Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV
Пространство свободы, безопасности и правосудия*(155)
Отдел 1
Общие положения
Статья III-257
1. Союз образует пространство свободы, безопасности и правосудия при уважении основных прав и различных правовых систем и традиций государств-членов.
2. Союз обеспечивает отсутствие проверок в отношении лиц на внутренних границах и развивает общую политику по вопросам предоставления убежища, иммиграции и контроля внешних границ*(156), которая основана на солидарности государств-членов и является справедливой по отношению к гражданам третьих стран. В целях настоящей главы апатриды*(157) приравниваются к гражданам третьих стран.
3. Союз старается обеспечить высокий уровень безопасности с помощью мер, направленных на предотвращение преступности, расизма, ксенофобии и на борьбу с ними, мер по обеспечению координации и сотрудничества полицейских, судебных и других компетентных органов, а также путем взаимного признания судебных решений по уголовным делам и, если необходимо, посредством сближения уголовных законодательств.
4. Союз облегчает доступ к правосудию, в частности, с помощью принципа взаимного признания судебных и внесудебных решений по гражданским делам.
Статья III-258
Европейский совет определяет стратегические ориентиры для составления программ законодательной и оперативной деятельности в сфере пространства свободы, безопасности и правосудия.
Статья III-259
В отношении законодательных предложений и инициатив, представляемых согласно отделам 4 и 5, национальные парламенты следят за соблюдением принципа субсидиарности в соответствии с Протоколом о применении принципов субсидиарности и пропорциональности*(158).
Статья III-260
Без ущерба статьям III-360 - III-362 Совет по предложению Комиссии может принимать европейские регламенты или решения, устанавливающие порядок, согласно которому государства-члены в сотрудничестве с Комиссией проводят объективную и беспристрастную оценку претворения в жизнь органами государств-членов политики Союза, предусмотренной в настоящей главе, в частности, с целью обеспечить благоприятные условия для полноценной реализации принципа взаимного признания. Европейский парламент и национальные парламенты информируются о содержании и результатах этой оценки.
Статья III-261
В рамках Совета учреждается постоянный комитет с целью обеспечить развитие и усиление внутри Союза оперативного сотрудничества по вопросам внутренней безопасности. Без ущерба статье III-344 данный комитет способствует координации деятельности компетентных органов государств-членов. Представители заинтересованных органов и учреждений Союза могут привлекаться к работе комитета. Европейский парламент и национальные парламенты информируются о его работе.
Статья III-262
Настоящая глава не препятствует исполнению государствами-членам своих обязанностей по поддержанию общественного порядка и охране внутренней безопасности.
Статья III-263
Совет принимает европейские регламенты с целью обеспечить административное сотрудничество между компетентными службами государств-членов в сферах, предусмотренных настоящей главой, а также сотрудничество этих служб с Комиссией. С изъятием, предусмотренным в статье III-264, он постановляет по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом.
Статья III-264
Акты, указанные в отделах 4 и 5, а также указанные в статье III-263 европейские регламенты, которые обеспечивают административное сотрудничество в сферах, предусмотренных данными отделами, принимаются:
а) по предложению Комиссии или
b) по инициативе одной четверти государств-членов.
Отдел 2
Политика в отношении пограничного контроля, предоставления убежища и иммиграции
Статья III-265
1. Союз развивает политику, которая стремится:
а) обеспечить отсутствие любого контроля в отношении лиц независимо от их национального гражданства при пересечении ими внутренних границ;
b) обеспечить проведение контроля в отношении лиц и эффективное наблюдение при пересечении внешних границ;
с) постепенно ввести в действие интегрированную систему управления внешними границами.
2. В целях параграфа 1 европейский закон или рамочный закон устанавливает меры по следующим вопросам:
а) общая политика в отношении виз и иных документов для краткосрочного пребывания*(159);
b) проверки, которым подлежат лица, пересекающие внешние границы;
с) условия, на которых граждане третьих стран могут свободно передвигаться по Союзу в период краткосрочного пребывания;
d) любые меры, необходимые для постепенного создания интегрированной системы управления внешними границами;
е) отсутствие контроля в отношении лиц независимо от их национального гражданства при пересечении ими внутренних границ.
