Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 30 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/17
Вопрос: Просим Вас разъяснить порядок отнесения транспортных средств - машина поливочная; машина специальная - пожарная; машина автогидроподъемник, к той или иной категории для уплаты транспортного налога.
Согласно ст. 358 НК РФ "объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации".
В соответствии с п. 16 "Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового Кодекса РФ", утвержденных Приказом МНС РФ от 09.04.03 N БГ-3-21/177, при определении вида транспортного средства для целей налогообложения следует руководствоваться:
- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359 (с изменениями и дополнениями);
- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.
Согласно п.п. 4.3, 5.2 Инструкции по заполнению налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденной приказом МНС N БГ-3-21/724 от 29.12.03 г. при определении вида транспортных средств для целей налогообложения также необходимо применять Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ).
Согласно Конвенции о дорожном движении, термин "механическое транспортное средство" означает любое самоходное дорожное транспортное средство, за исключением велосипедов с подвесным двигателем, на территории Договаривающихся сторон, которые не приравнивают их к мотоциклам, и за исключением рельсовых транспортных средств; термин "автомобиль" означает механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. Этот термин охватывает троллейбусы, то есть нерельсовые транспортные средства, соединенные с электрическим проводом, но не охватывает такие транспортные средства, как сельскохозяйственные тракторы, специальные машины и т.п., использование которых для перевозки людей или грузов, является лишь вспомогательной функцией.
Так, в соответствии с ОКОФ, указанные выше основные средства, не относятся к категории "Средства транспортные" (раздел 15 0000000), а принадлежат к совершенно иной категории "Машины и оборудование" (раздел 14 0000000):
- машины поливомоечная (код ОКОФ 14 3410414),
- машина пожарная (код ОКОФ 14 3410331),
- автогидроподъемник (код ОКОФ 14 3410421).
Исходя из изложенного, просим разъяснить следует ли относить указанные основные средства по объекту налогообложения к категории "Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу" или они вообще не являются объектом налогообложения в соответствии со статьей 28 "Транспортный налог" НК РФ, так как не являются транспортными средствами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду глава 28 "Транспортный налог" НК РФ
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 17.11.2004 г. по вопросу о порядке применения положений главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
Согласно положениям статьи 11 Кодекса институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса.
Понятие "транспортное средство" для целей применения главы 28 Кодекса определено статьей 358 Кодекс. Согласно указанной статье Кодекса под транспортными средствами понимаются, в частности, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
В рассматриваемом случае необходимо учитывать, что понятие "транспортное средство", применяемое в главе 28 Кодекса, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (код 15 0000000 "Средства транспортные"), и используется только для целей налогообложения. Данная позиция подтверждается тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 358 Кодекса из объекта налогообложения транспортным налогом исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные только на сельскохозяйственных товаропроизводителей и которые в соответствии с вышеназванным Классификатором учитываются по коду 14 0000000 "Машины и оборудование". Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные категории физических и юридических лиц, в данном случае рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения.
Таким образом, ОКОФ может применяться для целей транспортного налога только с учетом норм, установленных главой 28 Кодекса.
В соответствии с ОКОФ тракторы отнесены к категории "Машины и оборудование", что является основанием для признания их в целях применения главы 28 Кодекса транспортными средствами и, соответственно, объектом обложения транспортным налогом по категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу". К указанной категории транспортных средств также следует относить и автогидроподъемники на пневматическому ходу.
В целях правильного применения ставок транспортного налога при определении категории автомобиля, по мнению Департамента, необходимо учитывать следующее.
Российская Федерация является договаривающейся стороной международного "Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний", заключенного в Женеве 20 марта 1958 года.
В отличие от классификации транспортных средств, используемой Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), а также Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, в классификации транспортных средств, используемой указанным Соглашением оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.
Классификация транспортных средств, введенная Женевским соглашением 1958 года, используется в Российской Федерации при сертификации транспортных средств.
Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки (включая машины поливомоечные и машины пожарные), относятся к категории "грузовые автомобили".
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях правильного применения ставок транспортного налога при определении категории автомобиля необходимо учитывать, что РФ является договаривающейся стороной международного "Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний", заключенного в Женеве 20 марта 1958 года.
В классификации транспортных средств, используемой данным Соглашением оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.
Данная классификация транспортных средств используется в РФ при сертификации транспортных средств.
Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки (включая машины поливомоечные и машины пожарные), относятся к категории "грузовые автомобили".
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/17
Текст письма официально опубликован не был