Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава II
Общая внешняя политика и политика безопасности
Отдел 1
Общие положения
Статья III-294
1. В рамках принципов и целей своей внешнеполитической деятельности Союз определяет и проводит общую внешнюю политику и политику безопасности, охватывающую все сферы внешней политики и политики безопасности.
2. Государства-члены активно и безоговорочно поддерживают общую внешнюю политику и политику безопасности в духе лояльности и взаимной солидарности.
Государства-члены совместно ведут работу по укреплению и развитию их взаимной политической солидарности. Они воздерживаются от любых действий, противоречащих интересам Союза или способных нанести ущерб эффективности Союза в качестве сплачивающей силы в международных отношениях.
Совет и Министр иностранных дел Союза следят за соблюдением этих принципов.
3. Союз проводит общую внешнюю политику и политику безопасности:
а) определяя общие ориентиры;
b) принимая европейские решения, которыми определяются:
i) действия, подлежащие осуществлению Союзом;
ii) позиции, подлежащие выражению Союзом;
iii) порядок реализации европейских решений, указанных в подпунктах "i" и "ii";
с) укрепляя систематическое сотрудничество государств-членов в проведении их политики.
Статья III-295
1. Европейский совет определяет общие ориентиры в отношении общей внешней политики и политики безопасности*(180), в том числе по вопросам, имеющим последствия в сфере обороны.
Если этого требует международное развитие, то Председатель Европейского совета созывает внеочередное заседание Европейского совета с целью определить стратегические направления политики Союза в свете подобного развития.
2. Совет принимает европейские решения, необходимые для определения и проведения общей внешней политики и политики безопасности, на основании общих ориентиров и стратегических направлений, установленных Европейским советом.
Статья III-296
1. Министр иностранных дел Союза, который председательствует в Совете по иностранным делам, своими предложениями вносит вклад в разработку общей внешней политики и политики безопасности, и обеспечивает претворение в жизнь европейских решений, принятых Европейским советом и Советом.
2. Министр иностранных дел представляет Союз по вопросам, относящимся к общей внешней политике и политике безопасности. Он ведет от имени Союза политический диалог с третьими сторонами*(181) и выражает позицию Союза в международных организациях и на международных конференциях.
3. При осуществлении своих полномочий Министр иностранных дел Союза опирается на Европейскую службу внешнеполитической деятельности. Последняя работает в сотрудничестве с дипломатическими службами государств-членов и состоит из должностных лиц компетентных служб Генерального секретариата Совета и Комиссии, а также из персонала, откомандированного национальными дипломатическими службами. Организация и функционирование Европейской службы внешнеполитической деятельности определяются европейским решением Совета. Совет постановляет по предложению Министра иностранных дел Союза после консультации с Европейским парламентом и одобрения Комиссии*(182).
Статья III-297
1. Когда международная ситуация требует оперативных действий со стороны Союза, Совет принимает необходимые европейские решения. Эти решения фиксируют цели, пределы и средства, подлежащие предоставлению в распоряжение Союза, а также условия осуществления соответствующего действия и, при необходимости, его продолжительность.
Если происходит изменение обстоятельств, существенно влияющее на вопрос, которому посвящено подобное европейское решение, то Совет пересматривает его принципы и цели и принимает необходимые европейские решения.
2. Предусмотренные в параграфе 1 европейские решения являются обязательными для государств-членов при выражении ими своих позиций и осуществлении своей деятельности.
3. О любом выражении позиции или о любом действии на национальном уровне, намеченным во исполнение указанного в параграфе 1 европейского решения, соответствующее государство-член производит информирование в течение сроков, которые позволяют, в случае необходимости, провести предварительное согласование в рамках Совета. Обязанность по предварительному информированию не распространяется на те меры, которые представляют собой простую трансформацию упомянутого решения на национальный уровень.
4. В случае крайней необходимости, связанной с развитием ситуации, если указанное в параграфе 1 европейское решение не было подвергнуто пересмотру, то государства-члены могут в неотложном порядке принимать требуемые меры, учитывая главные цели упомянутого решения. Государство-член, которое принимает такие меры, незамедлительно информирует о них Совет.