3. Настоящая статья не затрагивает компетенцию государств-членов в отношении географической делимитации своих границ в соответствии с международным правом.
Статья III-266
1. Союз развивает общую политику по вопросам предоставления убежища, дополнительной защиты и временной защиты, которая стремится предоставить адекватный статус любому гражданину третьей страны, нуждающемуся в международной защите, и обеспечить соблюдение принципа недопустимости выдворения. Эта политика должна соответствовать Женевской конвенции от 28 июля 1951 г. и Протоколу от 31 января 1967 г. о статусе беженцев, а также другим уместным договорам.
2. В целях параграфа 1 европейский закон или рамочный закон устанавливает меры в отношении общей европейской системы предоставления убежища, включающей в себя:
а) единообразный статус убежища для граждан третьих стран, который является действительным во всем Союзе;
b) единообразный статус дополнительной защиты для граждан третьих стран, которые, не получив европейского убежища, нуждаются тем не менее в международной защите;
c) общую систему временной защиты перемещенных лиц в случае их массового притока;
d) общие процедуры предоставления и изъятия единообразного статуса убежища или дополнительной защиты;
е) критерии и механизмы определения государства-члена, ответственного за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища или дополнительной защиты;
f) нормы, касающиеся условий приема лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища или дополнительной защиты;
g) партнерство и сотрудничество с третьими странами в целях управления потоками лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, дополнительной или временной защиты.
3. В случае, если одно или несколько государств-членов окажутся в чрезвычайной ситуации, характеризующейся внезапным притоком граждан третьих стран, то Совет по предложению Комиссии может принимать европейские регламенты или решения, которыми предусматриваются временные меры в пользу заинтересованного(-ых) государства-члена или государств-членов. Он постановляет после консультации с Европейским парламентом.
Статья III-267
1. Союз развивает общую иммиграционную политику, которая стремится обеспечить на всех стадиях эффективное управление миграционными потоками, справедливое обращение с гражданами третьих стран, законно проживающими в государствах-членах, а также предотвращение нелегальной иммиграции, торговли людьми и усиленную борьбу с ними.
2. В целях параграфа 1 европейский закон или рамочный закон устанавливает меры в следующих областях:
а) условия въезда и проживания, а также нормы, касающиеся выдачи государствами-членами долгосрочных виз и видов на жительство, в том числе в целях воссоединения семей;
b) определение прав граждан третьих стран, которые законно проживают в государстве-члене, в том числе условий, регулирующих свободу передвижения и проживания в других государствах-членах;
с) нелегальная иммиграция и незаконное проживание, в том числе выдворение и репатриация незаконно проживающих лиц;
d) борьба с торговлей людьми, особенно, женщинами и детьми*(160).
3. Союз может заключать с третьими странами соглашения, предусматривающие возврат в страны происхождения или в страны отправления тех граждан третьих стран, которые не отвечают или перестали отвечать условиям въезда, нахождения или проживания на территории одного из государств-членов.
4. Европейский закон или рамочный закон может устанавливать меры, направленные на поощрение или на поддержку деятельности государств-членов, с целью облегчить интеграцию законно проживающих на их территории граждан третьих стран - исключая при этом любую гармонизацию законодательных и регламентарных положений государств-членов.
5. Настоящая статья не затрагивает права государств-членов устанавливать квоты на въезд граждан третьих стран, прибывающих из этих стран на их территорию с целью поиска там работы по найму или работы, не связанной с наемным трудом.
Статья III-268
Предусмотренная в настоящем отделе политика Союза и ее претворение в жизнь подчиняются принципу солидарности и справедливого распределения ответственности между государствами-членами, в том числе в финансовом плане. Принимаемые согласно настоящему отделу акты Союза, по мере необходимости, - включают в себя подходящие меры для применения данного принципа.
Отдел 3
Судебное сотрудничество по гражданским делам
Статья III-269
1. Союз развивает судебное сотрудничество по гражданским делам с трансграничными последствиями, которое основано на принципе взаимного признания судебных и внесудебных решений. Данное сотрудничество может включать в себя принятие мер по сближению законодательных и регламентарных положений государств-членов.
