Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV
Пространство свободы, безопасности и правосудия*(155)
Отдел 1
Общие положения
Статья III-257
1. Союз образует пространство свободы, безопасности и правосудия при уважении основных прав и различных правовых систем и традиций государств-членов.
2. Союз обеспечивает отсутствие проверок в отношении лиц на внутренних границах и развивает общую политику по вопросам предоставления убежища, иммиграции и контроля внешних границ*(156), которая основана на солидарности государств-членов и является справедливой по отношению к гражданам третьих стран. В целях настоящей главы апатриды*(157) приравниваются к гражданам третьих стран.
3. Союз старается обеспечить высокий уровень безопасности с помощью мер, направленных на предотвращение преступности, расизма, ксенофобии и на борьбу с ними, мер по обеспечению координации и сотрудничества полицейских, судебных и других компетентных органов, а также путем взаимного признания судебных решений по уголовным делам и, если необходимо, посредством сближения уголовных законодательств.
4. Союз облегчает доступ к правосудию, в частности, с помощью принципа взаимного признания судебных и внесудебных решений по гражданским делам.
Статья III-258
Европейский совет определяет стратегические ориентиры для составления программ законодательной и оперативной деятельности в сфере пространства свободы, безопасности и правосудия.
Статья III-259
В отношении законодательных предложений и инициатив, представляемых согласно отделам 4 и 5, национальные парламенты следят за соблюдением принципа субсидиарности в соответствии с Протоколом о применении принципов субсидиарности и пропорциональности*(158).
Статья III-260
Без ущерба статьям III-360 - III-362 Совет по предложению Комиссии может принимать европейские регламенты или решения, устанавливающие порядок, согласно которому государства-члены в сотрудничестве с Комиссией проводят объективную и беспристрастную оценку претворения в жизнь органами государств-членов политики Союза, предусмотренной в настоящей главе, в частности, с целью обеспечить благоприятные условия для полноценной реализации принципа взаимного признания. Европейский парламент и национальные парламенты информируются о содержании и результатах этой оценки.
Статья III-261
В рамках Совета учреждается постоянный комитет с целью обеспечить развитие и усиление внутри Союза оперативного сотрудничества по вопросам внутренней безопасности. Без ущерба статье III-344 данный комитет способствует координации деятельности компетентных органов государств-членов. Представители заинтересованных органов и учреждений Союза могут привлекаться к работе комитета. Европейский парламент и национальные парламенты информируются о его работе.
Статья III-262
Настоящая глава не препятствует исполнению государствами-членам своих обязанностей по поддержанию общественного порядка и охране внутренней безопасности.
Статья III-263
Совет принимает европейские регламенты с целью обеспечить административное сотрудничество между компетентными службами государств-членов в сферах, предусмотренных настоящей главой, а также сотрудничество этих служб с Комиссией. С изъятием, предусмотренным в статье III-264, он постановляет по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом.
Статья III-264
Акты, указанные в отделах 4 и 5, а также указанные в статье III-263 европейские регламенты, которые обеспечивают административное сотрудничество в сферах, предусмотренных данными отделами, принимаются:
а) по предложению Комиссии или
b) по инициативе одной четверти государств-членов.
Отдел 2
Политика в отношении пограничного контроля, предоставления убежища и иммиграции
Статья III-265
1. Союз развивает политику, которая стремится:
а) обеспечить отсутствие любого контроля в отношении лиц независимо от их национального гражданства при пересечении ими внутренних границ;
b) обеспечить проведение контроля в отношении лиц и эффективное наблюдение при пересечении внешних границ;
с) постепенно ввести в действие интегрированную систему управления внешними границами.
2. В целях параграфа 1 европейский закон или рамочный закон устанавливает меры по следующим вопросам:
а) общая политика в отношении виз и иных документов для краткосрочного пребывания*(159);
b) проверки, которым подлежат лица, пересекающие внешние границы;
с) условия, на которых граждане третьих стран могут свободно передвигаться по Союзу в период краткосрочного пребывания;
d) любые меры, необходимые для постепенного создания интегрированной системы управления внешними границами;
е) отсутствие контроля в отношении лиц независимо от их национального гражданства при пересечении ими внутренних границ.
3. Настоящая статья не затрагивает компетенцию государств-членов в отношении географической делимитации своих границ в соответствии с международным правом.
Статья III-266
1. Союз развивает общую политику по вопросам предоставления убежища, дополнительной защиты и временной защиты, которая стремится предоставить адекватный статус любому гражданину третьей страны, нуждающемуся в международной защите, и обеспечить соблюдение принципа недопустимости выдворения. Эта политика должна соответствовать Женевской конвенции от 28 июля 1951 г. и Протоколу от 31 января 1967 г. о статусе беженцев, а также другим уместным договорам.
