Решение Верховного Суда РФ от 7 июля 2004 г. N ГКПИ04-867
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И. об отмене абзацев 1, 4, 5 § 23 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 224, установил:
И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об отмене абзацев 1, 3, 4 § 23 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 224, ссылаясь на то, что они не соответствуют действующему законодательству и нарушают права лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Из содержания заявления следует, что И. оспаривает положения § 23 Правил, касающиеся запрета осужденным брать в штрафной изолятор имеющиеся у них продукты питания, хранение их на складе (абзацы 1 и 3), а также запрета курения в штрафном изоляторе (абзац 4).
Приказом Минюста России от 23 марта 2004 г. N 68 в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений внесены изменения, в том числе, в § 23, вследствие чего изменилась нумерация оспариваемых заявителем абзацев, которые стали соответственно абзацами 1, 4, 5 § 23 Правил.
Заявитель И. извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Представители заинтересованных лиц Минюста России Б., Генеральной прокуратуры РФ А. возражали против удовлетворения заявления и пояснили в суде, что оспариваемые положения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений изданы в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают права осужденных.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Минюста России Б., Генеральной прокуратуры РФ А., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с действующим законодательством осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях.
Режим в исправительных учреждениях согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ в части 2 статьи 82 предусматривает, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 224 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (в ред. Приказов Минюста России от 08.07.2002 г. N 191, от 23.03.2004 г. N 68).
Настоящие Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений на основании Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений и тюрем.
Параграф 23 Правил регламентирует особенности условий содержания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах.
Так, согласно абзацу 1 § 23 Правил осужденным запрещается брать с собой в штрафные изоляторы имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением полотенца, мыла, зубной щетки, зубной пасты (зубного порошка), туалетной бумаги, средств личной гигиены (для женщин), а также выписанных ими журналов и газет.
Продукты питания сдаются на склад и выдаются осужденным после отбытия ими меры взыскания. Администрация принимает меры к их сохранности, однако если в силу естественных причин от длительного хранения продукты испортились, об этом комиссионно составляется акт и они уничтожаются (абзац 4 § 23 Правил).
Как пояснили суду представители Минюста России Б., Генеральной прокуратуры РФ А., законодатель в части 1 статьи 118 УИК РФ установил запреты для осужденных, водворенных в штрафной изолятор, а именно: этим лицам запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей. Однако данная норма не устанавливает перечень вещей и предметов, которые осужденные не могут иметь при себе. В силу части 8 статьи 82 УИК РФ перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В § 23 Правил Министерство юстиции РФ установило особенности условий содержания осужденных в штрафных изоляторах, определив, что осужденным запрещается брать с собой в штрафные изоляторы имеющиеся у них продукты питания.
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться такая мера взыскания как водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок 15 суток (статья 115 УИК РФ).
При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы заявителя о том, что изъятие имеющихся у осужденного продуктов питания при водворении его в штрафной изолятор является дополнительным взысканием.
Согласно абзаца 4 § 23 Правил продукты питания сдаются на склад и выдаются осужденным после отбытия ими меры наказания. Администрация принимает меры к их сохранности, однако если в силу естественных причин от длительного хранения продукты испортились, об этом комиссионно составляется акт и они уничтожаются.
Данные положения нормативного правового акта устанавливают обязанность администрации исправительных учреждений по обеспечению сохранности продуктов питания, в случаях применения к осужденным, содержащимся в исправительных колониях, такой меры взыскания как водворение в штрафной изолятор, и права осужденных на приобретение продуктов питания не нарушаются.
Абзацем 5 § 23 Правил предусмотрено, что курение осужденным, водворенным в штрафной изолятор, запрещено (для обеспечения пожарной безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических требований).
Представители заинтересованных лиц Минюста России Б. и Генеральной прокуратуры РФ А. пояснили в судебном заседании, что запрещение курения в штрафном изоляторе не преследует цели причинения каких-либо страданий и оказание воздействия на лицо при помощи зависимости от табачных изделий. Кроме того, в штрафном изоляторе могут содержаться лица, которые не курят.
Курение табака представляет собой процесс вдыхания дыма тлеющих табачных изделий и не является конституционным или иным охраняемым законом правом гражданина.
Условия отбывания наказания в исправительных учреждения, установленные Уголовно-исполнительным кодексом РФ, не предусматривают курение в качестве необходимого элемента.
Пристрастие заявителя И. к курению не свидетельствует о нарушении оспариваемым положением Правил требований части 3 статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Запрет курения осужденным, водворенным в штрафной изолятор, обусловлен обеспечением пожарной безопасности и соблюдением санитарно-гигиенических требований и не может рассматриваться как пытки, насилие и другое жестокое или унижающее достоинство обращение с осужденными.
Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч. 2 ст. 11 УИК РФ).
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права осужденных, заявление И. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление И. об отмене абзацев 1, 4, 5 § 23 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 224, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 7 июля 2004 г. N ГКПИ04-867
Текст решения официально опубликован не был