Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. N 10888/04 При применении положений Налогового кодекса, касающихся градообразующих предприятий, следует руководствоваться понятием градообразующего предприятия, содержащимся в законодательстве о банкротстве. При новом рассмотрении дела суду необходимо проверить наличие и обоснованность документального подтверждения убытков предприятия по деятельности, связанной с использованием обслуживающих производств и хозяйств. В зависимости от определения статуса предприятия суду необходимо проверить соблюдение налогоплательщиком условий, установленных налоговым законодательством для признания этих убытков для целей налогообложения

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В соответствии с абзацем десятым статьи 275.1 НК РФ налогоплательщики - градообразующие организации, в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в абзацах третьем и четвертом данной статьи, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов.

При этом такие расходы признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.

В рассматриваемом случае предприятие воспользовалось указанным порядком определения налоговой базы. Налоговая инспекция, посчитав неправомерным применение данной нормы, доначислила налог.

Не согласившись с таким решением, предприятие обжаловало его в арбитражный суд. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию налогоплательщика. При этом суды исходили из отсутствия в налоговом законодательстве определения понятия "градообразующее предприятие" и презумпции правоты налогоплательщика, закрепленной в п.7 ст.3 НК РФ.

Налоговый орган обратился в ВАС РФ с заявлением о пересмотре дела в порядке надзора.

Как указал Президиум, определение понятия градообразующего предприятия дано в Федеральных законах "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998 г. N 6-ФЗ и от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ.

Из указанных законодательных актов следует, что статус предприятия в качестве градообразующего зависит от соотношения численности работников предприятия с численностью населения соответствующего населенного пункта.

Кроме того, для применения абзаца десятого ст.275.1 НК РФ, помимо наличия у предприятия статуса градообразующего, налогоплательщику необходимо документально доказать убытки от деятельности объектов обслуживающих производств.

Однако данные обстоятельства при рассмотрении дела исследованы не были. Таким образом, нижестоящие суды нарушили единообразие в толковании и применении судами норм права.

Основываясь на изложенном, Президиум отменил состоявшиеся по делу судебные акты (решение первой, постановления апелляционной и кассационной инстанций) и направил дело на новое рассмотрение.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. N 10888/04


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2005 г., N 5