2. В целях параграфа 1 европейский закон или рамочный закон устанавливает меры в отношении общей европейской системы предоставления убежища, включающей в себя:
а) единообразный статус убежища для граждан третьих стран, который является действительным во всем Союзе;
b) единообразный статус дополнительной защиты для граждан третьих стран, которые, не получив европейского убежища, нуждаются тем не менее в международной защите;
c) общую систему временной защиты перемещенных лиц в случае их массового притока;
d) общие процедуры предоставления и изъятия единообразного статуса убежища или дополнительной защиты;
е) критерии и механизмы определения государства-члена, ответственного за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища или дополнительной защиты;
f) нормы, касающиеся условий приема лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища или дополнительной защиты;
g) партнерство и сотрудничество с третьими странами в целях управления потоками лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, дополнительной или временной защиты.
3. В случае, если одно или несколько государств-членов окажутся в чрезвычайной ситуации, характеризующейся внезапным притоком граждан третьих стран, то Совет по предложению Комиссии может принимать европейские регламенты или решения, которыми предусматриваются временные меры в пользу заинтересованного(-ых) государства-члена или государств-членов. Он постановляет после консультации с Европейским парламентом.
Статья III-267
1. Союз развивает общую иммиграционную политику, которая стремится обеспечить на всех стадиях эффективное управление миграционными потоками, справедливое обращение с гражданами третьих стран, законно проживающими в государствах-членах, а также предотвращение нелегальной иммиграции, торговли людьми и усиленную борьбу с ними.
2. В целях параграфа 1 европейский закон или рамочный закон устанавливает меры в следующих областях:
а) условия въезда и проживания, а также нормы, касающиеся выдачи государствами-членами долгосрочных виз и видов на жительство, в том числе в целях воссоединения семей;
b) определение прав граждан третьих стран, которые законно проживают в государстве-члене, в том числе условий, регулирующих свободу передвижения и проживания в других государствах-членах;
с) нелегальная иммиграция и незаконное проживание, в том числе выдворение и репатриация незаконно проживающих лиц;
d) борьба с торговлей людьми, особенно, женщинами и детьми*(160).
3. Союз может заключать с третьими странами соглашения, предусматривающие возврат в страны происхождения или в страны отправления тех граждан третьих стран, которые не отвечают или перестали отвечать условиям въезда, нахождения или проживания на территории одного из государств-членов.
4. Европейский закон или рамочный закон может устанавливать меры, направленные на поощрение или на поддержку деятельности государств-членов, с целью облегчить интеграцию законно проживающих на их территории граждан третьих стран - исключая при этом любую гармонизацию законодательных и регламентарных положений государств-членов.
5. Настоящая статья не затрагивает права государств-членов устанавливать квоты на въезд граждан третьих стран, прибывающих из этих стран на их территорию с целью поиска там работы по найму или работы, не связанной с наемным трудом.
Статья III-268
Предусмотренная в настоящем отделе политика Союза и ее претворение в жизнь подчиняются принципу солидарности и справедливого распределения ответственности между государствами-членами, в том числе в финансовом плане. Принимаемые согласно настоящему отделу акты Союза, по мере необходимости, - включают в себя подходящие меры для применения данного принципа.
Отдел 3
Судебное сотрудничество по гражданским делам
Статья III-269
1. Союз развивает судебное сотрудничество по гражданским делам с трансграничными последствиями, которое основано на принципе взаимного признания судебных и внесудебных решений. Данное сотрудничество может включать в себя принятие мер по сближению законодательных и регламентарных положений государств-членов.
2. В целях параграфа 1, особенно, когда это необходимо для нормального функционирования внутреннего рынка, европейский закон или рамочный закон устанавливает меры, призванные обеспечить:
а) взаимное признание и исполнение между государствами-членами судебных и внесудебных решений*(161);
b) трансграничное вручение и уведомление в отношении судебных и внесудебных актов;
с) взаимную совместимость правил, действующих в государствах-членах в сфере конфликта законов и юрисдикций;
d) сотрудничество в области получения доказательств;
е) эффективный доступ к правосудию;
f) устранение препятствий нормальному осуществлению процедур по гражданским делам, при необходимости, способствуя взаимной совместимости гражданско-процессуальных норм, действующих в государствах-членах;
g) развитие альтернативных методов разрешения споров;
h) поддержку обучению судейского корпуса и судебного персонала*(162).
3. В отступление от параграфа 2 меры в отношении норм семейного права с трансграничными последствиями устанавливаются европейским законом или рамочным законом Совета. Совет постановляет единогласно после консультации с Европейским парламентом.
Совет по предложению Комиссии может принять европейское решение, определяющие те аспекты норм семейного права с трансграничными последствиями, в отношении которых акты допускается издавать согласно обычной законодательной процедуре. Совет постановляет единогласно после консультации с Европейским парламентом.
