Решение СК по гражданским делам Московского городского суда
от 23 февраля 2001 г. N 3-81/2001
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Емышевой В.А.,
с участием прокурора Гнусенко О.Г.,
при секретаре Ахмедшиной М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-8/2001 по иску Прокуратуры г. Москвы о признаниии противоречащим федеральному законодательству Распоряжения Мэра г. Москвы N 252-РМ от 26.05.94 г., установила:
Прокурор г. Москвы обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 3.1, 3.1.1, 3.2.3, 3.3.2 Распоряжения Мэра Москвы от 26.05.94 N 252-РМ "О дополнительных мерах по защите граждан от противоправных действий преступных сообществ при приватизации и отчуждении жилых помещений".
Представитель Мэра города Москвы возражал против удовлетворения заявления.
Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, с учетом заключения прокурора, полагавшего удовлетворить заявление, находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Распоряжением Мэра г. Москвы N 252-РМ от 26/05/94 г. утвержден перечень граждан, требующих защиты городских властей при приватизации и отчуждении ими жилой площади (группа риска), к которым отнесены одинокие и одиноко проживающие граждане (женщины, достигшие 55 лет, мужчины - 60 лет), нетрудоспособные лица (инвалиды 1 и 2 групп), граждане, не достигшие несовершеннолетнего возраста и лица, признанные в судебном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными.
Вышеуказанные положения должны быть признаны недействительными и не порождающими правовых последствий по следующим основаниям.
1. Пункт 3.1 Распоряжения предусматривает, что регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним производится Департаментом муниципального жилья Правительства Москвы.
Данное положение противоречит ст. 131 ГК РФ, согласно которой право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ" до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
12 июля 1997 года принят Федеральный закон N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Данный закон введен в действие с 31 января 1998 года.
Согласно ст. 9 п. 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав не недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 2 ст. 33 указанного закона создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется субъектами РФ поэтапно с учетом их условий и завершается к 1 января 2000 года.
Таким образом, в силу указанных норм п. 3.1 оспариваемого положения должен быть признан противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий с 1 января 2000 года.
Пунктом 3.1.1 Распоряжения Мэра Москвы от 26.05.94 N 252-РМ Департаменту муниципального жилья предписано производить регистрацию договоров передачи квартир (комнат), а также договоров по отчуждению жилых помещений в случае невозможности личной явки граждан для подписания заявления, договора передачи по приватизации жилья и для регистрации договоров отчуждения жилой площади по доверенностям с учетом мнения общественных комиссий, в состав которых должны быть включены представители органов соцзащиты окружного медицинского управления.
В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При этом гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона.
Согласно ст. 18 ГК РФ в содержание правоспособности входит право граждан на совершение любых сделок не противоречащих закону и участию в обязательствах.
В силу основных положений гражданского законодательства сделки могут совершаться лично или через представителя. Согласно п. 4 ст. 182 ГК РФ не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе.
Из положений части 2 Гражданского кодекса РФ сделки по отчуждению жилых помещений могут совершаться через представителя.
Гражданское законодательство, а также Закон РФ от 04.07.91 "О приватизации жилищного фонда в РФ" (с последующими изменения и дополнениями) не содержат положений, ограничивающих право граждан на свободное волеизъявление, в то числе тех из них, кто отнесен указанным распоряжением к "группе риска", мнением общественных комиссий.
Оспариваемое распоряжение по существу ограничивает правоспособность и дееспособность граждан, достигших пенсионного возраста, нетрудоспособных граждан, что не допустимо в силу ст. 22 ГК РФ, согласно которой никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом, а также ограничивает права законных представителей несовершеннолетних и лиц, признанных в судебном порядке недееспособными, попечителей ограниченно дееспособных. Условием для совершения сделок с недвижимостью законными представителями несовершеннолетних и лиц, признанных в судебном порядке недееспособными, попечителями ограниченно дееспособных является получение предварительного согласия органов опеки и попечительства (п. 2 ст. 37, п. 4 ст. 292 ГК РФ).
