Центральный банк Российской Федерации просит представить разъяснения по отдельным вопросам исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
1. В настоящее время в связи с массовым закрытием в 2004 году расчетно-кассовых центров (далее - РКЦ), являющихся обособленными подразделениями Банка России, имеющими баланс, остро стоит проблема с порядком уплаты Банком России налога на имущество организаций (авансовых платежей по налогу) в отношении имущества закрывающихся РКЦ.
В связи закрытием РКЦ в большинстве случаев все имущество, учитываемое на балансе данных РКЦ, передается на баланс другим обособленным подразделениям Банка России (в том числе, недвижимое).
В территориальных налоговых органах разъясняют, что при закрытии РКЦ необходимо заплатить авансовые платежи по налогу на имущество за соответствующий период времени (1 квартал, полугодие и т.д.). Однако такой порядок расчета налога на имущество, по нашему мнению, не является верным, так как по данному подразделению в связи с его ликвидацией исчисление следующих авансовых платежей и суммы налога на имущество за год (к доплате или к уменьшению) производиться не будет. Другие налоговые органы применяют иные подходы при решении этого вопроса.
По нашему мнению, при закрытии РКЦ необходимо заплатить годовую сумму налога на имущество, рассчитанную исходя из 13 дат, включая даты нахождения имущества на балансе закрывающегося РКЦ, а остальные даты взять с нулевыми значениями. Для наглядности приведем пример:
Пример.
Обособленное подразделение Банка России (РКЦ) в соответствии с Приказом Банка России упраздняется с 1 июня 2004 года, движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе данного подразделения (нельготируемое), передается на балансы других подразделений Банка России и на 1 июня 2004 года учитывается на балансах последних подразделений.
На балансе упраздняемого подразделения указанное имущество учитывалось на следующие даты со следующей остаточной стоимостью:
тыс. руб.
01.01.2004 |
01.02.2004 |
01.03.2004 |
01.04.2004 |
01.05.2004 |
1000 |
990 |
980 |
970 |
960 |
Данным подразделением был сдан налоговый расчет авансового платежа за 1 квартал 2004 года, сумма к уплате по которому составляла 5 418 руб.
По нашему мнению, при снятии с учета в налоговом органе (независимо от даты снятия с учета) данному подразделению необходимо представить налоговую декларацию по налогу на имущество организаций, в разделе 2 которой необходимо заполнить остаточную стоимость имущества на вышеуказанные даты, а также указав нулевые значения на оставшиеся даты вплоть до 01.01.2005.
Среднегодовая стоимость имущества, указываемая по строке 140 раздела 2 налоговой декларации по налогу на имущество организаций будет равна 376 923 руб. ((1000 + 990 + 980 + 970 + 960) тыс. руб./13). В связи с отсутствием льготируемого имущества данная сумма указывается также по строке 160 декларации.
Сумма налога за налоговый период, указываемая по строке 190, будет равна 8 292 руб. По строке 210 декларации указывается сумма авансовых платежей, исчисленная за предыдущие отчетные периоды, равная 5 418 руб. Подлежит доплате 2 875 руб., которая указывается по строке 030 раздела 1 налоговой декларации.
Таким образом, закрывающимся подразделением будет уплачена сумма налога, равная 8 292 руб.
Подразделениями, которым имущество передано на баланс, налог на имущество будет уплачиваться по месту их нахождения в отношении движимого имущества, а также по местонахождению имущества - в отношении недвижимого имущества.
Принятое от закрывающегося РКЦ имущество будет учитываться на балансах данных подразделений, начиная с 01.06.2004 по следующей остаточной стоимости:
тыс. руб.
01.01.04 |
01.02.04 |
01.03.04 |
01.04.04 |
01.05.04 |
01.06.04 |
01.07.04 |
01.08 04 |
01.09.04 |
01.1004 |
01.11.04 |
01.12.04 |
01.01.05 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
950 |
940 |
930 |
920 |
910 |
900 |
890 |
880 |
Соответственно, полученное данными подразделениями имущество будет учитываться начиная с расчета авансовых платежей за полугодие 2004 года. По данному имуществу сумма авансового платежа за полугодие составит 1 485 руб., за 9 месяцев - 2 558 руб., доплата за год - 8 345 руб. Итого за год сумма налога, исчисленная данными подразделениями составит 12 388 руб.
