Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
V. Приложение
V.I. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2005 году
В 2005 году Банк России продолжит осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение устойчивости банковского сектора Российской Федерации, защиту интересов кредиторов и вкладчиков, методическое и организационное совершенствование системы банковского надзора в соответствии с задачами, определенными законодательством и "Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации". Первостепенное значение Банк России придает вопросам отбора в систему страхования вкладов только финансово устойчивых банков. Будут реализованы меры по снижению неоправданной административной нагрузки на кредитные организации.
В целях обеспечения системной устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Банк России реализует меры, предусматривающие в том числе:
- проведение работы по завершению в основном формирования системы страхования вкладов (I - III кварталы 2005 года);
- участие в подготовке проектов федеральных законов по вопросам ипотечного кредитования, секьюритизации банковских активов;
- подготовку законопроектов по вопросам расширения полномочий надзорного органа в целях более оперативной оценки банковских рисков и эффективности надзорного реагирования, а также по совершенствованию процедур вывода нежизнеспособных кредитных организаций с рынка банковских услуг.
В сфере совершенствования банковского надзора Банк России продолжит реализацию мер, направленных на развитие содержательного надзора, в первую очередь на повышение точности оценки финансовой устойчивости кредитных организаций и применение в необходимых случаях адекватных мер надзорного реагирования. Данная работа будет практически осуществляться в том числе в рамках реализации процедур по отбору банков в систему страхования вкладов. Совершенствование подходов в данной области будет способствовать повышению системной стабильности банковского сектора, исключению ситуаций, которые могли бы негативным образом повлиять на нее.
В целях создания условий для развития содержательного надзора Банк России предполагает участвовать в работе по внесению изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части определения полномочий Банка России по применению профессионального (мотивированного) суждения входе инспектирования банков и проведения дистанционного банковского надзора.
Будут предложены меры административной и иной ответственности руководителей и работников кредитной организации за противодействие уполномоченным представителям Банка России при проведении проверки и работе временных администраций, а также за представление в орган банковского надзора и публикацию недостоверной информации о кредитной организации.
Предусматривается издать нормативный акт, уточняющий с учетом международного опыта и положений Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" подходы к оценке финансовой устойчивости кредитных организаций. Предполагается также издание нормативного акта Банка России, предусматривающего введение дифференцированных режимов банковского надзора в зависимости от финансовой устойчивости кредитной организации.
Будет продолжена работа по совершенствованию пруденциальной отчетности кредитных организаций. В рамках этой работы предусматривается в том числе использование современных информационных технологий для целей представления отчетности в Банк России только в безбумажной форме. Одновременно будут совершенствоваться методики оценки достоверности отчетных данных кредитной организации.
В 2005 году Банком России будет продолжена работа по организации подготовки, представления и анализа финансовой отчетности по МСФО кредитными организациями. Финансовая отчетность кредитных организаций, составленная в соответствии с МСФО за 2004 год, будет использоваться в 2005 году:
- Банком России для осуществления анализа деятельности кредитных организаций при выполнении надзорных функций;
- руководством кредитных организаций для принятия финансовых решений.
Банком России будут вноситься уточнения в рекомендации о порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности в связи с изменениями МСФО.
В 2005 году планируется продолжить обучение соответствующих категорий специалистов теоретическим основам и практическим навыкам применения МСФО при составлении финансовой отчетности.
Банк России продолжит работу по внедрению института кураторов кредитных организаций, обеспечению его методического сопровождения, включая вопросы методики содержательного надзора и использования статистических моделей в целях анализа деятельности кредитных организаций.
Получит развитие работа по совершенствованию надзора на консолидированной основе, включая внедрение рекомендаций по анализу консолидированной отчетности банковских групп и банковских холдингов.
В целях комплексной оценки банковских рисков будет создана методическая основа осуществления контроля за использованием кредитными организациями в банковской деятельности новых технологий дистанционного банковского обслуживания, в том числе с использованием сети Интернет.
Задача повышения устойчивости банковского сектора предполагает повышение уровня требований к владельцам и руководителям кредитных организаций. Это позволит противодействовать участию в управлении кредитными организациями лиц с сомнительной деловой репутацией и/или неустойчивым финансовым положением. В этой связи в 2005 году Банк России продолжит участие в работе по развитию требований к собственникам и руководителям кредитных организаций, установлению критериев оценки деловой репутации их учредителей (участников), повышению требований к крупным приобретателям акций (долей) кредитных организаций.
