50 копеек и более округляются до целого рубля, а менее 50 копеек не учитываются, а коэффициент показывается в дробных числах. Например, транспортное средство зарегистрировано за организацией в сентябре - коэффициент составит 4/12;
5. Начисление налога и выверку поступлений по налогу с данными налогоплательщиков, представление сведений о задолженности (недоимке) и переплате по налогу;
6. Проверку заявленных налогоплательщиком исключений из базы и льгот по налогу в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 17 Методических рекомендаций МНС России по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй НК РФ и статье 9 Закона г. Москвы "О транспортном налоге";
7. В необходимых случаях - формирование базы данных по транспортным средствам в разрезе налогоплательщиков, необходимой для проведения камеральных проверок, постановки на учет налогоплательщиков по месту нахождения имущества и начисления налога.
Местом нахождения транспортных средств, зарегистрированных на территории г. Москвы, является место нахождения организации, а в случае регистрации транспортных средств по месту осуществления деятельности организации через свое обособленное подразделение - место нахождения обособленного подразделения;
8. Составление сводной отчетности в разрезе показателей, предусмотренных в декларации по транспортному налогу.
Декларация по транспортному налогу за 2004 год представляется налогоплательщиками по форме и в соответствии с порядком ее заполнения, утвержденным приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и инструкции по ее заполнению".
5. Подготовка МИМНС N 39 на основе расчетов ИМНС налоговых уведомлений и платежных документов на уплату налога и их рассылка до налогоплательщиков
МИМНС N 39 на основе расчетов ИМНС печатает налоговые уведомления и платежные документы на уплату налога по форме, утвержденной приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 15.03.2004 N БГ-3-04/198 "О формах налоговых уведомлений" и рассылает их заказными письмами налогоплательщикам - физическим лицам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.