Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 28 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/132
Вопрос: Организация в целях рекламирования своей продукции приобретает у авторов или правообладателей исключительные права пользования (воспроизведение, распространение и т.п.) на созданные видеофильмы. Данные права передаются организации на 70 лет. В договорах с правообладателями указана стоимость вознаграждения за передачу исключительных прав и отдельно стоимость создания видеофильма.
Вопрос:
1. Просим подтвердить, что мы правильно понимаем, что переданные нам права пользования не являются объектом нематериальных активов, т.е. не попадают под определение п. 3 ст. 257 НК РФ и в налоговом учете признаются как текущие расходы на рекламу и подлежат списанию единовременно.
Основание: письма МФ РФ за N 04-02-05/1 от 31.01.03 и N 03-02-05/2/32 от 09.06.04.
2. В случае, если вышеуказанные расходы относятся к нематериальным активам, просим ответить на следующие вопросы:
Руководствуясь п. 2 ст. 258 НК РФ и указанием в договоре срока действия передаваемых прав пользования на срок 70 лет, срок амортизации в налоговом учете должен быть установлен в размере этого срока, т.е. 70 лет. При этом, организация четко разделяет понятия:
- срок использования видео фильмом, т.е. время проката на ТВ каналах в рекламных целях в течение 1 - 3-х лет.
- и срок действия права пользования в течение 70 лет.
Вопрос:
1. Можно ли считать расходы по амортизации видео фильмов в те года, когда их трансляция на ТВ уже не осуществляется, обоснованными, т.е. отвечающим требованиям ст. 252 НК РФ?
2. В случае если данные расходы будут признаны не соответствующими требованиям ст. 252 НК РФ, учитывая, что согласно условиям договоров исключительные права пользования имеют свою стоимостную оценку, правомерны ли будут действия предприятия, если в состав нематериальных активов будет отнесена только стоимость исключительных прав, без учета стоимости расходов по созданию виде фильма. При этом правомерны ли действия предприятия в части начисления амортизации в налоговом учете по нематериальным активам в течение срока действия исключительных прав, т.е. 70 лет.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 11.03.2005 по вопросу о возможности начислять амортизацию на рекламный видеофильм, исключительные права пользования на который принадлежит налогоплательщику, и сообщает следующее.
Как следует из письма, организация в целях рекламирования своей продукции приобретает у авторов или правообладателей исключительные права пользования на созданные видеофильмы. Указанные права передаются на 70 лет. Организация планирует использовать данный видеофильм в рекламных целях в течение 1 - 3-х лет.
По нашему мнению, исключительные права пользования на рекламный видеофильм в целях налогообложения прибыли организаций являются нематериальными активами по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 257 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях данной главы Кодекса нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).
Исключительное право на рекламный видеофильм, по нашему мнению, способно приносить налогоплательщику экономическую выгоду (доход), так как демонстрация данного фильма по телевидению рекламирует продукцию (работы, услуги) налогоплательщика.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, исключительное право на рекламный видеофильм, подтвержденное договором с авторами или с правообладателями, передающими данное право налогоплательщику, в целях налогообложения прибыли организаций является амортизируемым нематериальным активом.
Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется пунктом 3 статьи 257 Кодекса как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.
Что касается определения срока полезного использования данных нематериальных активов, сообщаем, что согласно пункту 2 статьи 258 Кодекса определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности налогоплательщика).
Так как согласно вашему письму срок полезного использования исключительных прав по данному фильму определить невозможно, а налогоплательщик лишь предполагает использовать его в течение одного - трех лет, считаем целесообразным установить срок полезного использования данного нематериального актива в расчете на десять лет.
При этом обращаем ваше внимание на подпункт 8 пункта 2 статьи 256 Кодекса, согласно которой не подлежат амортизации приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия указанного договора. В данном случае указанные периодические платежи в соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 264 Кодекса являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Исключительное право на рекламный видеофильм, подтвержденное договором с авторами или с правообладателями, передающими данное право налогоплательщику, в целях налогообложения прибыли организаций является амортизируемым нематериальным активом.
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности налогоплательщика).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/132
Текст письма официально опубликован не был