Банк России продолжит работу по совершенствованию процедур предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в целях своевременного выявления на более ранней стадии "проблемных банков" и осуществления их финансового оздоровления в максимальной степени за счет средств владельцев и инвесторов.
В 2005 году с учетом внесенных в 2004 году изменений в законодательство будет продолжена работа по упорядочению и ускорению процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций. Повышению эффективности процедур банкротства и ликвидации будет способствовать совершенствование процедур вывода нежизнеспособных кредитных организаций с рынка банковских услуг, создание эффективного механизма реализации банковских активов ликвидируемых банков в целях защиты законных интересов и прав кредиторов и вкладчиков.
С целью реализации новых положений законодательства о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций будет продолжена работа по совершенствованию нормативных актов Банка России в области предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, в том числе в части контроля за деятельностью корпоративного ликвидатора - государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" при осуществлении ее функции конкурсного управляющего. Обеспечению стабильности банковской системы послужат также мероприятия по реализации Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", позволяющие в случае банкротства кредитной организации обеспечить защиту вкладчиков в размере не меньше, чем по банкам, вступившим в систему страхования вкладов.
В интересах развития рынка банковских услуг в течение 2005 года будут предприняты меры, направленные на создание благоприятных условий для консолидации, слияний и присоединений кредитных организаций посредством совершенствования и удешевления процедуры их реорганизации.
Предусматривается также подготовить предложения по изменению действующего законодательства, направленные на упрощение процедуры и сокращение затрат, связанных с открытием филиалов кредитной организации.
В целях развития банковской сети и создания благоприятных условий доступа к банковским услугам в регионах Российской Федерации в 2005 году Банком России будут подготовлены предложения по расширению правовых возможностей кредитных организаций по созданию структурных подразделений в форме и порядке, установленных нормативными актами Банка России.
Банк России продолжит работу по развитию и совершенствованию в банковском секторе системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. При этом за основу будет принята новая редакция 40 рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), принятая на XIV пленарном заседании ФАТФ в июне 2003 года.
В указанных целях Банк России будет принимать участие в подготовке изменений и дополнений в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности", предусматривающих, в частности: предоставление Банку России возможности получать информацию об учредителях (участниках) и реальных владельцах кредитной организации, аффилированных лицах и группе лиц, к которой принадлежат учредители (участники) кредитной организации и (или) ее реальные владельцы; установление запрета для лиц, имеющих судимость за совершение ряда преступлений, быть учредителями (участниками) кредитной организации, а также реальными владельцами, осуществляющими права учредителей (участников) кредитной организации на участие в управлении кредитной организацией.
Банк России также примет меры по созданию информационно-аналитической системы, базирующейся на документарном анализе статистической банковской отчетности и обеспечивающей раннее обнаружение необычных финансовых операций клиентов кредитных организаций.
Во взаимодействии с банковским сообществом Банком России будет начато проведение комплексной работы по подготовке к внедрению международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций, определенных Базельским комитетом по банковскому надзору в рамках новых подходов к оценке достаточности капитала банков (Базель II). В том числе будет осуществлено изучение характера и масштаба необходимых изменений в законодательство и нормативно-правовые акты в связи с внедрением указанных подходов и подготовлены соответствующие предложения.
Банк России намерен последовательно придерживаться политики повышения транспарентности банковского сектора, всестороннего информирования заинтересованных пользователей обо всех существенных процессах и тенденциях, происходящих в российском банковском секторе. В рамках этой работы Банк России продолжит публикацию макропруденциальных показателей, характеризующих основные параметры деятельности банковского сектора Российской Федерации, а также ежегодное издание "Отчета о развитии банковского сектора и банковского надзора". С учетом этой работы Банк России будет развивать и совершенствовать подготовку обзора финансовой стабильности в соответствии с формирующейся международной практикой.
V.2. Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков в 2005 году
Одним из наиболее эффективных направлений в создании условий для дальнейшего развития финансового рынка является совершенствование законодательной базы. В 2005 году Банк России во взаимодействии с другими государственными органами продолжит работу по формированию полной и адекватной современным условиям рынка системы правовых и нормативных актов.
С целью предоставления участникам рынка надежных инструментов управления рисками Банк России примет участие в подготовке проекта закона о производных финансовых инструментах, в частности, инструментах секьюритизации, а также необходимых изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.
В целях создания единого правового поля Банк России примет участие в подготовке предложений по унификации биржевого законодательства, в том числе по регулированию деятельности валютных бирж.