5. В случае значительных трудностей в применении европейских решений, указанных в настоящей статье, государство-член обращается в Совет, который проводит их обсуждение и осуществляет поиск адекватных решений проблемы. Последние не могут противоречить целям соответствующего действия*(183) или наносить ущерб его эффективности.
Статья III-298
Совет принимает европейские решения, определяющие позицию Союза по отдельным вопросам географического или тематического характера. Государства-члены следят за соответствием своей национальной политики позициям Союза.
Статья III-299
1. Каждое государство-член, Министр иностранных дел Союза или данный Министр при поддержке Комиссии могут вносить на рассмотрение Совета любой вопрос, относящийся к общей внешней политике и политике безопасности, и представлять ему, соответственно, инициативы или предложения*(184).
2. В случаях, требующих быстрого решения, Министр иностранных дел Союза по собственной инициативе либо по запросу государства-члена созывает внеочередное заседание Совета в течение сорока восьми часов или, в случае абсолютной необходимости, в более короткий срок.
Статья III-300
1. Европейские решения, предусмотренные в настоящей главе, принимаются Советом единогласно.
Любой член Совета, который воздерживается при голосовании, может сопроводить свое воздержание от голосования формальной декларацией. В таком случае он*(185) не обязан применять европейское решение, но признает, что данное решение имеет обязательную силу для Союза. В духе взаимной солидарности соответствующее государство-член воздерживается от любых действий, способных вступить в конфликт с действиями Союза, основанными на данном решении, или препятствовать им, а остальные государства-члены проявляют уважение к его позиции. Если члены Совета, сопровождающие свое воздержание от голосования подобной декларацией, представляют, по крайней мере, одну треть государств-членов, в которых сосредоточено не менее одной трети населения Союза, то решение не принимается.
2. В отступление от параграфа 1 Совет постановляет квалифицированным большинством:
а) когда он принимает европейское решение, которое определяет действие или позицию Союза, на основании указанного в параграфе 1 статьи III-293 европейского решения Европейского совета о стратегических интересах и целях Союза;
b) когда он принимает европейское решение, которое определяет действие или позицию Союза, по предложению Министра иностранных дел Союза, представленному в ответ на специальный запрос, адресованный последнему Европейским советом по своей собственной инициативе или по инициативе данного Министра;
с) когда он принимает европейское решение, направленное на претворение в жизнь европейского решения, которым определяется действие или позицию Союза;
d) когда он принимает европейское решение о назначении специального представителя в соответствии со статьей III-302.
Если член Совета заявит о том, что в силу жизненно важных соображений национальной политики, которые будут им изложены, он намерен выступить против европейского решения, подлежащего принятию квалифицированным большинством, то голосование не проводится. Министр иностранных дел Союза в тесной консультации с заинтересованным государством-членом осуществляет поиск приемлемого для него решения проблемы. При отсутствии результата Совет, постановляя квалифицированным большинством, может ходатайствовать о рассмотрении данного вопроса Европейским советом в целях принятия европейского решения на основе единогласия.
3. В соответствии с параграфом 7 статьи I-40 Европейский совет может единогласно принять европейское решение, предусматривающее, что Совет постановляет квалифицированным большинством в иных случаях помимо тех, которые указаны в параграфе 2 настоящей статьи.
4. Параграфы 2 и 3 не применяющим# к решениям, имеющим военные последствия или последствия в сфере обороны.
Статья III-301
1. Когда Европейский совет или Совет определили совместный подход Союза в значении параграфа 5 статьи I-40, Министр иностранных дел Союз и министры иностранных дел государств-членов координируют свои действия в рамках Совета.
2. Дипломатические миссии государств-членов и делегации Союза в третьих странах и при международных организациях сотрудничают друг с другом и способствуют формулированию и реализации совместного подхода, указанного в параграфе 1.
Статья III-302
Совет по предложению Министра иностранных дел Союза может назначать специального представителя, которого он наделяет мандатом в отношении отдельных политических вопросов. Специальный представитель осуществляет свой мандат под руководством Министра иностранных дел Союза.
