В соответствии с пунктом 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 (далее - Положение) иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году, через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, подлежат постановке на учет в налоговых органах в каждом из мест осуществления деятельности с присвоением ИНН.
Согласно пункту 2.1.1.2 Положения, иностранная организация, осуществляющая деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, обязана встать на учет в каждом из них.
Таким образом, на учете в налоговых органах по месту осуществления деятельности состоят сами иностранные организации, а не их обособленные подразделения, и, являясь налогоплательщиками по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, эти организации уплачивают причитающиеся налоги и сборы в бюджеты всех уровней в каждом из мест нахождения своих обособленных подразделений в Российской Федерации.
При этом обособленное подразделение иностранной организации, состоящей на учете в одном налоговом органе, не может быть признано головным в отношении другого обособленного подразделения той же организации, состоящей на учете в другом налоговом органе, поскольку все российские подразделения иностранной организации являются ее структурными подразделениями и входят в состав иностранной организации, а не в состав какого-либо подразделения. Сама же головная организация является лицом с постоянным местопребыванием в иностранном государстве, по законодательству которого уплачивает налоги по деятельности за пределами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.
Таким образом, если иностранная организация имеет несколько обособленных подразделений, через которые она реализует на территории Российской Федерации облагаемые налогом на добавленную стоимость товары (работ, услуги), и состоит на учете в налоговых органах в каждом из мест осуществления деятельности, она должна исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость по каждому подразделению отдельно, исходя из стоимости фактически реализованных таким подразделением товаров (работ, услуг). При этом по сумме налога, исчисленной каждым подразделением, иностранная организация составляет отдельные декларации, которые в силу пункта 5 статьи 174 Кодекса представляются в соответствующие налоговые органы по каждому месту учета.
Как следует из запроса, оплата приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, предназначенных для выполнения работ на территории Сахалинской области, произведена Московским представительством компании, счета-фактуры, выставленные поставщиками, оформлены на Московское представительство. При этом указанные товары (работы, услуги), в том числе основные средства, используются исключительно для осуществления операций по реализации услуг на территории Сахалинской области.
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
При этом вычетам подлежат только суммы налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Учитывая вышеизложенное, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, оплата которых произведена Московским представительством, или счета-фактуры, по которым выставлены на Московское представительство, но при этом указанные товары (работы, услуги), в том числе основные средства, используются для осуществления операций по реализации услуг на территории Сахалинской области, право на применение налоговых вычетов у представительства, зарегистрированного на территории Сахалинской области, равно как и у Московского представительства, отсутствует, поскольку ни одним из представительств компании не соблюдены все условия, предусмотренные статьями 171 и 172 Кодекса.
Заместитель руководителя |
Н.В. Желудова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 16 ноября 2004 г. N 24-11/73845 "О вычете сумм налога на добавленную стоимость при приобретении товаров (работ, услуг) представительством иностранной организации"
Текст письма опубликован в "Вестнике Московского бухгалтера" от 13 - 19 декабря 2004 г. N 47, в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право в Москве" от 21-27 декабря 2004 г. N 48