Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
Оценка АКФМ правила регулирования промысла северовосточной арктической трески
5.1 Оценка правила регулирования промысла северо-восточной арктической трески и пикши
На 31-ом заседании Смешанной российско-норвежской комиссии (СРНК) в ноябре 2002 г. было принято следующее решение:
"Стороны согласились, что в стратегиях управления запасами трески и пикши следует учитывать следующее:
- условия для получения максимального долгосрочного вылова запасов
- достижение межгодовой стабильности ОДУ
- полное использование всей имеющейся информации о развитии запасов
На этой основе стороны определили следующие правила решения для установления ежегодной промысловой квоты (ОДУ) на вылов северо-восточной арктической трески (СВА трески) с 2004 г. и далее:
- произвести оценку среднего уровня ОДУ для последующих трех лет на основе F_pa. ОДУ для следующего года будет установлено в качестве стартовой величины для трехлетнего периода.
- в последующем году расчет ОДУ на следующие три года повторяется исходя из обновленной информации о развитии запаса, однако, не следует изменять ОДУ больше, чем на +-10% от ОДУ предыдущего года.
- если нерестовый запас становится меньше В_ра, стороны должны рассмотреть вариант установления более низкого ОДУ, чем подразумевается в правилах решения.
Стороны согласовали аналогичные правила решения для пикши на основе F_pa и В_ра для пикши и колебания ОДУ из года в год не более чем на _25% (по причине больших колебаний запаса).
Стороны согласились, что рабочая группа, которая разработала "Основной документ относительно главных принципов критериев устойчивого долгосрочного управления живыми морскими ресурсами в Баренцевом и Норвежском морях" в течение последующего года должна показать, каким образом данные правила принятия решения будут работать. Рабочая группа должна, в частности, определить, какой уровень процентного изменения ОДУ из года в год будет целесообразным.
Норвежское Министерство Рыболовства направило письмо в ИКЕС (февраль 2003 г.) с запросом о выдаче рекомендаций в соответствии с установленным правилом определения ОДУ для трески и пикши, представленным в Разделе 2.1.
Несмотря на то, что в письме содержался запрос, чтобы ИКЕС выработал рекомендации, соответствующие правилам принятия решения, установленным комиссией, не было выражено просьбы об оценке соответствия правил решения принципу осторожного подхода (РА). Тем не менее, ИКЕС будет, как обычно, определять соответствие принципу осторожного подхода любого варианта улова, зависящего от результатов применения промысловой смертности.
Из-за ограничений во времени ИКЕС не смог дать оценку правила для пикши и было рассмотрено только правило для трески.
5.1.1 Характеристики правила
В принципе, данное правило является неполным, так как оно не определяет характера специальных мер при снижении запаса ниже В_ра. Чтобы правило регулирования промысла находилось в соответствии с осторожным подходом, необходимо определить меры, которые в данной ситуации будут обеспечивать восстановление запаса. Поэтому, так как данное правило не определено для части SSB (биомассы нерестового запаса), нельзя проверить, находится ли оно в рамках осторожного подхода.
5.1.2 Возможные пути доработки правила
Следующие элементы были включены для завершения доработки возможного правила при моделировании:
1. предположено, что промысловая смертность будет линейно уменьшаться по направлению к нулю, когда SSB (биомасса нерестового запаса) находится между В_ра и B_lim ("линейная");
2. предположено, что ОДУ устанавливается в соответствии с трехлетним правилом ("напрямую") и не применяются ограничения межгодовых изменений ОДУ.
Предположение о применении 10% ограничение# ОДУ, если SSB (биомасса нерестового запаса) < В_ра, не проверялось. Таким же образом можно дать оценку другому роду мер и в другом контексте.
5.1.3 Методика моделирования
Для осуществления оценки правила регулирования модель популяции была разработана в виде программы PROST, обеспечивающей стохастические прогнозы. Это стохастическая программа прогнозирования запаса на среднесрочный или долгосрочный период. Она используется при моделировании последствий применения правила вылова и прогнозирует "реальный" моделируемый на будущее запас с уловами, рассчитываемыми при выполнении данного правила. Стохастическими элементами являются пополнение в соответствии со стохастической функцией "запас-пополнение", вес, доли половозрелых рыб, ошибки оценки запаса и реализации вылова. Ошибки оценки запаса и реализации вылова предполагаются, так как процесс оценка запаса не имитируется в рамках модели.
Модель "по умолчанию" включала зависимый от плотности вес по возрасту в запасе за исключением возрастных групп, где зависимость от плотности не обнаруживалась, полную модель пополнения, которая включала неопределенность, зависимость пополнения от среднего веса по возрасту рыб в запасе и периодические колебания урожайности пополнения. Каннибализм не был включен, модель эксплуатации была взята на уровне средних значений за 2000-2002 гг. с учетом неопределенности. Также включалась ошибка оценки с CV (коэффициент вариации) - 0.25 или 0.35, но без учета смещений в оценке. Не было учтено неопределенности в данных вес по возрастам, половозрелость по возрастам или естественная смертность по возрастам.
