Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 22 мая 2001 г. N 5-г01-61
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России
в составе председательствующего В. П. Кнышева, судей В. И. Нечаева и А. В. Харланова
рассмотрела в судебном заседании 22 мая 2001 г. кассационную жалобу представителя Правительства г. Москвы Ефремовой А. Б. на решение Московского городского суда от 20 февраля 2001 г., которым признан пункт 6 постановления Правительства г. Москвы и Правительства Московской области "О регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в г. Москве и Московской области" от 26 декабря 1995 г. N 1030-43 недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.
Заслушав доклад судьи Нечаева В. И., объяснения представителя Правительства Московской области Рудневой С. В. и Венедиктова А. А., исследовав материалы дела, коллегия установила.
Пунктом 6 постановления Правительства г. Москвы и Правительства Московской области "О регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в г. Москве и Московской области" от 26 декабря 1995 г. N 1030-43 установлена плата за оформление: 1) паспортов, выдаваемых гражданам впервые, а также в связи с переменой фамилии, имени, отчества, установлением неточностей в записях, негодностью для использования в размере 5% от установленной законодательством Российской Федерации минимальной месячной оплаты труда; 2) паспортов, выдаваемых гражданам в связи с их утратой, в размере 50% от установленной законодательством Российской Федерации минимальной месячной оплаты труда (за исключением нетрудоспособных граждан); 3) вкладышей к паспортам, удостоверениям личности, свидетельствам о рождении, о принадлежности к гражданству Российской Федерации в размере 1% от установленной законодательством Российской Федерации минимальной месячной оплаты труда; 4) материалов регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, использование при этом бланков служебных документов - в размере 5% от установленной законодательством Российской Федерации минимальной месячной оплаты труда. Средства, образуемые от указанных сборов, зачисляются на специальные счета ГУВД г. Москвы, ГУВД Администрации Московской области и используются для материально-технического обеспечения, ремонта зданий и служебных помещений паспортных служб г. Москвы и паспортно-визовых служб Московской области.
Венедиктов А. А.. обратился в суд с жалобой о признании недействительным указанного пункта постановления Правительства г. Москвы и Правительства Московской области, ссылаясь на то, что этот пункт не соответствует федеральному закону.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационной жалобе представитель Правительства г. Москвы Ефремова А. Б. просит отменить решение суда, считая, что оно не содержит достаточных обоснований того, что указанный сбор противоречит федеральному законодательству. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Установленная оспариваемым пунктом постановления Правительства г. Москвы и Правительства Московской области плата является сбором, так как имеет все признаки, содержащиеся в приведенной федеральной правовой норме. В этом пункте постановления обязательное внесение установленной платы связывается с совершением органами внутренних дел юридически значимых действий.
В силу п. 2 ст. 18 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", п. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с настоящим Кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. Между тем, сборы, предусмотренные п. 6 постановления Правительства г. Москвы и Правительства Московской области, были установлены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд обоснованно признал, что оспариваемый пункт 6 постановления Правительства г. Москвы и Московской области "О регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в г. Москве и Московской области" от 26 декабря 1995 г. N 1030-43 противоречит федеральному законодательству и нарушает права заявителя, поскольку возлагает на него обязанность внесения платы, не предусмотренную законом.
Руководствуясь ст.ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия определила
оставить решение Московского городского суда от 20 февраля 2001 г. без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства г. Москвы Ефремова А. Б. без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 мая 2001 г. N 5-г01-61
Текст определения официально опубликован не был