Отдел 4
Судебное сотрудничество по уголовным делам
Статья III-270
1. Судебное сотрудничество по уголовным делам основано в Союзе на принципе взаимного признания приговоров и судебных решений*(163), и включает в себя сближение законодательных и регламентарных положений государств-членов в сферах, указанных в параграфе 2 и в статье III-271.
Европейский закон или рамочный закон устанавливает меры, направленные на:
а) введение правил и процедур с целью обеспечить признание во всем Союзе любых форм приговоров и судебных решений;
b) предотвращение и разрешение конфликтов юрисдикций между государствами-членами;
с) поддержку обучения судейского корпуса и судебного персонала;
d) облегчение сотрудничества между судебными или эквивалентными органами государств-членов*(164) в рамках уголовного преследования и исполнения решений.
2. Насколько это необходимо с целью облегчить взаимное признание приговоров и судебных решений, а также полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам с трансграничными масштабами, европейский рамочный закон может устанавливать минимальные правила*(165). Данные минимальные правила учитывают различия между правовыми системами и традициями государств-членов.
Они касаются следующих вопросов:
а) взаимная допустимость доказательств между государствами-членами;
b) права лиц в уголовном процессе;
с) права жертв преступности;
d) другие специальные аспекты уголовного процесса, которые Совет предварительно определит посредством европейского решения; в целях принятия данного решения Совет постановляет единогласно после одобрения Европейского парламента.
Принятие указанных в настоящем параграфе минимальных правил не препятствует государствам-членам сохранять или устанавливать для лиц более высокий уровень защиты.
3. Когда, по мнению члена Совета, предусмотренный в параграфе 2 проект европейского рамочного закона способен нанести ущерб основополагающим аспектам его системы уголовного правосудия, он может потребовать передачи вопроса на рассмотрение Европейского совета. В таком случае процедура, указанная в статье III-396, приостанавливается. После обсуждения и в течение четырех месяцев с момента данного приостановления Европейский совет:
а) отправляет проект обратно в Совет, что завершает приостановление указанной в статье III-396 процедуры, или
b) обращается к Комиссии или к группе государств-членов, от которых исходит проект, с запросом о представлении нового проекта; в этом случае изначально предложенный акт считается не принятым.
4. Если к концу срока, указанного в параграфе 3, Европейский совет не принял никакого решения либо если в течение двенадцати месяцев с момента представления нового проекта согласно пункту "b" параграфа 3 европейский рамочный закон не был принят, и при этом не менее одной трети государств-членов желают на базе данного проекта рамочного закона установить продвинутое сотрудничество, то они информируют о своем желании Европейский парламент, Совет и Комиссию.
В подобном случае разрешение приступить к продвинутому сотрудничеству, которое предусмотрено в параграфе 2 статьи I-44 и в параграфе 1 статьи III-419, считается предоставленным, и применяются положения о продвинутом сотрудничестве.
Статья III-271
1. Европейский рамочный закон может устанавливать минимальные правила, которые относятся к определению уголовных правонарушений и санкций в сферах особо тяжкой преступности с трансграничными масштабами, вытекающими из характера или последствий данных правонарушений либо из особой необходимости бороться с ними на общих началах.
Этими сферами преступности являются следующие: терроризм, торговля людьми и сексуальная эксплуатация женщин и детей, незаконная торговля наркотическими средствами, незаконная торговля оружием, отмывание денег, коррупция, подделка средств платежа, преступления в сфере компьютерной информации и организованная преступность.
Исходя из развития преступности Совет может принимать европейское решение, указывающее другие ее сферы, которые отвечают критериям, предусмотренным в настоящем параграфе. Он постановляет единогласно после одобрения Европейского парламента.
2. Когда сближение законодательных и регламентарных положений государств-членов в области уголовного права оказывается необходимым с целью обеспечить эффективную реализацию политики Союза в какой-либо из сфер, послуживших объектом мер по гармонизации, европейский рамочный закон может устанавливать минимальные правила, относящиеся к определению уголовных правонарушений и санкций в заинтересованной сфере. Он принимается согласно такой же процедуре, какая используется для принятия соответствующих мер по гармонизации, без ущерба статье III-264.
3. Когда, по мнению члена Совета, предусмотренный в параграфах 1 или 2 проект европейского рамочного закона способен нанести ущерб основополагающим аспектам его системы уголовного правосудия, он может потребовать передачи вопроса на рассмотрение Европейского совета. В таком случае, если подлежит применению процедура, указанная в статье III-396, она приостанавливается. После обсуждения и в течение четырех месяцев с момента данного приостановления Европейский совет:
а) отправляет проект обратно в Совет, что завершает приостановление указанной в статье III-396 процедуры, если она подлежит применени
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.