Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.Г. Вовка вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В жалобе гражданина В.Г. Вовка - пенсионера Министерства обороны Российской Федерации оспаривается конституционность положения статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2002 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот", в соответствии с которым военнослужащие, лица, уволенные с военной службы, и члены их семей лишаются 50-процентной скидки по оплате жилья, коммунальных услуг и по абонентской плате за пользование радиотрансляционной точкой и квартирным телефоном.
По мнению заявителя, это положение противоречит Соглашению между государствами-участниками Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, ухудшает его материальное положение, а потому не соответствует статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял гражданина В.Г. Вовка о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Положение статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот", отменяющее для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей 50-процентную скидку по оплате жилья, коммунальных услуг и по абонентской плате за пользование радиотрансляционной точкой и квартирным телефоном, уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В официально опубликованном Определении от 5 июня 2003 года по жалобе гражданина С.И. Покладова Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отмена указанным Федеральным законом ряда льгот осуществлена в рамках нового правового регулирования и в пределах полномочий законодателя по определению правовых оснований и круга субъектов - получателей соответствующей льготы, равно как и по решению вопроса о целесообразности ее сохранения. При этом имеется в виду, что материальная компенсация отмены данной льготы для военнослужащих должна быть обеспечена повышением их денежного довольствия. Таким образом, сами по себе законодательные изменения, направленные на сокращение круга лиц, пользующихся льготами, в данном случае военнослужащих, с одновременным реформированием системы их материально-финансового обеспечения путем повышения размера денежного довольствия, соотносятся с целями социального правового государства (статья 1; статья 7, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Отмена льгот не означает ограничение или умаление конституционных прав, поскольку ранее существовавший порядок регулирования обеспечивал лишь льготные условия реализации соответствующих конкретных прав. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.
Поскольку в соответствии с пунктом "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначенные гражданам, уволенным с военной службы, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих (исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением), указанные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющие свою силу и имеющие общий характер, применимы и к вопросам отмены льгот для военных пенсионеров в связи с реформированием системы денежного довольствия военнослужащих и в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" являются обязательными для представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. В силу пункта 3 части первой статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" данное обстоятельство является основанием для отказа в принятии аналогичных обращений к рассмотрению.
Что касается Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, то оно принято в целях защиты прав указанных категорий граждан при их переезде из одного государства Содружества в другое: законодательство соответствующего государства должно предусматривать уровень гарантирования прав военнослужащих и членов их семей не ниже установленного ранее законами и другими нормативными актами бывшего СССР. В части 1 статьи 1 указанного Соглашения говорится о сохранении уровня прав и льгот, но не их перечня, установленного законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР. Поэтому законодатель вправе вносить изменения в законодательство о льготах и гарантиях прав военнослужащих, определять их различными способами в рамках требований Конституции Российской Федерации, не снижая общий уровень (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 271-О и от 25 декабря 2003 года N 448-О).
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вовка Виктора Григорьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, а также поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено решение, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Судья-секретарь |
Ю.М. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 г. N 298-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вовка Виктора Григорьевича на нарушение его конституционных прав положением статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот"
Текст Определения официально опубликован не был