Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 12 октября 2001 г. N 5Г0-1-128
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 12 октября 2001 г. гражданское дело по заявлению Ж., П., Ш. о признании частично недействительным распоряжения Мэра Москвы от 06.04.2001 г. N 316-РМ, по кассационной жалобе П. на решение Московского городского суда от 20 августа 2001 г., которым в удовлетворении заявления Ж., П., Ш. о признании п. 2.1 (в части назначения и освобождения от должности префекта Мэром Москвы) и п. 3.1.22 "Положения об административном округе города Москвы", утвержденного распоряжением Мэра Москвы от 6 апреля 2001 г. N 316-РМ отказано.
Заслушав доклад судьи К., выслушав объяснения представителя Мэра Г., возражавшей против доводов жалобы, Судебная коллегия установила:
Распоряжением Мэра Москвы от 6 апреля 2001 г. N 316-РМ "О Положении об административном округе города Москвы и Примерной структуре префектуры административного округа города Москвы" приложением N 1 было утверждено Положение об административном округе города Москвы, пунктом 2.1 которого предусмотрено, что префект административного округа (далее - префект) - должностное лицо городской администрации, назначается и освобождается от должности Мэром Москвы. Префект осуществляет в пределах своих полномочий исполнительно - распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории соответствующего административного округа, подотчетен в своей деятельности Мэру Москвы, а по вопросам, входящим в компетенцию Правительства, - Правительству Москвы.
Согласно п. 3.1.22 префект в пределах переданных ему Мэром Москвы полномочий принимает меры по регистрации прав города на имущество, находящееся на территории административного округа и осуществляет контроль за проведением регистрации.
Ж., П., Ш. обратились в суд с заявлением о признании недействительными указанных пунктов Положения об административном округе города Москвы, ссылаясь на то, что положения данных норм противоречат Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Гражданскому кодексу РФ, нарушают их права избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также право собственности граждан на принадлежащее им имущество.
Представитель Мэра Москвы против удовлетворения заявления возражал, полагая его необоснованным.
Московским городским судом постановлено указанное решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит П., полагая его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к ее удовлетворению.
Федеральным законом N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 29.07.2000 г. N 106-ФЗ, от 08.02.2001 г. N 3-ФЗ) систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст.ст. 2, 17, 18, 21).
В соответствии со ст. 13 Закона РФ N 4802-1 от 15 апреля 1993 г. "О статусе столицы Российской Федерации" территория города Москвы может включать в себя территории районов в городе (муниципальных районов), других административно-территориальных единиц, а также внутригородские территории административного управления.
Правовое положение указанных административно-территориальных единиц и территорий регулируется Уставом города Москвы.
В силу положений Устава города Москвы административные округа являются территориальными единицами города Москвы, образуемые для административного управления соответствующими территориями.
В административных округах города Москвы образуются территориальные органы исполнительной власти - префектуры, возглавляемые префектами административных округов.
Префектуры осуществляются в пределах установленных правовыми актами города Москвы полномочий контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территориях административных округов города Москвы.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 12 Московского закона от 10 июня 1996 г. N 17 "О Мэре и Вице-мэре Москвы" (в ред. Законов г. Москвы от 17.01.2001 г. N 2, от 21.02.2001 г. N 6), согласно которой Мэр назначает на должность и освобождает от должности префектов административных округов - должностных лиц городской администрации осуществляющих в пределах предоставленных им полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную должность на территории соответствующих округов. Мэр утверждает положение об административных округах и определяет полномочия префектов.
Анализ вышеприведенных норм законодательства свидетельствует о том, что префект административного округа - должностное лицо городской администрации, назначаемое и освобождаемое от должности Мэром Москвы и данное положение не противоречит федеральному закону, поскольку в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъектов Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем п. 2.1 не противоречит федеральному органу.
Доказательств, подтверждающих нарушение прав заявителей предусматриваемой нормой, суду не представлено. Право заявителей избирать и быть избранными в органы государственной власти не нарушается указанным пунктом, так как высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, а именно Мэр Москвы, согласно законодательству Москвы избирается жителями города на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Заявители не лишены возможности как принимать участие в выборах Мэра Москвы, так и выставлять свои кандидатуры на эту должность.
Анализируя оспариваемый п. 3.1.22, суд правильно пришел к выводу, что в данном случае префект принимает меры по регистрации прав города на имущество, находящееся на территории административного округа и осуществляет контроль за проведением регистрации в отношении имущества, относящегося к городской собственности, находящейся на территории округа.
Таким образом, принимая решение, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые положения распоряжения Мэра Москвы от 6 апреля 2001 г. N 316-РМ федеральному законодательству не противоречат и не нарушают прав заявителей.
Руководствуясь п. 1 ст. 305, ст.ст. 306, 303, 311 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила:
решение Московского городского суда от 20 августа 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2001 г. N 5Г0-1-128
Текст определения официально опубликован не был