Предметом внимания для Банка России остается надежность расчетно-платежной системы финансового рынка, в связи с чем Банк России будет участвовать в подготовке предложений и изменений в нормативные правовые акты с целью создания единого правового пространства для осуществления клиринговой деятельности.
Для решения проблемы недостаточной ликвидности финансового рынка Банк России примет участие в работе по подготовке проекта закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части урегулирования вопросов по процедуре обмена государственных облигаций. Будет продолжена работа по подготовке договора на выполнение функций первичного дилера.
В целях расширения спектра инструментов денежно-кредитной политики Банк России примет участие в подготовке предложений по изменению существующего законодательства, регламентирующего рынок ценных бумаг, с целью создания и развития рынка облигаций Банка России.
V.3. Мероприятия Банка России по совершенствованию платежной системы в 2005 году
Деятельность Банка России в области платежных систем и расчетов в 2005 году как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение условий для развития экономической активности и поддержания финансовой стабильности в стране, а также проведения денежно-кредитной политики.
В 2005 году будут продолжены работы по построению системы валовых расчетов в режиме реального времени.
Регулирование платежных систем и расчетов будет осуществляться в направлении развития инструментов, процедур и форм безналичных расчетов, требований к системам перевода денежных средств, а также осуществления наблюдения за платежными системами в соответствии с международными стандартами.
С целью сокращения налично-денежного обращения в сфере розничных платежей Банком России будет совершенствоваться нормативная база, способствующая внедрению и дальнейшему расширению безналичных расчетов, в том числе использования в расчетах платежных карт на основе применения современных информационных технологий.
Банк России намерен продолжить наблюдение за платежными системами и совершенствовать показатели, характеризующие развитие платежных систем, в том числе осуществляющих розничные платежи и расчеты с использованием банковских карт.
Банк России планирует обеспечить внедрение в практику решений по расширению сферы применения расчетных документов в электронной форме при осуществлении безналичных расчетов.
В рамках наблюдения за своей платежной системой Банк России намерен завершить работу по созданию комплекса показателей, характеризующих бесперебойность ее функционирования.
V.4. План важнейших мероприятий Банка России на 2005 год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы
Содержание мероприятий | Срок исполнения |
Банковская система и банковский надзор | |
1. Участие в подготовке изменений и дополнений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части: - установления критериев определения реальных владельцев кредитных организаций и порядка раскрытия информации о них; - предоставления Банку России права определять критерии деловой репутации учредителя (участника) и реального владельца кредитной организации, оценки финансового положения реального владельца кредитной организации; - конкретизации требований к должностным лицам кредитной организации и членам советов директоров (наблюдательных советов) кредитных организаций, предоставления Банку России права определять критерии деловой репутации. |
IV квартал |
2. Участие в подготовке изменений и дополнений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", предусматривающих: - максимальное упрощение процедуры открытия и отмену сбора за открытие филиалов кредитных организаций; - совершенствование процедур реорганизации кредитных организаций в форме слияния, присоединения и преобразования; - обеспечение условий для расширения форм банковского обслуживания клиентов кредитных организаций вне места расположения кредитной организации или ее филиала; - отмену для кредитных организаций ограничений на выпуск облигаций. |
IV квартал |
3. Участие в подготовке изменений и дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части закрепления полномочий Банка России на проведение проверок банковских групп (банковских холдингов). |
IV квартал |
4. Разработка предложений о внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", направленных на создание равных условий доступа российских и иностранных банков на российский рынок банковских услуг, включая введение уведомительного порядка приобретения резидентами и нерезидентами свыше 1% и разрешительного порядка - свыше 10% акций (долей) кредитных организаций. |
II квартал |
5. Участие в подготовке изменений и дополнений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", направленных на ограничение права кредиторов реорганизуемых кредитных организаций требовать досрочного исполнения обязательств кредитных организаций и отменяющих для кредитных организаций требование об индивидуальном письменном уведомлении всех кредиторов о реорганизации. |
II квартал |
6. Участие в подготовке проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О залоге", "Об исполнительном производстве", направленных на повышение эффективности института залога. |
IV квартал |
7. Участие в подготовке изменений и дополнений в федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "Об акционерных обществах", направленных на установление ответственности аффилированных лиц кредитных организаций за качество предоставляемой информации. |
IV квартал |
8. Участие в подготовке проекта изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, связанных с привлечением к уголовной ответственности собственников и руководителей кредитной организации при воспрепятствовании осуществлению функций временной администрации по управлению кредитной организацией, назначенной Банком России. |
IV квартал |