Пробовались несколько вариантов популяционной модели. Во всех случаях для периода 2003-2103 г.г. выполнялось 1000 прогонов и рассматривались результаты за последние 80 лет данного периода. Это делается для того, чтобы исключить воздействие начальных величин.
Отклонения в оценках (систематические недо- и переоценки) и ошибка применения правила (вылов не соответствует ОДУ) не учитывались.
5.1.4 Проверенные прогоны
Проверенные прогоны даны ниже
В вышеуказанной таблице показаны различные варианты применения трехлетнего правила с учетом 10% изменения ОДУ в последующие годы. Ряд прогонов отличается от других некоторыми изменениями правила (например, большая промысловая смертность F, другой процент изменений ОДУ и т.д.).
5.1.5 Результаты
Данные представлены в таблице 5.1.
Все модели с F=F_pa показывают, что риск снижения запаса ниже В_lim очень низок. Этого следовало ожидать при правильном выборе ориентиров осторожного подхода (РА).
Вероятность снижения запаса ниже В_ра (этот ориентир используется в качестве триггер-биомассы) также мала. Это означает, что имитация модели, при которых приходится менять решение по управлению, являются редкими. В частности, предположение об отсутствии смещения в оценках запаса и описание ошибки реализации (например, введением величин F на 20% или 40% больше, чем предполагалось, требуют дальнейших исследований до окончательного принятия решения, что правила полностью соответствуют принципам осторожного подхода. Также, в дальнейшем следует изучить действие HCR (правил регулирования промысла) при восстановления запаса в плохих для него условиях.
Данное правило подвергалось также проверке при F = 0.5 вместо F_pa(0.4). Это приводит к высокой вероятности того, что SSB<B_pa (40%). Данный анализ подтверждает выбор величины F_pa, соответствующей В_ра. Прогон с F=0.5 может рассматриваться как замена проверки влияния 20% ошибки реализации и ошибки оценки запаса. В действительности "фактический" моделируемый запас не становится меньше B_lim. Тем не менее, высокая вероятность SSB<B_pa предполагает, что меры, направленные на уменьшение промысловой смертности, пришлось бы принимать довольно часто. Тогда работа данного правила будет зависеть от вида принимаемой меры. При использовании протестированных мер - при SSB < В_ра - вероятность риска того, что SSB < В_lim, все еще мала. Это показывает влияние небольшой ошибки оценки запаса или ошибки реализации.
5.1.6 Заключение
Правило вылова, согласованное Российско-норвежской комиссией по рыболовству, проверялось посредством моделирования. Чтобы правило находилось в соответствии с осторожным подходом, необходимо, чтобы в нем указывались некоторые предварительно согласованные меры обеспечения восстановления в случаях, когда оценки SSB становятся ниже В_ра. Эти меры должны быть определены в первую очередь, до проведения полной оценки. Для приведения существующего правила в соответствие с осторожным подходом достаточно простого правила, в котором учитывается уменьшение F по направлению к нулю, когда рассчитываемый SSB приближается к В_lim.
В моделях, выполненных для проверки правила, предполагается, что промысловая смертность линейно уменьшается при переходе SSB за пределы В_ра до 0 при B_lim. Альтернативные прогоны были выполнены при предположении, что межгодовое сокращение больше, чем 10% при нерестовой биомассе запаса ниже В_ра.
Моделирование показывает, что после установления правила на несколько лет мала вероятность падения нерестовой биомассы запаса ниже В_ра или B_lim, и что данное правило находится в соответствии с осторожным подходом. Однако, ряд факторов, таких как отсутствие соответствия уловов ОДУ и возможные смещения в прогнозных оценках запаса не учитывались при моделировании и являются препятствием для достижения цели правила. Наличие высоких уровней не сообщенных уловов показывает, что такие факторы в настоящий момент существуют.
Представленное исследование показывает, что правило регулирования промысла, предложенное комиссией, согласуется с осторожным подходом, при условии, что предел годового изменения ОДУ не применяется для SSB<B_pa. He проводились детальные исследования с целью установления, соответствует ли оно принципам осторожного подхода при условии того, что F не уменьшается для SSB<B_pa.
Пусть у будет годом, для которого следует представить рекомендации по ОДУ, тогда у-1 будет промежуточным годом (а у-2 - год оценки запаса). Следующее правило предложено и признано предосторожным:
F (у) установлено 3-летним правилом (0.40, 10) если SSB(y)>B и
pa
SSB(y-1)>B
pa
F (у) установлено 3-летним правилом (0.40, без огран.) если
SSB(y)>B и SSB(y-1)<B
pa pa
SSB(у) - В
lim
F(у) установлено 3-х летним правилом (0.40 -------------, без огр.)
B - В
ра lim
если B < SSB(y) < B
lim ра
F(у)=0 если SSB(y) < B
lim
Данное правило регулирования промысла также применяется для восстановления запаса.
Поскольку 10-% правило признано предосторожным, то и менее строгие правила (выше, чем 10-% изменение), позволяющие большие межгодовые изменения ОДУ, будут также предосторожными, т.к. это дает возможность принять более скорые действия в случае сокращения запаса.
