Решение СК по гражданским делам Московского городского суда
от 20 февраля 2001 г.
Именем Российской Федерации
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 мая 2001 г. N 5-Г01-61 настоящее решение оставлено без изменения
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Назаровой A.M..,
с участием прокурора Гнусенко О.Г.,
при секретаре Борискиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-106/2001 по заявлению Венедиктова Андрея Альбертовича о признании частично недействительным постановления Правительства Москвы и Правительства Московской области от 26 декабря 1995 г. N 1030-43 "О регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области", установила:
Пунктом 6 постановления Правительства Москвы и Правительства Московской области от 26 декабря 1995 г. N 1030-43 "О регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области" установлена плата за оформление:
- паспортов, выдаваемых гражданам впервые, а также в связи с переменой фамилии, имени, отчества, установлением неточностей в записях, негодностью для использования в размере 5% от установленной законодательством Российской Федерации минимальной месячной оплаты труда;
- паспортов, выдаваемых гражданам в связи с их утратой, в размере 50% от установленной законодательством Российской Федерации минимальной месячной оплаты труда (за исключением нетрудоспособных граждан);
- вкладышей к паспортам, удостоверениям личности, свидетельствам о рождении, о принадлежности к гражданству Российской Федерации в размере 1% от установленной законодательством Российской Федерации минимальной месячной оплаты труда;
- материалов регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, использование при этом бланков служебных документов - в размере 5% от установленной законодательством Российской Федерации минимальной месячной оплаты труда.
Средства, образуемые от указанных сборов, зачисляются на специальные счета ГУВД г. Москвы, ГУВД Администрации Московской области и используются для материально-технического обеспечения, ремонта зданий и служебных помещений паспортных служб г. Москвы и паспортно-визовых служб Московской области.
Венедиктов А.А. обратился в суд с жалобой о признании недействительным указанного пункта постановления, ссылаясь на то, что он противоречит требованиям федерального закона, нарушает его право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, так как осуществление этого права обусловлено уплатой не предусмотренного законом сбора.
В судебное заседание заявитель не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Правительства Москвы и Правительства Московской области с жалобой не согласны, просили в ее удовлетворении отказать.
Выслушав представителей Правительства Москвы и Правительства Московской области, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования, изложенные в жалобе Венедиктова А.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Установленная обжалуемым пунктом постановления плата называет# сбором и имеет все его признаки, содержащиеся в вышеупомянутой норме федерального закона, поскольку связывает обязательное внесение установленной платы с совершением органами внутренних дел юридически значимых действий.
Однако, в силу п. 2 ст. 18 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", п. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с настоящим Кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Ни Налоговым кодексом РФ, ни каким другим законом взимание такого сбора не предусмотрено.
Законом РФ от 9 декабря 1991 года N 2005-1 "О государственной пошлине" (в ред. Федеральных законов от 31.12.95 N 226-ФЗ, от 20.08.96 N 118-ФЗ, от 19.07.97 N 105-ФЗ, от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 13.04.99 N 76-ФЗ) установлено взимание государственной пошлины за регистрацию граждан Российской Федерации по месту их жительства, а также за регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации по видам на жительство (подп. 1 п. 7 ст. 4), а также за внесение изменений или исключении записи о национальной принадлежности граждан РФ в паспортах и других документа#, удостоверяющих личность.
Ссылка на то, что средства, образуемые от указанных сборов, используются для материально-технического обеспечение# органов внутренних дел и на бланки служебной документации, изготовленных за счет средств ГУВД г. Москвы, является несостоятельной и противоречит требованиям закона.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.09.1999 N 1091, от 05.01.2001 N 7) расходы, связанные с изготовлением в 1997 году бланков паспорта гражданина Российской Федерации, осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на его текущее содержание (п. 3). Министерство финансов Российской Федерации обязано, начиная с 1997 года обеспечить изготовление на соответствующих подведомственных предприятиях бланков паспорта гражданина Российской Федерации по заявкам Министерства внутренних дел Российской Федерации; а также предусматривать начиная с 1998 года в федеральном бюджете средства, необходимые для изготовления бланков паспорта гражданина Российской Федерации, а также приобретения по заявкам Министерства внутренних дел Российской Федерации техники и других материалов для оформления паспортов (п. 4).
Согласно ст.ст. 35, 36 Закона РФ от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Материально-техническое обеспечение милиции осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование подразделений милиции.
Таким образом, оспариваемый заявителем п. 6 постановления Правительства Москвы и Московской области противоречит требованиям закона, а также нарушает права заявителя, поскольку незаконно возлагает на него обязанность внесения платы, не предусмотренной законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2000 г. N 19 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" в случае удовлетворения заявления о признании противоречащим закону иного правового акта (не являющегося законом субъекта Российской Федерации) суд признает этот акт недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания, а если закон, которому противоречит правовой акт, вступил в силу (введен в действие) после издания правового акта - со дня вступления в силу (введения в действие) закона.
Решение по делу о признании противоречащим закону нормативного правового акта или сообщение о таком решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт, о чем следует указать в резолютивной части решения (ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").
Установление сбора постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области не было основано на законе уже на момент его принятия.
Оспариваемое постановление было опубликовано в газете "Тверская, 13".
На соновании# изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
жалобу Венедиктова Андрея Альбертовича удовлетворить.
Признать пункт 6 постановления Правительства Москвы и Правительства Московской области от 26 декабря 1995 г. N 1030-43 "О регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области" недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.
Сообщение о таком решении должно быть опубликовано в газете "Тверская, 13.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий: |
A.M. Назарова |
Решение вступило в законную силу 22.05.01.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение СК по гражданским делам Московского городского суда от 20 февраля 2001 г.
Настоящее решение вступает в силу 22 мая 2001 г.
Текст решения официально опубликован не был