9. Разработка предложений о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, связанных с привлечением к уголовной ответственности руководителей кредитных организаций за предоставление органам надзора, а также за публикацию недостоверной информации. |
I - IV кварталы |
10. Участие в подготовке изменений и дополнений в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности", предусматривающих: - предоставление возможности Банку России получать информацию об учредителях (участниках) и реальных владельцах кредитной организации, аффилированных лицах и группе лиц, к которой принадлежат учредители (участники) кредитной организации и (или) ее реальные владельцы; - установление запрета для лиц, имеющих судимость за совершение ряда преступлений, быть учредителями (участниками) кредитной организации, а также реальными владельцами, осуществляющими права учредителей (участников) кредитной организации на участие в управлении кредитной организацией. |
II - III кварталы |
11. Участие в подготовке изменений и дополнений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", направленных на повышение эффективности контроля за оборотом наличных денежных средств в целях совершенствования российского законодательства, принятого в рамках реализации новой редакции 40 рекомендаций ФАТФ. |
I - II кварталы |
12. Совершенствование нормативной базы Банка России в связи с принятием проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений и дополнений в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности" и "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". |
IV квартал |
13. Проведение работ по созданию информационно-аналитической системы надзора за соблюдением кредитными организациями нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. |
II -IV кварталы |
14. Разработка нормативных и иных документов Банка России в части методического обеспечения проверок банков - участников системы страхования вкладов, учета особенностей проведения проверок банков - участников системы страхования вкладов уполномоченными представителями Банка России и служащими Агентства по страхованию вкладов, порядка взаимодействия Банка России и Агентства по страхованию вкладов по результатам проверок, в том числе в части взаимного предоставления информации. |
I - IV кварталы |
15. Проведение работы по завершению в основном формирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. |
I - III кварталы |
16. Осуществление Банком России выплат по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. |
I - IV кварталы |
17. Внедрение в надзорную практику института кураторов кредитных организаций, обеспечение его методического сопровождения, включая вопросы методики содержательного надзора и использования статистических моделей в целях анализа деятельности кредитных организаций. |
I - IV кварталы |
18. Проведение работы по совершенствованию пруденциальной отчетности кредитных организаций, в том числе в части использования современных информационных технологий для целей представления отчетности в Банк России только в безбумажной форме. |
I - IV кварталы |
19. Участие в подготовке изменений и дополнений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", направленных на совершенствование надзора на консолидированной основе. |
I - IV кварталы |
20. Участие в подготовке проектов федеральных законов по вопросам ипотечного кредитования; секьюритизации банковских активов. |
I - IV кварталы |
Финансовые рынки | |
21. Участие в подготовке проекта федерального закона о производных инструментах, а также изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и поправок в федеральное законодательство с целью расширения спектра производных инструментов и правового обеспечения секьюритизации финансовых активов. |
I квартал |
22. Внесение изменений в нормативные документы Банка России и внедрение электронного документооборота в целях оптимизации системы расчетов для обеспечения операций на финансовых рынках. |
I - IV кварталы |
23. Участие в подготовке проекта федерального закона об организованной биржевой и внебиржевой деятельности для унификации биржевого законодательства и участие в подготовке поправок в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" для совершенствования регулирования деятельности валютных бирж. |
I - IV кварталы |
24. Участие в подготовке проекта федерального закона о клиринговой деятельности, а также поправок в действующее федеральное законодательство с целью унификации правового обеспечения клиринговой деятельности на финансовом рынке и законодательного обеспечения неттинга. |
I - IV кварталы |
25. Участие в подготовке изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" для снятия ограничений на эмиссию и обращение облигаций Банка России. |
I квартал |
26. Участие в подготовке изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и в разработке нормативной базы для обеспечения процедуры обмена государственных облигаций. |
I - IV кварталы |
Платежная система | |
27. Регулирование платежных систем и расчетов в части инструментов, процедур и форм безналичных расчетов, требований к системам перевода денежных средств, а также осуществление наблюдения за платежными системами в соответствии с международными стандартами. |
I - IV кварталы |
28. Введение в действие правил, расширяющих сферу применения расчетных документов в электронной форме при осуществлении безналичных расчетов. |
IV квартал |
29. Завершение работ по созданию комплекса показателей, характеризующих бесперебойность функционирования платежной системы Банка России. |
IV квартал |
30. Разработка системы показателей, характеризующей состояние розничных платежей. |
I квартал |
31. Реализация мероприятий по построению системы валовых расчетов в режиме реального времени. |
I - IV кварталы |
<< Назад |
||
Содержание Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год (одобрено Советом директоров ЦБР 15 ноября... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.