Решение Верховного Суда РФ от 26 октября 2004 г. N ГКПИ04-1287
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующими пункта 26 Приложения N 1 и пункта 5 Примечания к Приложению N 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 30 июля 2001 года N 224 (далее Правила), установил:
С. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись на то, что оспариваемые пункты Приложения N 1 к названным Правилам противоречат ч. 3 ст. 94 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и неправомерно ограничивают его права на приобретение телевизионного приемника и пользование им.
В судебное заседание заявитель не явился. О дне рассмотрения дела извещен в установленном порядке.
Представитель Министерства юстиции РФ Ф. с предъявленным требованием не согласился и просил об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые заявителем пункты Приложения N 1 соответствуют требованиям действующего законодательства РФ и предусмотренных законом прав заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица и исследовав материалы дела, Верховный Суд РФ находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает данный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как установлено судом, приказом Министерства юстиции РФ от 30 июля 2001 г, N 224 во исполнение положений ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ были утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. В Приложения N 1 к названным Правилам определен Перечень предметов, которым осужденным запрещено иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать указанные в нем предметы. В частности, пунктом 26 Перечня запрещается осужденным иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать электробытовые приборы (за исключением бытовых электрокипятильников заводского исполнения).
В пункте 5 Примечания к данному Перечню указывается, что телевизионные приемники и радиоприемники могут приобретаться только для коллективного пользования и устанавливаться в местах, определенных администрацией.
По утверждению представителя Министерства юстиции РФ, такой Перечень вещей и предметов утвержден Министерством юстиции РФ в пределах, предоставленных ему ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, полномочий. Оспариваемые заявителем пункты Перечня требованиям названного Кодекса не противоречат и оснований для признания их недействующими не имеется.
Эти утверждения представителя Министерства юстиции материалами дела не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренных пунктом 2 ст. 253 ГПК РФ оснований для признания недействующими оспариваемых пунктов Перечня, содержащегося в Приложения N 1 к Правилам не имеется.
Довод заявителя о том, что пункт 26 Перечня и пункт 5 Примечания к Перечню (Приложению N 1) противоречат части 3 ст. 94 Уголовно-исполнительного кодекса РФ не может быть признан обоснованным.
Согласно ч.ч. 3 и 8 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции РФ по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ.
Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Из содержания приведенной нормы закона следует, что законодатель делегировал Министерству юстиции РФ право утверждать Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и устанавливать Перечень предметов и вещей, запрещенных осужденным иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать их.
Законодателем при этом не дано какой-либо регламентации по содержательной части этих Правил.
В целях реализации представленных Министерству юстиции РФ указанным законом полномочий им и были утверждены названные выше Правила.
Ссылка заявителя на то, что пункт 26 Приложения N 1 (Перечня) к Правилам неправомерно запрещает осужденным иметь при себе телевизионные приемники и радиоприемники, получать либо приобретать их ни на чем не основана, поскольку такого запрета в нем не содержится. То обстоятельство, что указанным пунктом запрещается осужденным иметь при. себе, получать либо приобретать электробытовые приборы не может, по мнению суда, свидетельствовать о таком же запрете и в отношении телевизионных приемников и радиоприемников, так как названные приемники не отнесены к электробытовым приборам, указанным в пункте 26 Перечня, что фактически подтверждается и содержанием пункта 5 Примечания к данному Перечню, выделившего их из числа таковых.
Из названного пункта Примечания следует также, что какого-либо запрета на приобретение либо получение осужденными телевизионных приемников и радиоприемников, на что ссылается заявитель, в нем не содержится. Установленный же этим пунктом в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений порядок пользования ими требованиям закона, в том числе и части 3 ст. 94 УИК РФ, не противоречит.
Тот факт, что некоторые должностные лица исправительного учреждения, вопреки требованиям ч. 3 ст. 94 УИК РФ запрещают осужденным получать либо приобретать такие приемники, на что указывает заявитель, не может служить основанием к удовлетворению заявленного требования, поскольку, в случае нарушения законных прав кем-либо из должностных лиц учреждения, он не лишен возможности обратиться за их защитой в соответствующий районный суд либо к вышестоящему должностному лицу.
Суд при этом принимает во внимание, что по вопросу нарушения права на пользование телевизионным и радио приемниками С. обращался к начальнику учреждения по месту отбытия наказания, о чем он указывает в своем заявлении, и ему дано разрешение иметь их и пользоваться ими, что также свидетельствует об отсутствии в оспариваемых пунктах Перечня (Приложения N 1) запрета для осужденных на получение, приобретение и пользование такими приемниками, в порядке установленном указанными выше Правилами.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 и пунктами 1 и 2 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление С. о признании недействующими пункта 26 Приложения N 1 (Перечня) и пункта 5 Примечания к Приложению N 1 (Перечню) к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 30 июля 2001 года N 224, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 26 октября 2004 г. N ГКПИ04-1287
Текст решения официально опубликован не был