Статья III-303
В сферах, подпадающих под действие настоящей главы, Союз может заключать соглашения с одним или несколькими государствами или международными организациями.
Статья III-304
1. Министр иностранных дел Союза консультируется с Европейским парламентом и информирует его в соответствии с параграфом 8 статьи I-40 и параграфом 8 статьи I-41. Он заботится о том, чтобы взгляды Европейского парламента должным образом принимались во внимание. Специальные представители могут привлекаться к деятельности по информированию Европейского парламента.
2. Европейский парламент может обращаться с вопросами или формулировать рекомендации в адрес Совета и Министра иностранных дел Союза. Два раза в год он проводит дебаты о прогрессе, достигнутом в реализации общей внешней политики и политики безопасности, включая общую политику безопасности и обороны.
Статья III-305
1. Государства-члены координируют свои действия в рамках международных организаций и в ходе международных конференций. Они защищают в этих форумах позиции Союза. Министр иностранных дел Союза организует данную координацию.
В международных организациях и на международных конференциях, где участвуют не все государства-члены, те государства-члены, которые являются их участниками, защищают позиции Союза.
2. В соответствии с параграфом 2 статьи I-16 государства-члены, представленные в международных организациях или на международных конференциях, где участвуют не все государства-члены, обеспечивают последних*(186), а также Министра иностранных дел Союза информацией по любому вопросу, имеющему общий интерес.
Государства-члены, которые также являются членами Совета Безопасности Организации Объединенных Наций*(187), согласовывают свои действия и в полной мере информируют остальные государства-члены, а также Министра иностранных дел Союза. Государства-члены, которые являются членами Совета Безопасности, при осуществлении своих функций будут защищать позиции и интересы Союза, без ущерба ответственности, возлагаемой на них согласно Уставу Организации Объединенных Наций.
Если Союз определил позицию по вопросу, входящему в повестку дня Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, то заседающие в нем государства-члены ходатайствуют о приглашении Министра иностранных дел Союза с целью представить позицию Союза.
Статья III-306
Дипломатические и консульские миссии государств-членов и делегации Союза в третьих странах и на международных конференциях, а также их представительства при международных организациях сотрудничают с целью обеспечить соблюдение и выполнение принимаемых согласно настоящей главе европейских решений, которые определяют позиции и действия Союза. Они активизируют свое сотрудничество путем обмена информацией и проведения совместных оценок.
Они способствуют реализации права европейских граждан*(188) на защиту на территории третьих стран, предусмотренного в пункте "с" параграфа 2 статьи I-10, а также мер, принимаемых на основании статьи III-127.
Статья III-307
1. Без ущерба статье III-344 Комитет по вопросам политики и безопасности следит за международной обстановкой в сферах, относящихся к общей внешней политике и политике безопасности, и вносит вклад в определение политики путем подготовки заключений для Совета по запросу последнего, по запросу Министра иностранных дел Союза или по своей собственной инициативе. Он также осуществляет наблюдение за реализацией согласованной политики, без ущерба компетенции Министра иностранных дел Союза.
2. В рамках настоящей главы Комитет по вопросам политики и безопасности, под ответственность Совета и Министра иностранных дел Союза, осуществляет политический контроль и стратегическое руководство в отношении операций по урегулированию кризисов, указанных в статье III-309.
В целях и на срок проведения операции по урегулированию кризиса, как они определены Советом, последний может уполномочивать Комитет принимать соответствующие меры в отношении политического контроля за операцией и стратегического руководства ею.
Статья III-308
Осуществление общей внешней политики и политики безопасности не затрагивает применения процедур и соответствующего объема полномочий институтов, как эти процедуры и полномочия установлены Конституцией для реализации компетенции Союза, предусмотренной в статьях I-13 - I-15 и в статье I-17.
Аналогичным образом, осуществление политики, предусмотренной в упомянутых статьях, не затрагивает применения процедур и соответствующего объема полномочий институтов, как эти процедуры и полномочия установлены Конституцией для реализации компетенции Союза на основании настоящей главы.