Таким образом, закрывающимся РКЦ и подразделениями - новыми балансодержателями имущества будет уплачено за 2004 год сумма налога на имущество в размере 20 680 руб. (8 292+12 388).
В результате расчета годовой суммы налога на имущество исходя из времени нахождения данного имущества на балансе Банка России (с 01.01.2004 по 01.01.2005 - в 2004 году) получается та же сумма налога: (1000 + 990 + 980 + 970 + 960 + 950 + 940 + 930 + 920 + 910 + 900 + 890 + 880)/13 х 2,2% х 1000 = 20 680 руб.
Просим подтвердить изложенный выше порядок расчета авансовых платежей и налога на имущество организаций при закрытии обособленных подразделений Банка России и порядок заполнения налоговых деклараций (расчетов).
В случае подтверждения просим сообщить, в каком порядке Банку России следует производить исчисление и уплату налога на имущество организаций (авансовых платежей по налогу) за 2004 год в отношении обособленных подразделений, ликвидированных в первом квартале 2004 года и снятых с учета в налоговых органах, по которым были уплачены авансовые платежи по налогу на имущество только за 1 квартал 2004 года.
1.1. Одновременно просим разъяснить порядок применения пункта 5 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей исчисления налога на имущество организаций (в отношении приобретенного или реализованного после начала календарного года имущества).
2. У подразделений Банка России возникают проблемы, связанные с уплатой налога на имущество по местонахождению недвижимого имущества, расположенного вне местонахождения организации и обособленного подразделения, учитывающего данное имущество на балансе.
В основном это здания и сооружения ранее упраздненных РКЦ, которые в настоящее время сдаются в аренду или безвозмездное пользование. Так как в указанных зданиях не располагаются обособленные подразделения Банка России, у Банка России отсутствуют основания для постановки на учет в соответствующих налоговых органах.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями Кодекса осуществляется уплата налога на имущество (авансовых платежей по налогу) и представление деклараций в налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества, при этом указывается КПП, присвоенный налоговым органом по местонахождению Банка России либо подразделения, учитывающего имущество на балансе.
В связи с изложенным, зачастую уплаченные подразделениями Банка России суммы авансовых платежей по налогу на имущество попадают в разряд "невыясненных".
В большинстве случаев налоговые органы для постановки на учет по месту нахождения недвижимого имущества требуют заполнения заявления от имени Центрального банка Российской Федерации с приложением свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о государственной регистрации права собственности на здания и других документов.
Вместе с тем, согласно новой редакции статьи 83 Кодекса сохраняется обязанность организации встать на учет в налоговом органе только по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Согласно пункту 5 статьи 83 Кодекса постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.
Поскольку объекты недвижимости Банка России были приняты на баланс, в основном, до 31 января 1998 года, когда не было обязательного требования их государственной регистрации, большое количество объектов до настоящего времени не прошло государственную регистрацию, соответственно, сведения о них из органов, осуществляющих государственную регистрацию, отсутствуют.
Подразделения Банка России при направлении налоговых расчетов по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2004 года письменно уведомляли соответствующие налоговые органы о наличии объектов недвижимого имущества Банка России с указанием их местонахождения (адреса).
Просим разъяснить порядок постановки на учет Банка России по месту нахождения недвижимого имущества. Возможна ли в данном случае постановка на учет с присвоением КПП по месту нахождения недвижимого имущества на основании информационных писем подразделений Банка России либо постановка на учет в соответствии с письмом МНС России от 22.05.2001 N ММ-6-12/410@ "Об учете в налоговом органе организации, уплачивающей отдельные виды налогов, в случае отсутствия у нее на территории этого налогового органа оснований для постановки на учет, предусмотренных пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации" с присвоением соответствующего КПП (код 41).
3. В соответствии с изменениями, внесенными в Правила ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 18.09.1997 N 66, с 1 января 2003 года по учитываемым в качестве основных средств объектам библиотечного Фонда амортизация (а также износ) не начисляется, ранее начисленные суммы амортизационных отчислений перенесены на счет по учету других фондов (10704), оставшаяся стоимость единовременно отнесена на счет по учету расходов Банка России и на счет по учету других фондов (10704).
В настоящее время на счете по учету основных средств (604), а также на счете по учету других фондов (10704) объекты библиотечного фонда учитываются по первоначальной стоимости (с учетом переоценки), на счете учета амортизации основных средств (606) данных нет. Таким образом, стоимость объектов библиотечного фонда списывается полностью на расходы, однако указанные объекты учитываются на счете по учету основных средств в целях организации контроля за их движением.
