См. Обобщение практики применения нормативных актов ЦБР по конкретным вопросам валютного регулирования
Вопросы, связанные с применением Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П)
1. В каких случаях резидент обязан представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях? Представляется ли справка о валютных операциях при продаже резидентом иностранной валюты уполномоченному банку, покупке иностранной валюты у уполномоченного банка, переводе иностранной валюты с транзитного валютного счета на текущий валютный счет (специальный банковский счет), зачислении (списании) наличной иностранной валюты на счет (со счета) резидента, при списании комиссии уполномоченного банка?
Справка о валютных операциях представляется в уполномоченный банк при идентификации средств в иностранной валюте, поступивших на транзитный валютный счет резидента, а также при списании средств в иностранной валюте со счета резидента в уполномоченном банке при проведении указанных резидентом валютных операций (пункты 1.2 и 1.3 Инструкции N 117-И).
В соответствии с пунктом 1.5 Инструкции N 117-И при поступлении иностранной валюты на счет резидента в уполномоченном банке в случае, если договором между уполномоченным банком и резидентом предусмотрено, что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку о валютных операциях, указанная справка резидентом в уполномоченный банк не представляется.
В этом случае справка о валютных операциях резидента подписывается сотрудником уполномоченного банка в порядке, установленном пунктом 1.5 Инструкции N 117-И.
При продаже резидентом иностранной валюты, переводе иностранной валюты с транзитного валютного счета на текущий валютный счет (специальный банковский счет), покупке иностранной валюты и зачислении (списании) наличной иностранной валюты на счет (со счета) резидента, а также при списании комиссии информация об операциях резидента по расчетам с уполномоченным банком вносится уполномоченным банком в электронную базу данных по валютным операциям в соответствии с пунктом 1.17 Инструкции N 117-И.
При этом ответственность за правильность проставления кода валютной операции несет уполномоченный банк.
2. Каким образом оформляется паспорт сделки (далее - ПС) по контракту, если не указана сумма контракта?
Если резидент исходя из известных ему на дату оформления ПС сведений предполагает, что сумма по контракту превысит в эквиваленте 5000 долларов США, то необходимо оформить ПС. В этом случае в графе 5 раздела 3 ПС проставляется символ б/с (пункт 5 Порядка заполнения паспорта сделки, приложение 4 к Инструкции N 117-И).
3. Необходимо ли оформлять ПС при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами по договорам аренды и лизинга?
В соответствии с Временным классификатором услуг во внешнеэкономической деятельности (в редакции постановления Госкомстата России от 06.02.2001 N 11) аренда недвижимого имущества и транспортных средств отнесена к услугам, а Инструкция N 117-И определяет именно порядок учета валютных операций.
В то же время Таможенный кодекс Российской Федерации относит к товарам любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Это требование относится в том числе и к арендуемому движимому имуществу и к транспортным средствам, отнесенным к недвижимым вещам.
Учитывая изложенное, в целях учета валютных операций при расчетах между резидентами (юридическими лицами и физическими лицами - индивидуальными предпринимателями) и нерезидентами по договорам аренды/лизинга движимого имущества и транспортных средств, отнесенных к недвижимым вещам, при ввозе (вывозе) указанного имущества в Российскую Федерацию (из Российской Федерации) должно осуществляться оформление ПС в соответствии с требованиями пунктов 3.1 и 3.3 Инструкции N 117-И. В случаях, когда отсутствует ввоз (вывоз) указанного имущества в Российскую Федерацию (из Российской Федерации), Инструкция N 117-И предусматривает возможность оформления ПС по договорам аренды/лизинга этого имущества.
В связи с этим при кодировании валютных операций, связанных с платежами в качестве арендной платы по договорам аренды/лизинга, следует использовать коды из группы 20 Перечня валютных операций клиентов уполномоченных банков, указанного в приложении 2 к Инструкции N 117-И (далее - Перечень).
4. Необходимо ли оформлять ПС по договорам страхования и перестрахования?
В соответствии с Временным классификатором услуг по внешнеэкономической деятельности (в редакции Постановления Госкомстата России от 06.02.2001 N 11) страховые услуги, в том числе услуги по страхованию (перестрахованию), являются одним из видов международных услуг.
