Решение Верховного Суда РФ от 21 мая 2004 г. N ВКПИ04-4
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда от 24 августа 2004 г. N КАС04-298 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению З. признании наличия в абзаце 2 подпункта "а" пункта 9 Постановления Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" слов "по состоянию здоровья или возрасту" не соответствующим п. "а" ст. 5, п. "а" ст. 13, п. "а" ст. 14, ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", установила:
З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации, считая, что абзац 2 подпункта "а" пункта 9 Постановления Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" в части слов "по состоянию здоровья или возрасту" противоречит п. "а" ст. 5, п. "а" ст. 13, п. "а" ст. 14, ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также нарушает его право на пенсионное обеспечение.
В судебное заседание З. не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия.
Представители Правительства Российской Федерации Б. и Л. требование заявителя не признали и просили отказать в его удовлетворении, пояснив при этом, что Постановление Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" издано в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительству Российской Федерации пунктом "ж" части 1 статьи 114 и части 1 статьи 115 Конституции РФ, ст.ст. 22, 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и прав заявителя на пенсионное обеспечение не нарушает. Кроме того, непосредственное указание на обязанность Правительства РФ определить порядок исчисления пенсий содержится в ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Также представители Правительства Российской Федерации указали, что приведенные заявителем в обоснование своей позиции п. "а" ст. 5, п. "а" ст. 13, п. "а" ст. 14 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 устанавливают соответственно виды пенсий, условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, и размер пенсии и не затрагивают вопросов, касающихся порядка исчисления пенсий, вследствие чего не могут быть приняты во внимание.
Выслушав объяснения, представителей Правительства Российской Федерации, Б. и Л., исследовав обстоятельства дела и заслушав заключение военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры К., полагавшего необходимым заявление З. оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые военнослужащим, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
В соответствии со ст. 4 Постановления Верховного Совета РФ от 12 февраля 1993 г. N 4469-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" Совету Министров Российской Федерации поручено разработать и утвердить в двухмесячный срок нормативные акты о порядке применения Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" по вопросам, отнесенным указанным Законом к компетенции Совета Министров Российской Федерации.
На основании ст. 2 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4174-1 "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", действовавшего на период издания оспариваемого заявителем Постановления Совета Министров РФ, Совет Министров - Правительство Российской Федерации действует на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, постановлений Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.
Статья 30 указанного Закона устанавливает, что Совет Министров Российской Федерации на основе и во исполнение Конституции и законов Российской Федерации, иных решений Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и указов Президента Российской Федерации принимает постановления и издает распоряжения, проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в этих актах, и обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.
Из изложенного следует, что принимая Постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 Совет Министров РФ, действовал в пределах своей компетенции и во исполнение ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" непосредственно указывающей на определение порядка исчисления пенсий, ст. 4 Постановления Верховного Совета РФ от 12 февраля 1993 г. N 4469-1.
Согласно абзаца 2 подпункта "а" пункта 9 Постановления Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода.
Пункт "а" ст. 5, Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 устанавливает, что военнослужащие приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную этим Законом выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
Пункт "а" ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 устанавливает, что право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Пункт "а" ст. 14 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 устанавливает, что пенсия за выслугу лет военнослужащим устанавливается в следующих размерах: имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
Таким образом, приведенные заявителем в обоснование своей позиции п. "а" ст. 5, п. "а" ст. 13, п. "а" ст. 14 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 устанавливают соответственно виды пенсий, условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, и размер пенсии и не затрагивают вопросов, касающихся порядка исчисления пенсий. Статья 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 также не устанавливает каких-либо дополнительных условий по порядку исчисления пенсий военнослужащим, а содержит лишь указание Правительству РФ на разработку такого порядка. Следовательно, Правительство РФ издавая Постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 не нарушило требований статей Закона, перечисленных заявителем.
Абзац 2 подпункта "а" пункта 9 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" фактически вводит в действие дополнительную льготу по исчислению пенсии офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков по сравнению с военнослужащими, проходившими военную службу на иных должностях. Данный факт свидетельствует не об ущемлении прав военнослужащих, а об установлении дополнительных гарантий социального обеспечения отдельных категорий офицеров ввиду особых условий прохождения ими военной службы
Из изложенного следует, что оспариваемое заявителем положение Постановления Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 не только не противоречит Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", но и непосредственно направлено на его исполнение и способствует увеличению прав на пенсионное обеспечение и объема социальных гарантий военнослужащим и членам из семей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 и ч. 1 ст. 253 ГПК РФ Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решила:
В удовлетворении заявления З. о признании наличия в абзаце 2 подпункта "а" пункта 9 Постановления Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" слов "по состоянию здоровья или возрасту" не соответствующим п. "а" ст. 5, п. "а" ст. 13, п. "а" ст. 14, ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" - отказать.
Данное решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда |
Л.М. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 21 мая 2004 г. N ВКПИ04-4
Текст решения официально опубликован не был
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда от 24 августа 2004 г. N КАС04-298 настоящее решение оставлено без изменения