Комментарии:
Условие F(y), установленное 3-х летним правилом (0.40, без огран.), если SSB(y)>B_pa и SSB(y-1)<B_pa, включено с целью учета следующей ситуации: если SSB(y-1)<B_lim (в оценке, сделанной в год у-2, который определил квоту на год у-1), квота для года у-1 составит 0. Таким образом, для того, чтобы появилась возможность для нового увеличения квоты, нельзя применять меру по ограничению межгодового изменения ОДУ. Для упрощения мы решили игнорировать максимальное межгодовое изменение процента во всех случаях, где SSB(y)>B_pa и SSB(y-1)<B_pa (с учетом оценки, сделанной в год у-1).
Данное правило не рассматривает уровень SSB после установления ОД
Таблица 5.1. Результаты долгосрочного стохастического моделирования при использовании подхода, представленного в WD3
Правило |
Модель |
||||||
N прогона |
F |
3-х лет. правило |
F ниже В_ра |
увеличение %. изменен. |
уменьш. % измен. |
CV числен-ти запаса |
Высокое М для 3,4 года, (0.7 и 0.4) |
1. |
0.40 |
Да |
Линейн. |
10 |
10 |
0.25 |
Нет |
2. |
0.40 |
Нет |
Линейн. |
10 |
10 |
0.25 |
Нет |
3. |
0.40 |
Да |
Плоский. |
10 |
10 |
0.25 |
Нет |
4. |
0.40 |
Да |
Линейн. |
20 |
20 |
0.25 |
Нет |
5. |
0.40 |
Да |
Линейн. |
30 |
30 |
0.25 |
Нет |
6. |
0.40 |
Да |
Линейн. |
40 |
40 |
0.25 |
Нет |
7. |
0.40 |
Да |
Линейн. |
10 |
10 |
0.35 |
Нет |
8. |
0.40 |
Да |
Линейн. |
10 |
10 |
0.25 |
Да |
9. |
0.50 |
Да |
Линейн. |
10 |
10 |
0.25 |
Нет |
10. |
0.50 |
Да |
Линейн. |
10 |
10 |
0.25 |
Да |
11. |
0.50 |
Да |
Линейн. |
10 |
10 |
0.35 |
Да |
12. |
0.50 |
Нет |
Линейн. |
10 |
10 |
0.35 |
Да |
Результаты
|
% прогонов |
Реализoв F |
Вылов |
SSB |
TSB |
Пополнение |
% год. Изменений |
% лет |
% лет |
% лет в кот. разные части правила определяют ОДУ |
|||
|
SSB B_lim в любой год |
|
1000 т |
1000 т |
1000 т |
Млн возр.3 |
ОДУ (абсол. знач) |
SSB < B_lim |
SSB < В_ра |
SSB > В_ра |
SSB < B_pa |
||
3-летн. правило |
% уменьшения |
% увеличения |
|
||||||||||
1 |
0 |
0.406 |
885 |
1018 |
3452 |
674 |
7.7 |
0 |
0.1 |
46.2 |
28.8 |
24.8 |
0.2 |
2 |
0 |
0.408 |
886 |
1039 |
3485 |
674 |
10.0 |
0 |
0.9 |
35.1 |
34.7 |
29.0 |
1.2 |
3 |
0 |
0.406 |
885 |
1019 |
3452 |
673 |
7.6 |
0 |
0.1 |
46.1 |
28.9 |
24.8 |
0.2 |
4 |
0 |
0.407 |
884 |
1006 |
3433 |
674 |
11.0 |
0 |
0 |
78.9 |
13.3 |
7.8 |
0 |
5 |
0 |
0.409 |
883 |
999 |
3421 |
673 |
12.6 |
0 |
0 |
92.2 |
6.1 |
1.6 |
0 |
6 |
0 |
0.410 |
884 |
996 |
3419 |
675 |
13.2 |
0 |
0 |
97.3 |
2.5 |
0.2 |
0 |
7 |
0 |
0.418 |
891 |
1046 |
3497 |
678 |
8.8 |
0 |
0.3 |
36.4 |
33.3 |
29.5 |
0.8 |
8 |
0.1 |
0.402 |
497 |
581 |
2104 |
714 |
15.2 |
0 |
13.2 |
45.5 |
15.1 |
22.1 |
17.3 |
9 |
0.8 |
0.518 |
832 |
722 |
2899 |
634 |
10.6 |
0.01 |
3.6 |
44.3 |
24.5 |
25.7 |
5.5 |
10 |
1.1 |
0.454 |
478 |
482 |
1915 |
689 |
35.0 |
0.01 |
44.6 |
35.3 |
4.4 |
13.7 |
46.6 |
11 |
5.2 |
0.465 |
482 |
501 |
1950 |
693 |
60.1 |
0.07 |
39.4 |
35.1 |
7.6 |
14.1 |
43.1 |
12 |
16.4 |
0.485 |
481 |
486 |
1925 |
688 |
116.2 |
0.22 |
44.4 |
34.9 |
6.3 |
11.4 |
47.3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.