В связи с этим при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом по договору страхования (перестрахования) резиденту следует оформить ПС в порядке, установленном Инструкцией N 117-И.
В этом случае в четвертой части номера ПС указывается код вида контракта "3" или "4", а в разделе 3 "Общие сведения о контракте" в качестве общей суммы контракта отражается сумма предусмотренной договором страховой премии.
5. Может ли уполномоченный банк (далее - банк ПС) отказать в подписании ПС по контракту в случае нарушения резидентом сроков, установленных пунктом 3.14 Инструкции N 117-И?
Основания отказа банка ПС в подписании ПС установлены пунктом 3.12 Инструкции N 117-И. Нарушение резидентом установленных пунктом 3.14 Инструкции N 117-И сроков представления в банк ПС документов для оформления ПС в качестве основания для отказа в подписании ПС в пункте 3.12. Инструкции Банка России N 117-И не предусмотрено.
Таким образом, банк ПС при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных пунктом 3.12 Инструкции N 117-И, подписывает ПС и в случае представления резидентом необходимых документов с нарушением сроков, установленных пунктом 3.14 Инструкции N 117-И.
6. Возможны ли выплата процентов по кредиту и погашение суммы основного долга по кредиту со счетов резидента, открытых в другом банке (не являющемся банком ПС)?
На основании пункта 2.8 Инструкции N 117-И резидент осуществляет валютные операции по кредитному договору только через свои счета, открытые в банке ПС, за исключением валютных операций по кредитному договору, проводимых через счета, открытые в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России.
Таким образом, выплата процентов по кредиту и погашение суммы основного долга по кредиту осуществляются резидентом со счета, открытого в банке ПС.
7. Какое наименование и цифровой код страны иностранного контрагента в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ) следует указывать в графах 2 и 3 раздела 2 "Реквизиты иностранного контрагента" ПС, если иностранной стороной по контракту (кредитному договору) является представительство (филиал) иностранной компании, расположенное на территории Российской Федерации?
Если иностранной стороной по контракту (кредитному договору) является представительство (филиал) иностранной компании, расположенное на территории Российской Федерации, в графах 2 и 3 раздела 2 "Реквизиты иностранного контрагента" ПС указываются наименование и цифровой код страны иностранной компании.
Если страна иностранной компании неизвестна, то в графе 2 раздела 2 ПС ставится прочерк, а в графе 3 раздела 2 ПС может быть указан код "997" (с учетом абзаца второго пункта III.8 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409402 "Сведения о расчетах между резидентами и нерезидентами за выполнение работ, оказание услуг, передачу информации, результатов интеллектуальной деятельности и операции неторгового характера", приложение 1 к Указанию Банка России от 16.01.2004 N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (далее - Указание N 1376-У).
В графе 3 раздела 2 ПС не может быть указан цифровой код Российской Федерации - "643".
8. Какая дата совершения валютной операции отражается в базе данных по валютным операциям, ведущейся в соответствии с пунктом 1.17 Инструкции N 117-И, при совершении резидентом платежей в пользу нерезидента с использованием аккредитивной формы расчетов?
В соответствии с приведенным в пункте 1.17 Инструкции N 117-И перечнем информации, отражаемой в базе данных по валютным операциям, уполномоченному банку в качестве даты совершения валютной операции (платежа) следует отразить в базе данных по валютным операциям дату совершения операции по счету резидента - клиента уполномоченного банка, то есть дату списания средств со счета резидента-приказодателя по аккредитиву на счет учета операций по аккредитивам по иностранным операциям (счет 47409 "Обязательства по аккредитивам по иностранным операциям").
В этом случае уполномоченный банк на основании поручения или заявления резидента на выставление аккредитива указывает в базе данных по валютным операциям код вида операции - 99090 "Расчеты и переводы по операциям, не указанным в группах 01-07, а также за исключением платежей с кодами 99010-99080" (приложение 2 к Инструкции N 117-И).
9. Какая дата платежа отражается в разделе II "Сведения о платежах" ведомости банковского контроля, формирующейся в порядке, изложенном в приложении 3 к Положению N 258-П, при совершении резидентом платежей в пользу нерезидента по внешнеторговому контракту с использованием аккредитивной формы расчетов?