Таким образом, п. 3.1.1 противоречит вышеуказанным нормам федерального законодательства, т.к. устанавливает дополнительное ограничение при совершении сделок жильем лицами, отнесенными к "группе риска", должен быть признан недействительным и не порождающим правовых последствий с момента издания распоряжения, т.е. с 26 мая 1994 года.
Пункт 3.2.3 предписывает Главному управлению внутренних дел Москвы обеспечить тщательное рассмотрение всех поступающих от граждан заявлений о их выписке за пределы города в связи с отчуждением ранее занимаемой жилой площади, приостанавливать выписку таких граждан без предоставления ими соответствующего разрешения на прописку по новому месту жительства.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.93 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение данного права допускается только на основании закона.
В соответствии со ст. 3 данного закона граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. При этом регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.
Статья 8 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" содержит исчерпывающий перечень оснований ограничения прав граждан РФ выбирать место пребывания и жительства.
Кроме того, ни указанный закон, ни Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.07.95 N 713, не содержат такого понятия как "приостановление" регистрации.
Из оспариваемого пункта Распоряжения Мэра Москвы от 26.05.94 N 252-РМ следует, что выписка граждан не может быть произведена без разрешения на прописку по новому месту жительства. Однако в соответствии со ст. 7 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" и п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ снятие граждан с регистрационного учета в случае изменения места жительства граждан производится органами регистрационного учета на основании заявления гражданина регистрации по новому месту жительства. При этом указанные органы не разрешают, как следует из пункта 3.2 распоряжения, а в любом случае регистрирует гражданина по новому месту жительства, т.к. согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 02.02.98 N 4-П регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации и носит уведомительный характер.
Следует также отметить, что правовой институт, как "прописка" и "выписка", в настоящее время не применяется.
Таким образом пп. 3.2.3 следует признать противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания распоряжения, т.е. с 26 мая 1994 года.
Пункт 3.3.2 обязывает Управление юстиции Москвы и Московскую городскую нотариальную палату обеспечивать удостоверение сделок при отчуждении жилых помещений, затрагивающих интересы несовершеннолетних и граждан, отнесенных к "группе риска" только с согласия органов опеки и попечительства, а также органов соцзащиты. Таким образом, данное положение предусматривает наличия согласия органов опеки и попечительства и соцзащиты дееспособных одиноких и одиноко проживающих граждан (женщин, достигших 55 лет, мужчин - 60 лет) и нетрудоспособных лиц (инвалидов 1 и 2 групп), тем самым ограничивая указанных граждан в право- и дееспособности, что противоречит ст. 22 ГК РФ (аналогичная норма содержалась и в ГК РСФСР 1964 г. - ст. 12).
Следовательно, данный пункт оспариваемого Распоряжения должен быть признан противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания, т.е. с 26 мая 1994 года.
Руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
заявление Прокурора г. Москвы о признании противоречащим федеральному законодательству Распоряжения Мэра г. Москвы N 252-РМ от 26/05/94 г. - удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий с 1 января 2000 года п. 3.1 Распоряжения Мэра Москвы от 26.05.94 N 252-РМ "О дополнительных мерах по защите граждан от противоправных действий преступных сообществ при приватизации и отчуждении жилых помещений".
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий с 26 мая 1994 года пункты 3.1.1, 3.2.3, 3.3.2 Распоряжения Мэра Москвы от 26.05.94 N 252-РМ "О дополнительных мерах по защите граждан от противоправных действий преступных сообществ при приватизации и отчуждении жилых помещений".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий: |
В.А. Емышева |
Секретарь: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение СК по гражданским делам Московского городского суда от 23 февраля 2001 г. N 3-81/2001
Настоящее решение вступает в силу 6 марта 2001 г.
Текст решения официально опубликован не был