Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вносится Московской
городской Думой
Отзыв
на проект федерального закона N 273623-3 "Об участии
граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка"
Поступивший проект федерального закона N 273623-3 "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка" определяет правовую основу, цель и принципы участия граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка, основания и порядок привлечения граждан к обеспечению правопорядка, формы участия граждан в обеспечении правопорядка (внештатное сотрудничество, общественные и государственно-общественные объединения), виды и особенности деятельности государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка, руководство их деятельностью со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, их взаимодействие с правоохранительными органами, членство в государственно-общественных объединениях, обязанности, права и ответственность членов государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка (в том числе порядок применения ими в интересах обеспечения правопорядка физической силы и специальных средств), вопросы финансирования и материально-технического обеспечения, социальные гарантии.
Положения законопроекта предусматривают возможность учреждения органами местного самоуправления государственно-общественных объединений по обеспечению правопорядка.
Законопроект содержит серьезные недостатки и нуждается в доработке по следующим основаниям:
1. Законопроект ограничивает участие граждан в обеспечении правопорядка лишь тремя формами:
1) внештатное сотрудничество;
2) общественное объединение;
3) государственно-общественное объединение.
При подобном ограничении принцип добровольности реализуется только до момента назначения лица внештатным сотрудником или членом общественного или государственно-общественного объединения, с возникновением у последнего обязанностей и прав указанный принцип утрачивается (статьи 4, 11 и 12 законопроекта).
2. Законопроектом предусматриваются условия, на которых органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут или должны создавать государственно-общественные объединения по обеспечению правопорядка.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, однако предлагаемый законопроект все организационные и иные проблемы участия граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка возлагает исключительно на субъекты Российской Федерации и местное самоуправление.
3. В законопроекте имеются противоречия: статьи 1 и 2 провозглашают участие граждан в обеспечении правопорядка, а статья 3 обязывает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организовывать содействие гражданам Российской Федерации не в участии, а в обеспечении правопорядка.
4. Из положений статьи 7 законопроекта неясно, каким образом органы местного самоуправления будут создавать государственно-общественные объединения в виде государственных учреждений по обеспечению правопорядка, потому что согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
5. Наделение членов государственно-общественных объединений обязанностями, предусмотренными статьями 11, 12, 14, 15, 16 законопроекта (оказание содействия уполномоченным и должностным лицам, осуществляющим борьбу с терроризмом; разъяснение гражданам, в том числе правонарушителям, оснований применения к ним в целях обеспечения общественного порядка мер по временному ограничению их прав и свобод и возникающего в связи с этим права на обжалование этих действий), предполагает не участие граждан в обеспечении правопорядка или их содействие правоохранительным органам, а замену органов власти и выполнение гражданами их обязанностей.
6. Предоставление членам государственно-общественных объединений права (абзац шестой статьи 12, статьи 14 и 16 законопроекта) применять к правонарушителям специальные средства, в том числе резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, служебных собак, электрошоковые устройства и физическую силу, вызывает возражения. Деятельность таких объединений должна строиться на профессиональной основе, то есть подлежать лицензированию, а члены государственно-общественных объединений должны иметь лицензию на ношение и хранение оружия самообороны (электрошоковые устройства, газовое оружие и др.), проходить специальную подготовку и проверку в органах внутренних дел на пригодность к действиям в ситуациях, связанных с применением специальных средств. Подобная ситуация требует обеспечения указанных объединений профессиональными кадрами, что также противоречит принципам добровольности и общественного характера участия граждан в обеспечении правопорядка.
7. Законопроект также не решает вопросы содержания служебных собак и обеспечения деятельности кинологов, хранения спецсредств.
На основании вышеизложенного Московская городская Дума не поддерживает предложенный законопроект.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Московской городской Думы от 30 марта 2005 г. N 68 "Об отзыве на проект федерального закона N 273623-3... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.