В случае осуществления расчетов резидента с нерезидентом по внешнеторговому контракту с использованием аккредитивной формы расчетов банку ПС следует внести в графу 1 раздела II ведомости банковского контроля фактическую дату платежа в пользу нерезидента - получателя денежных средств по контракту, а именно - дату списания денежных средств со счета учета операций по аккредитивам по иностранным операциям банка ПС (счет 47409 "Обязательства по аккредитивам по иностранным операциям") либо со счета покрытия по аккредитиву, открытого банком ПС (банком-эмитентом) в банке-нерезиденте.
В этом случае в графе 3 раздела II ведомости банковского контроля в зависимости от экономического содержания совершаемой операции указывается один из кодов вида операции групп 11, 21, 35 Перечня.
10. По каким кодам видов валютных операций, приведенным в приложении 2 к Инструкции N 117-И, следует отражать в базе данных по валютным операциям, а также в отчетности по форме 0409664 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых по банковским счетам клиентов в уполномоченных банках" и по форме 0409665 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки" операции по зачислению средств в иностранной валюте на транзитный валютный счет резидента, не идентифицированные резидентом в сроки, установленные валютным законодательством?
Операции по зачислению средств в иностранной валюте на транзитный валютный счет резидента до их идентификации резидентом в порядке, установленном валютным законодательством, могут отражаться уполномоченным банком в базе данных по валютным операциям, ведущейся в соответствии с пунктом 1.17 Инструкции N 117-И, по коду "00000".
В случае, если на момент составления отчетности по форме 0409664 резидентом не идентифицированы поступления на транзитный валютный счет резидента (не представлена справка о валютных операциях), уполномоченному банку рекомендуется учесть указанные средства по коду "00000" в отчетности по форме 0409664. После идентификации резидентом поступлений по видам валютных операций уполномоченному банку следует внести изменения в отчетность по форме 0409664 за предыдущие отчетные периоды в соответствии с пунктом 3 порядка составления и представления отчетности по форме 0409664. Соответствующие уточнения будут внесены в порядок составления и представления отчетности по форме 0409664 Указания N 1376-У.
Информация о средствах в иностранной валюте, поступивших на транзитный валютный счет резидента и не идентифицированных им на момент составления отчетности по форме 0409665, не может быть включена уполномоченным банком в Ведомость банковского контроля, формируемую в соответствии с приложением 3 к Положению N 258-П, и, соответственно, в отчетность по форме 0409665 до представления резидентом справки о валютных операциях с указанием в ней номера паспорта сделки и кода валютной операции.
В указанном случае изменения в отчетность за предыдущие периоды вносятся и представляются уполномоченным банком в соответствии с пунктом 1.3 порядка составления и представления отчетности по форме 0409665 после представления резидентом справки о валютных операциях.
Вопросы, связанные с применением Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Инструкция N 111-И)
11. На какой счет осуществляется депонирование указанной в распоряжении резидента суммы в иностранной валюте, подлежащей обязательной продаже (в том числе суммы, превышающей размер обязательной продажи, при наличии такого поручения в распоряжении резидента)?
Депонирование как иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, так и сумм, превышающих размер обязательной продажи, осуществляется на отдельном лицевом счете "Средства в иностранной валюте для обязательной продажи на внутреннем валютном рынке Российской Федерации", указанном в пункте 3.6 Инструкции N 111-И, который открывается на балансовом счете N 47405 "Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты" в соответствии с характеристикой и назначением счета п. 4.59 Части II Положения Банка России от 5 декабря 2002 года N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации". Аналитический учет ведется на лицевых счетах, открываемых по каждому клиенту и виду валюты. Необходимость в открытии отдельных лицевых счетов на сумму обязательной продажи и продажи сверх установленного размера определяется уполномоченным банком самостоятельно.
12. Учитываются ли два рабочих дня, указанные в пункте 3.6 Инструкции N 111-И, при расчете срока обязательной продажи части валютной выручки?
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента (физического лица - индивидуального предпринимателя или юридического лица) не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.