Просим сообщить Ваше мнение о порядке включения библиотечного фонда в расчет среднегодовой стоимости имущества при исчислении налога на имущество организаций (авансовых платежей):
1). Учитывать по остаточной стоимости, равной нулю (так как вся стоимость объектов библиотечного фонда отнесена на счета по учету расходов).
2). Учитывать по остаточной стоимости, рассчитанной для целей исчисления налога на имущество как разница между первоначальной стоимостью (сч.604); начисленной ранее суммой амортизации, а также суммой амортизации (износа), рассчитанной за 2003 год и каждый месяц налогового периода исходя из ранее применявшихся по данному имуществу норм амортизационных отчислений. По вновь приобретаемым объектам библиотечного фонда, единовременно списываемым на счета по учету расходов и учитываемым по первоначальной стоимости на сч.604, рассчитывать ежемесячный износ исходя из срока полезного использования, установленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (код ОКОФ - 19 0001000).
3). Учитывать по балансовой стоимости, равной его первоначальной стоимости с учетом переоценки (данная стоимость не будет меняться вплоть до выбытия (реализации) данного имущества).
4). Иной способ учета объектов библиотечного фонда для целей исчисления налога на имущество организаций.
3.1. Кроме того, в Банке России имеются иные виды имущества, по которым не производится начисление амортизации, а также износа, например, произведения искусства (картины); имущество, переведенное по решению Банка России на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев.
Каким образом следует учитывать данное имущество для целей исчисления налога на имущество организаций?
4. О порядке применения льгот.
4.1. В Банке России имеются подразделения, а также отдельные объекты основных средств, которые, по нашему мнению, подлежат льготированию в соответствии со статьей 381 Кодекса, в частности:
- санатории, пансионаты с лечением, имеющие лицензии на ведение санаторно-курортной деятельности, Медицинский центр Банка России, врачебные здравпункты, имеющие лицензии на медицинскую деятельность (в отношении всего имущества, закрепленного за данными подразделениями, за исключением имущества, используемого, например, для торговли (магазин));
- в пансионатах и других подразделениях Банка России - культурно-оздоровительный комплекс, спортивные площадки, тренажеры, спортивный инвентарь (относимый к классу 163693000 по Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, включая шахматы, шашки, настольный теннис, бильярд), имущество бассейнов, саун, бань, концертные, киноконцертные залы.
Просим подтвердить правильность применения льготы по имуществу указанных подразделений и по указанным объектам.
4.2. Просим сообщить о порядке учета для целей применения льгот здания, в котором располагается, например, бассейн, тренажерный и спортивный залы, врачебные и процедурные кабинеты (общая площадь таких объектов составляет около 85% всей площади здания) и, одновременно, административные комнаты, столовая (в бухгалтерском учете здание имеет наименование "административно-лечебный корпус").
4.3. Кроме того, у отдельных подразделений Банка России имеются объекты мобилизационного назначения, не используемые в производстве, что подтверждено соответствующими документами. При этом некоторые из указанных объектов не учитываются в бухгалтерском учете как самостоятельные объекты основных средств (например, подвальное помещение в здании, оборудованное в соответствии с требованиями противорадиационного укрытия). Вправе ли в данном случае Банк России применять льготу, установленную пунктом 8 статьи 381 Кодекса, и в каком порядке.
Возможно ли для целей применения льготы распределять остаточную стоимость зданий, указанных в пункте 4.2 и настоящем пункте, пропорционально занимаемым соответствующими объектами площадям.
5. Просим сообщить также о порядке применения льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 Кодекса, - в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. В соответствии с указанным пунктом перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Каким документом следует руководствоваться в настоящее время при определении объектов, подлежащих льготированию.
6. Просим дать разъяснение о порядке уплаты налога на имущество в отношении имущества, учитываемого на балансе подразделения, расположенного на территории г. Байконур (Республика Казахстан). Законодательным актом какого субъекта Российской Федерации об установлении налога на имущество организаций следует руководствоваться и в бюджет какого субъекта Российской Федерации (либо города Байконур) следует уплачивать налог. Указанное подразделение стоит на учете в Инспекции МНС России по городу и космодрому Байконур.
|
Г.И. Лунтовский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ЦБР от 18 августа 2004 г. N 012-24-6/3134 "О налоге на имущество организаций"
Текст письма официально опубликован не был