Отдел 2
Общая политика безопасности и обороны*(189)
Статья III-309
1. Предусмотренные в параграфе 1 статьи I-41 миссии, в рамках которых Союз может прибегать к гражданским и военным средствам, включают: совместные операции по разоружению; гуманитарные миссии и миссии по эвакуации; миссии, связанные с предоставлением советов и содействия в военной сфере; миссии по предотвращению конфликтов и поддержанию мира; миссии боевых подразделений по урегулированию кризисов, в том числе миссии по восстановлению мира и стабилизационные операции по окончании конфликтов. Все эти миссии могут содействовать борьбе с терроризмом, включая оказание поддержки третьим странам в борьбе с терроризмом на их территории.
2. Совет принимает европейские решения в отношении указанных в параграфе 1 миссий, определяя их цели и пределы, а также общие условия их осуществления. Министр иностранных дел Союза под руководством Совета, в тесном и постоянном контакте с Комитетом по вопросам политики и безопасности заботится о координации гражданских и военных аспектов этих миссий.
Статья III-310
1. В рамках европейских решений, принимаемых в соответствии со статьей III-309, Совет может поручать реализацию какой-либо миссии группе государств-членов, которые желают этого и располагают необходимыми потенциалами для подобной миссии. Данные государства-члены при участии Министра иностранных дел Союза договариваются между собой об управлении процессом реализации миссии.
2. Участвующие в реализации миссии государства-члены регулярно информируют Совет о ходе ее осуществления по своей собственной инициативе или по запросу любого другого государства-члена. Участвующие государства-члены незамедлительно обращаются в Совет, если реализация миссии вызывает значительные последствия или требует изменения цели, пределов или условий данной миссии, которые зафиксированы европейскими решениями, указанными в параграфе 1. В таких случаях Совет принимает необходимые европейские решения.
Статья III-311
1. Европейское агентство в сфере развития военных потенциалов, научных исследований, закупок и вооружений (Европейское оборонное агентство), учрежденное параграфом 3 статьи I-41 и поставленное под руководство Совета*(190), имеет своей задачей:
а) способствовать определению целей военных потенциалов государств-членов и оценке соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-членами в отношении потенциалов;
b) содействовать гармонизации оперативных потребностей и принятию действенных и совместимых друг с другом методов приобретения*(191);
с) предлагать многосторонние проекты для реализации целей в сфере военных потенциалов, обеспечивать координацию программ, осуществляемых государствами-членами, и управление специальными программами сотрудничества;
d) поддерживать исследования в области оборонной технологии, координировать и планировать совместные исследовательские мероприятия, а также разработку технических решений, отвечающих будущим оперативным потребностям;
е) вносить вклад в определение и, когда уместно, в реализацию любой меры, полезной для укрепления индустриальной и технологической базы оборонного сектора и для повышения эффективности военных расходов.
2. Агентство открыто для всех государств-членов, которые желают в нем участвовать. Совет, постановляя квалифицированным большинством, принимает европейское решение, определяющее статус, местонахождение и порядок функционирования Агентства. Это решение должно учитывать степень реального участия в деятельности Агентства. Внутри Агентства образуются специальные группы, которые объединяют государства-члены, реализующие совместные проекты. Когда необходимо, Агентство выполняет свои задачи во взаимосвязи с Комиссией.
Статья III-312
1. Государства-члены, желающие участвовать в постоянном организованном сотрудничестве, предусмотренном в параграфе 6 статьи I-41, если они отвечают критериям и принимают на себя обязательства в сфере военных потенциалов, которые закреплены в Протоколе о постоянном организованном сотрудничестве*(192), уведомляют о своем намерении Совет и Министра иностранных дел Союза.
2. В течение трех месяцев после указанного в параграфе 1 уведомления Совет принимает европейское решение, устанавливающее постоянное организованное сотрудничество и фиксирующее список участвующих государств-членов. Совет постановляет квалифицированным большинством после консультации с Министром иностранных дел Союза.
3. Любое государство-член, которое в дальнейшем пожелает стать участником постоянного организованного сотрудничества, уведомляет о своем намерении Совет и Министра иностранных дел Союза.