Следовательно, уполномоченный банк в уведомлении, направляемом резиденту в соответствии с пунктом 3.1 Инструкции N 111-И, должен рассчитывать последнюю дату представления резидентом уполномоченному банку документов, указанных в пунктах 3.3 и 3.4 Инструкции N 111-И, исходя из вышеуказанного 7-дневного срока без учета сроков депонирования уполномоченным банком иностранной валюты в соответствии с пунктом 3.6 Инструкции N 111-И.
13. Подлежат ли обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации денежные средства в иностранной валюте, поступившие резиденту от нерезидента в качестве возврата ранее переведенного авансового платежа по заключенному договору (в том числе договору аренды), в качестве уплаты штрафных санкций по такому договору, в качестве пожертвований на благотворительные цели, а также денежные средства в иностранной валюте, полученные в качестве доходов от операций с ценными бумагами?
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов.
Следовательно, денежные средства в иностранной валюте, поступающие от нерезидента на банковский счет резидента в уполномоченном банке в качестве возврата авансового платежа, ранее переведенного резидентом со своего текущего валютного счета в уполномоченном банке в пользу нерезидента по заключенному между ними договору (в том числе договору аренды), в качестве уплаты штрафных санкций, в качестве пожертвований на благотворительные цели, а также денежные средства в иностранной валюте, полученные в качестве доходов от операций с ценными бумагами, не следует рассматривать как объект обязательной продажи, поскольку в данном случае не осуществляются передача товаров, выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, предусмотренные частью 3 статьи 21 Федерального закона.
14. С какой даты резиденту необходимо исчислять семидневный срок при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, установленном Инструкцией N 111-И?
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона обязательная продажа части валютной выручки осуществляется не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке. При этом валютное законодательство Российской Федерации, как и законодательство Российской Федерации в целом, не устанавливает общего порядка исчисления сроков.
Анализ различных отраслей права показывает, что в большинстве случаев течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (например, статья 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 9 Таможенного кодекса Российской Федерации, статья 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 14 Трудового кодекса Российской Федерации).
В связи с изложенным полагаем возможным при определении даты начала течения срока обязательной продажи части валютной выручки резидента руководствоваться положениями части 6 статьи 4 Федерального закона, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Таким образом, днем начала течения семидневного срока обязательной продажи части валютной выручки резидента следует считать следующий день после ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.
15. Какие поступления в иностранной валюте не подлежат списанию с транзитного валютного счета резидента в случае, указанном в пункте 3.8 Инструкции N 111-И?
Не подлежат списанию с транзитного валютного счета резидента в уполномоченном банке только те поступления иностранной валюты, по которым в соответствии с требованиями Инструкции N 111-И резидентом не представлены в уполномоченный банк документы, указанные в пунктах 3.3 и 3.4 Инструкции N 111-И.
Иные вопросы по применению валютного законодательства
16. Существуют ли ограничения на внесение наличной иностранной валюты на банковские счета резидентов и получение наличной иностранной валюты с банковских счетов резидентов?
На основании пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона валютные операции, связанные с внесением резидентами наличной иностранной валюты на свои банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением резидентами наличной иностранной валюты со своих банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок), осуществляются без ограничений.
Таким образом, уполномоченный банк вправе выдавать резиденту наличную иностранную валюту с его счета, а также зачислять наличную иностранную валюту на его счет.
17. Как следует отражать данные в отчетности по форме 0409667 "Отчет о внесении и возврате сумм резервирования": в разрезе каждой конкретной операции по внесению и возврату сумм резервирования или суммарно по кодам видов операций, по которым за отчетный период вносились или возвращались суммы резервирования?
В соответствии с порядком составления и представления отчетности по форме 0409667 (приложение 1 к Указанию N 1376-У) данные в указанной форме отражаются суммарно по кодам видов операций, по которым внесены или возвращены суммы резервирования за отчетный период.
18. Необходимо ли кассовому работнику обменного пункта при осуществлении операций, указанных в пунктах 3.1.16-3.1.19 Инструкции Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция N 113-И), указывать в графе 13 Реестра операций с наличной валютой и чеками номер счета физического лица?
