Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 марта 2005 г. N 03-06-01-04/172
Вопрос: Муниципальное унитарное предприятие имеет на своем балансе 813 жилых домов, переданных собственником в хозяйственное ведение. Остаточная стоимость жилых домов по состоянию на 01.10.2004 г. составляет 4315957363 рубля. В настоящее время предприятие финансируется из местного бюджета по статье "субсидии на покрытие убытков жилищных организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг).
В 2004 году предприятие подлежало освобождению от оплаты налога на имущество согласно п. 6 ст. 381 НК РФ как "организация - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов".
В 2005 году предприятие не будет получать финансирование по статье "субсидии на покрытие убытков жилищных организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг), а будет получать финансирование на капитальный ремонт жилищного фонда и компенсацию льгот и субсидий предоставляемых гражданам.
Вопрос 1: В связи с вышесказанным сохранится ли освобождение от оплаты налога на имущество согласно п. 6 ст. 381 НК РФ, если предприятие в 2005 году будет получать финансирование только на капитальный ремонт жилищного фонда и компенсацию льгот и субсидий предоставляемых гражданам.
В составе жилищного фонда, находящегося на балансе предприятия, - 55% составляют жилые помещения, находящиеся в собственности граждан.
Собственник квартиры оплачивает налог на имущество только в части площади принадлежащей ему на праве собственности, т.е. за жилое помещение.
К имуществу в жилых домах относятся также и места общего пользования (лифты, лестничные клетки, чердаки, подвалы и т.д.), которыми также пользуется собственник квартиры. Согласно ст. 290 ГК общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме, т.е. места общего пользования (лифты, лестничные клетки, чердаки, подвалы и т.д.) принадлежат собственникам квартир на праве общей долевой собственности и ст. 249 ГК - "каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу".
Вопрос 2: Надо ли нашему предприятию в 2005 году отражать на балансе стоимость мест общего пользования согласно статьи 290 ГК и п. 6 ПБУ 6/01. Если надо, то кто должен платить налог на имущество в части мест общего пользования (ст. 249 ГК) - собственник (муниципальное образование, гражданин), балансодержатель.
Вопрос 3: За счет каких источников наше предприятие в 2005 году должно платить налог на имущество (за счет прибыли или относить путем включения в себестоимость услуг по содержанию жилого фонда)
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета рассмотрел ваше письмо от 01.12.2004 г. и по затронутым в нем вопросам сообщает следующее.
1. В соответствии с пунктом 6 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Освобождение от налогообложения предоставляется только в отношении тех объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, которые находятся на балансе той организации, которой из соответствующего бюджета выделяется полное или частичное финансирование на содержание именно этих объектов. При этом финансирование из бюджета может идти как в части покрытия конкретных затрат организации, так и в части покрытия убытка от содержания указанных объектов.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (утратил силу с 01.03.2005 г.) и статье 154 "Жилищный Кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 г. N 188-ФЗ (вступает в силу с 01.03.2005 г.) ценообразование в сфере жилищно-коммунального хозяйства различает такие понятия как плата за содержание, ремонт жилья, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плата за коммунальные услуги.
В этой связи, возмещение из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов организациям разницы в тарифах за оказанные услуги не может признаваться финансированием на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства.
В то же время средства, поступающие в возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилья, являются по существу финансированием из бюджета затрат жилищно-коммунальных организаций в части покрытия убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства.
2. Пунктом 1 статьи 374 Кодекса определено, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н, объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.
Следовательно, места общего пользования в жилых зданиях начиная с 2001 г. должны учитываться в бухгалтерском учете в составе основных средств муниципального унитарного предприятия в части стоимости жилых домов, переданных собственником в хозяйственное ведение. Доля в праве общей собственности на общее имущество, относящаяся к собственности граждан, в бухгалтерском балансе предприятия в составе основных средств не отражается.
3. В соответствии со статьей 264 Кодекса суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Кодекса, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сообщается, что возмещение из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов организациям разницы в тарифах за оказанные услуги не признается финансированием на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Средства, поступающие в возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилья, являются по существу финансированием из бюджета затрат жилищно-коммунальных организаций в части покрытия убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Также сообщается, что места общего пользования в жилых зданиях начиная с 2001 г. должны учитываться в бухгалтерском учете в составе основных средств муниципального унитарного предприятия в части стоимости жилых домов, переданных собственником в хозяйственное ведение. Доля в праве общей собственности на общее имущество, относящаяся к собственности граждан, в бухгалтерском балансе предприятия в составе основных средств не отражается.
Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, за исключением перечисленных в ст. 270 "Расходы, не учитываемые в целях налогообложения" НК РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 марта 2005 г. N 03-06-01-04/172
Текст письма официально опубликован не был