Постановление Президиума Совета судей РФ от 26 октября 2004 г. N 69
Обсудив проекты федерального закона N 93790-4 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и в статью 8 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (об изменении порядка назначения на должность и освобождения от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации) и федерального закона N 93807-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации (об уточнении порядка формирования квалификационных коллегий судей и уточнении компетенции Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации), внесенные Советом Федерации, Президиум Совета судей Российской Федерации не может согласиться с концепциями этих законопроектов по следующим основаниям.
По поводу проекта федерального закона N 93790-4, Президиум считает, что действующий порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации ничем себя не опорочил и в его изменении нет необходимости. В случае реализации предлагаемого в проекте нововведения Судебный департамент, оставаясь формально при Верховном Суде Российской Федерации, превратится в орган исполнительной власти, что будет противоречить конституционным принципам разделения властей и самостоятельности судебной власти, а суды окажутся в том плачевном состоянии, в котором они находились до принятия Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
Что касается проекта федерального закона N 93807-4, то он противоречит:
- конституционному принципу самостоятельности судебной власти, имея ввиду, что квалификационные коллегии судей - это и есть те органы судейского сообщества, которые формирует корпус носителей судебной власти;
- части 4 статьи 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", устанавливающей, что "в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей";
- Европейской Хартии о статусе судей (Страсбург, 8-10 июля 1998 года), согласно которой "для принятия любого решения по вопросу об отборе, принятии на работу, назначении, прохождении или прекращении функций любого судьи статусом предусматривается участие независимой от исполнительной и законодательной власти инстанции, не менее половины членов которой составляют судьи, избранные своими коллегами в соответствии с правилами, гарантирующими самое широкое представительство".
Следует отметить, что в пояснительной записке к законопроекту не приведены какие-либо аргументы в подтверждение негодности действующего порядка формирования квалификационных коллегий судей, включая Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации, и неудовлетворительной их работы.
Довод о том, что проект федерального закона преследует цель расширить общественный контроль за подбором кандидатов на должности судей, неубедителен, поскольку в настоящее время в квалификационных коллегиях судей работают как представители общественности, так и представители Президента Российской Федерации, которым ничто не препятствует усилить контроль за формированием судейского корпуса.
Авторы проекта не учитывают, что предлагаемое ими сокращение числа судей в составе указанных коллегий приведет к тому, что это будут уже не коллегии судей, а нечто иное.
Президиум считает, что содержащееся в проекте предложение о передаче Совету Федерации решения вопроса о назначении судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей принижает роль Всероссийского съезда судей и выражает ни на чем не основанное недоверие к высшему органу судейского сообщества.
Кроме того, реализация этого предложения может привести к сбоям в формировании указанной коллегии судей и прекращению на неопределенный срок ее деятельности по выполнению возложенных на нее полномочий, в том числе по решению вопросов, связанных с назначением на должность председателей, заместителей председателей и судей соответствующих федеральных судов, что негативно отразится в целом на состоянии правосудия в стране.
С учетом изложенного Президиум Совета судей Российской Федерации постановляет:
1. Довести настоящее постановление до сведения Председателей палат Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Направить данное постановление в советы судей субъектов Российской Федерации.
Председатель Совета |
Ю.И. Сидоренко |
г. Москва
26 октября 2004 г.
N 69
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Совета судей РФ от 26 октября 2004 г. N 69
Текст постановления официально опубликован не был