В соответствии с пунктом 4.13 Инструкции N 113-И во время осуществления операции с наличной валютой и чеками кассовый работник обменного пункта заполняет электронный Реестр операций с наличной валютой и чеками по форме, приведенной в приложении 4 к Инструкции N 113-И. Кассовый работник обменного пункта ведет один Реестр операций с наличной валютой и чеками по всем видам операций с наличной валютой и чеками, совершаемых в течение рабочего дня обменного пункта, за исключением операций, указанных в подпунктах 3.1.8 и 3.1.15 Инструкции N 113-И.
При совершении операций по выдаче наличной иностранной валюты и наличной валюты Российской Федерации со счетов с использованием платежных карт в графе 13 Реестра операций с наличной валютой и чеками кассовый работник вправе не указывать номер счета физического лица, если не располагает информацией о нем.
19. С какого счета в валюте Российской Федерации нерезидент может внести сумму резервирования в соответствии с Указанием Банка России от 29.06.2004 N 1465-У "Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов" (далее - Указание N 1465-У) при осуществлении операций по одному из специальных банковских счетов?
В соответствии с порядком осуществления операций по специальным банковским счетам нерезидентов, установленным Инструкцией Банка России от 07.06.2004 N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов" (далее - Инструкция N 116-И), нерезиденты могут вносить сумму резервирования с любого из своих специальных банковских счетов.
В связи с этим нерезидент может самостоятельно решить, с какого счета вносить сумму резервирования: со специального банковского счета или с иного банковского счета в валюте Российской Федерации. Кроме того, сумма резервирования может быть внесена с любого специального банковского счета нерезидента, в том числе при проведении операции, в отношении которой установлено требование о резервировании, с использованием другого специального банковского счета нерезидента.
20. Кто вносит сумму резервирования и как оформляется заявление о резервировании при осуществлении расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами по операциям, осуществляемым через специальные счета банков-нерезидентов?
В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции N 114-И при осуществлении нерезидентом операций от имени и за счет третьих лиц либо от своего имени, но за счет третьих лиц требование о резервировании, установленное органом валютного регулирования, выполняется указанным нерезидентом.
В заявлении о резервировании в соответствии с абзацем вторым пункта 2.3 Инструкции N 114-И указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии), адрес места жительства (места пребывания) (для физических лиц); полное наименование и адрес (место нахождения) (для юридических лиц), то есть должны быть указаны сведения о клиенте - сведения о резиденте или нерезиденте, вносящем сумму резервирования (пункт 2.1 Инструкции N 114-И).
Таким образом, при осуществлении расчетов и переводов в валюте Российской Федерации между резидентами и нерезидентами по операциям, указанным в пункте 4.1 Инструкции N 116-И через специальные счета банков-нерезидентов, сумму резервирования вносит банк-нерезидент, являющийся владельцем счета. Следовательно, в заявлении о резервировании указываются полное наименование и адрес (место нахождения) банка-нерезидента. При этом Инструкция N 114-И не содержит требования об указании в этом заявлении о резервировании сведений о нерезиденте, от чьего имени или за чей счет осуществляется операция.
21. В какой момент должна быть внесена сумма резервирования при осуществлении нерезидентом операций через специальные банковские счета банка-нерезидента?
В соответствии с пунктом 4.14 Инструкции N 116-И в случае установления нормативными актами Банка России требования о резервировании при списании и(или) зачислении нерезидентом денежных средств в валюте Российской Федерации со специальных банковских счетов и(или) на специальные банковские счета нерезидентов в валюте Российской Федерации, указанные в пункте 4.1 Инструкции N 116-И, уполномоченный банк принимает к исполнению расчетный документ нерезидента на осуществление перевода на специальный банковский счет нерезидента в валюте Российской Федерации, указанный в пункте 4.1 Инструкции N 116-И, в котором указаны номер и дата оформленного и выданного уполномоченным банком нерезиденту заявления о резервировании в соответствии с нормативными актами Банка России. Заявление о резервировании оформляется уполномоченным банком и выдается клиенту после принятия к исполнению платежного поручения клиента на внесение суммы резервирования (пункты 2.6, 2.11, 2.12 Инструкции N 114-И).
