Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 г. N 17-О "По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривается конституционность п. 8 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому сумма базовой и страховой части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 руб. в месяц. По мнению заявителя, названное законоположение, позволяющее установить трудовую пенсию по старости ниже уровня прожиточного минимума в субъекте РФ, умаляет достоинство личности, фактически лишает права на жизнь.

Конституционный Суд РФ пояснил, что анализ законодательного регулирования пенсионных отношений свидетельствует о проявлении в федеральном законодательстве тенденции к отказу от использования при определении гарантированного государством объема трудовой пенсии по старости параметров прожиточного минимума как в целом по РФ, так и в субъектах РФ.

С 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ признана утратившей силу ст. 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", устанавливающая в качестве основы для определения минимального размера пенсии по старости величину прожиточного минимума в целом по РФ. Тем самым законодатель фактически изменил концептуальный подход к категории прожиточного минимума применительно к пенсионным отношениям.

Исключая из законодательного регулирования пенсионных отношений категорию "минимальный размер трудовой пенсии по старости" и, по существу, отказавшись от установления пенсионного обеспечения в соответствии с величиной прожиточного минимума для граждан, федеральный законодатель исходил из того, что ежемесячное обеспечение соответствующих категорий граждан представляет собой систему мер социальной поддержки, предоставляемых таким лицам на различных уровнях публичной власти сообразно их правовому положению, а не ограничивается одной лишь пенсионной выплатой.

Следовательно, положения п. 8 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", допускающие установление трудовой пенсии по старости в размере меньшем, чем величина прожиточного минимума в субъекте РФ, должны оцениваться с учетом действия всей системы мер социальной поддержки (ряд которых непосредственно увязывается с показателями прожиточного минимума, например, лекарственное обеспечение), призванной обеспечить гражданину удовлетворение минимальных естественных потребностей.

Таким образом, п. 8 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системе действующего правового регулирования социального обеспечения предполагает установление минимального размера трудовой пенсии по старости, выражающегося в сумме ее базовой и страховой части, который в совокупности с иными мерами социальной поддержки и с учетом применения механизма своевременной индексации пенсионных выплат был бы во всяком случае не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ.


Определение Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 г. N 17-О "По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"



Текст Определения опубликован в "Российской газете" от 20 апреля 2005 г. N 81, в Собрании законодательства Российской Федерации от 18 апреля 2005 г. N 16 ст. 1479, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2005 г., N 5