Совет принимает европейское решение, которое подтверждает участие заинтересованного государства-члена, соблюдающего критерии и принимающего на себя обязательства, предусмотренные в статьях 1 и 2 Протокола о постоянном организованном сотрудничестве. Совет постановляет квалифицированным большинством после консультации с Министром иностранных дел Союза. В голосовании принимают участие только те члены Совета, которые представляют участвующие государства-члены.
Квалифицированное большинство определяется как не менее 55% членов Совета, представляющих участвующие государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения этих государств.
Блокирующее меньшинство должно, по крайней мере, включать минимальное число членов Совета, представляющих свыше 35% населения участвующих государств-членов, плюс один член; в противном случае квалифицированное большинство считается достигнутым.
4. Если участвующее государство-член перестает отвечать критериям или более не способно нести обязательства, которые предусмотрены в статьях 1 и 2 Протокола о постоянном организованном сотрудничестве, то Совет может принять европейское решение, приостанавливающее участие данного государства.
Совет постановляет квалифицированным большинством. В голосовании принимают участие только те члены Совета, которые представляют участвующие государства-члены, кроме заинтересованного государства-члена.
Квалифицированное большинство определяется как не менее 55% членов Совета, представляющих участвующие государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения этих государств.
Блокирующее меньшинство должно, по крайней мере, включать минимальное число членов Совета, представляющих свыше 35% населения участвующих государств-членов, плюс один член; в противном случае квалифицированное большинство считается достигнутым.
5. Если участвующее государство-член желает выйти из постоянного организованного сотрудничества, то оно уведомляет о своем решении Совет, который принимает к сведению прекращение участия заинтересованного государства-члена.
6. Европейские решения и рекомендации Совета в рамках постоянного организованного сотрудничества помимо тех, которые предусмотрены в параграфах 2 - 5, принимаются единогласно. В целях настоящего параграфа единогласие образуют голоса только представителей участвующих государств-членов.
Отдел 3
Финансовые положения
Статья III-313
1. Административные расходы, вызываемые для институтов реализацией настоящей главы, относятся на счет бюджета Союза.
2. Оперативные расходы, вызываемые реализацией настоящей главы, также относятся на счет бюджета Союза, за исключением расходов в отношении операций, которые имеют военные последствия или последствия в сфере обороны, и кроме случаев, когда Совет примет иное решение.
Когда расход не отнесен на счет бюджета Союза, он относится на счет государств-членов согласно критерию валового национального продукта, если только Совет не примет иного решения. Применительно к расходам в отношении операций, имеющих военные последствия или последствия в сфере обороны, государства-члены, представители которых в Совете выступили с формальной декларацией на основании второго абзаца параграфа 1 статьи III-300, не обязаны вносить вклад в их финансирование.
3. Совет принимает европейское решение, устанавливающее специальные процедуры с целью гарантировать быстрый доступ к ассигнованиями из бюджета Союза, предназначенным для срочного финансирования инициатив в рамках общей внешней политики и политики безопасности, в том числе подготовительных мероприятий в отношении миссий, предусмотренных в параграфе 1 статьи I-41 и в статье III-309. Он постановляет после консультации с Европейским парламентом.
Подготовительные мероприятия в отношении миссий, предусмотренных в параграфе 1 статьи I-41 и в статье III-309, которые не отнесены на счет бюджета Союза, финансируется Стартовым фондом, образуемым из взносов государств-членов.
Совет по предложению Министра иностранных дел Союза квалифицированным большинством принимает европейские решения, устанавливающие:
а) порядок учреждения и финансирования Стартового фонда, в частности, финансовые суммы, которые выделяются этому фонду;
b) порядок управления Стартовым фондом;
с) порядок финансового контроля.
Когда миссия, намеченная согласно параграфу 1 статьи I-41 и статье III-309, не может быть отнесена на счет бюджета Союза, Совет разрешает Министру иностранных дел Союза использовать Стартовый фонд. Министр иностранных дел Союза отчитывается перед Советом об исполнении данного полномочия.
<< Статья III-293 Статья III-293 |
Глава III. >> Общая торговая политика |
|
Содержание Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (не был введен в действие) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.