Таким образом, сумма резервирования должна быть внесена в любой момент до осуществления по специальному банковскому счету нерезидента операции, в отношении которой Банком России установлено требование о резервировании в соответствии с Указанием N 1465-У (то есть до зачисления денежных средств на специальный банковский счет нерезидента).
В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции N 114-И сумма резервирования вносится нерезидентами через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка), через который будет осуществляться операция. То есть при осуществлении резервирования в соответствии с Указанием N 1465-У сумма резервирования вносится через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка), в котором у нерезидента открыт соответствующий специальный банковский счет.
Таким образом, в случае, если в соответствии с Указанием N 1465-У установлено требование о резервировании, банк-нерезидент должен представить в уполномоченный банк заявление о резервировании и платежное поручение о внесении суммы резервирования в любой момент до представления или одновременно с представлением в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) расчетного документа на осуществление перевода на соответствующий специальный банковский счет, в котором указаны номер и дата оформленного и выданного уполномоченным банком банку-нерезиденту заявления о резервировании. При этом уполномоченный банк в соответствии с абзацем вторым пункта 4.15 Инструкции N 116-И обязан отказать банку-нерезиденту в осуществлении перевода на специальный банковский счет в случае оформления расчетного документа с нарушением требований пункта 4.14 Инструкции N 116-И (то есть с нарушением требований об указании в этом расчетном документе номера и даты оформленного и выданного уполномоченным банком банку-нерезиденту заявления о резервировании).
22. Возможен ли досрочный возврат части суммы резервирования, излишне внесенной в результате технической ошибки уполномоченного банка (операциониста уполномоченного банка)?
Возврат излишне внесенной суммы резервирования возможен в соответствии с пунктом 4 части 12 статьи 16 Федерального закона, если сумма резервирования, подлежащая внесению из расчета суммы фактически проведенной операции (суммы, списанной со специального счета, или суммы, зачисленной на специальный счет), больше внесенной суммы резервирования, в том числе в случае, если разница между указанными суммами возникла в результате ошибки уполномоченного банка (в результате технической ошибки операциониста уполномоченного банка).
------------------------------
Материал подготовлен Департаментом валютного регулирования и валютного контроля
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приводится обобщение практики применения отдельных нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля.
В случаях, когда информация об операциях резидента по расчетам с уполномоченным банком вносится уполномоченным банком в электронную базу данных по валютным операциям, то ответственность за правильность проставления кода валютной операции несет уполномоченный банк.
Разъясняется, что при расчетах между резидентами и нерезидентами по договорам аренды и лизинга движимого имущества и транспортных средств, отнесенных к недвижимым вещам, при перемещении указанного имущества через границу РФ должно осуществляться оформление паспорта сделки. Также паспорт сделки должен оформлять резидентом при заключении с нерезидентом договоров страхования (перестрахования).
Уполномоченный банк не вправе отказать в подписании паспорта сделки по контракту, даже если резидент нарушил согласованный срок представления в банк документов для оформления паспорта сделки.
Уточняется, что в 7-дневный срок обязательной продажи части валютной выручки не включаются 2 рабочих дня, в течение которых уполномоченный банк депонирует иностранную валюту. Днем начала течения семидневного срока обязательной продажи части валютной выручки резидента следует считать следующий день после ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.
Денежные средства в иностранной валюте, поступающие от нерезидента на банковский счет резидента в уполномоченном банке в качестве возврата авансового платежа, ранее переведенного резидентом со своего текущего валютного счета в уполномоченном банке в пользу нерезидента по заключенному между ними договору (в том числе договору аренды), в качестве уплаты штрафных санкций, в качестве пожертвований на благотворительные цели, а также денежные средства в иностранной валюте, полученные в качестве доходов от операций с ценными бумагами, не следует рассматривать как объект обязательной продажи, поскольку в данном случае не осуществляются передача товаров, выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Информационное письмо ЦБР от 31 декабря 2004 г. N 30 "Обобщение практики применения нормативных актов ЦБР по вопросам валютного регулирования и валютного контроля"
Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" от 26 января 2005 г. N 4