2. В целях параграфа 1, особенно, когда это необходимо для нормального функционирования внутреннего рынка, европейский закон или рамочный закон устанавливает меры, призванные обеспечить:
а) взаимное признание и исполнение между государствами-членами судебных и внесудебных решений*(161);
b) трансграничное вручение и уведомление в отношении судебных и внесудебных актов;
с) взаимную совместимость правил, действующих в государствах-членах в сфере конфликта законов и юрисдикций;
d) сотрудничество в области получения доказательств;
е) эффективный доступ к правосудию;
f) устранение препятствий нормальному осуществлению процедур по гражданским делам, при необходимости, способствуя взаимной совместимости гражданско-процессуальных норм, действующих в государствах-членах;
g) развитие альтернативных методов разрешения споров;
h) поддержку обучению судейского корпуса и судебного персонала*(162).
3. В отступление от параграфа 2 меры в отношении норм семейного права с трансграничными последствиями устанавливаются европейским законом или рамочным законом Совета. Совет постановляет единогласно после консультации с Европейским парламентом.
Совет по предложению Комиссии может принять европейское решение, определяющие те аспекты норм семейного права с трансграничными последствиями, в отношении которых акты допускается издавать согласно обычной законодательной процедуре. Совет постановляет единогласно после консультации с Европейским парламентом.
Отдел 4
Судебное сотрудничество по уголовным делам
Статья III-270
1. Судебное сотрудничество по уголовным делам основано в Союзе на принципе взаимного признания приговоров и судебных решений*(163), и включает в себя сближение законодательных и регламентарных положений государств-членов в сферах, указанных в параграфе 2 и в статье III-271.
Европейский закон или рамочный закон устанавливает меры, направленные на:
а) введение правил и процедур с целью обеспечить признание во всем Союзе любых форм приговоров и судебных решений;
b) предотвращение и разрешение конфликтов юрисдикций между государствами-членами;
с) поддержку обучения судейского корпуса и судебного персонала;
d) облегчение сотрудничества между судебными или эквивалентными органами государств-членов*(164) в рамках уголовного преследования и исполнения решений.
2. Насколько это необходимо с целью облегчить взаимное признание приговоров и судебных решений, а также полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам с трансграничными масштабами, европейский рамочный закон может устанавливать минимальные правила*(165). Данные минимальные правила учитывают различия между правовыми системами и традициями государств-членов.
Они касаются следующих вопросов:
а) взаимная допустимость доказательств между государствами-членами;
b) права лиц в уголовном процессе;
с) права жертв преступности;
d) другие специальные аспекты уголовного процесса, которые Совет предварительно определит посредством европейского решения; в целях принятия данного решения Совет постановляет единогласно после одобрения Европейского парламента.
Принятие указанных в настоящем параграфе минимальных правил не препятствует государствам-членам сохранять или устанавливать для лиц более высокий уровень защиты.
3. Когда, по мнению члена Совета, предусмотренный в параграфе 2 проект европейского рамочного закона способен нанести ущерб основополагающим аспектам его системы уголовного правосудия, он может потребовать передачи вопроса на рассмотрение Европейского совета. В таком случае процедура, указанная в статье III-396, приостанавливается. После обсуждения и в течение четырех месяцев с момента данного приостановления Европейский совет:
а) отправляет проект обратно в Совет, что завершает приостановление указанной в статье III-396 процедуры, или
b) обращается к Комиссии или к группе государств-членов, от которых исходит проект, с запросом о представлении нового проекта; в этом случае изначально предложенный акт считается не принятым.
4. Если к концу срока, указанного в параграфе 3, Европейский совет не принял никакого решения либо если в течение двенадцати месяцев с момента представления нового проекта согласно пункту "b" параграфа 3 европейский рамочный закон не был принят, и при этом не менее одной трети государств-членов желают на базе данного проекта рамочного закона установить продвинутое сотрудничество, то они информируют о своем желании Европейский парламент, Совет и Комиссию.
В подобном случае разрешение приступить к продвинутому сотрудничеству, которое предусмотрено в параграфе 2 статьи I-44 и в параграфе 1 статьи III-419, считается предоставленным, и применяются положения о продвинутом сотрудничестве.
Статья III-271
1. Европейский рамочный закон может устанавливать минимальные правила, которые относятся к определению уголовных правонарушений и санкций в сферах особо тяжкой преступности с трансграничными масштабами, вытекающими из характера или последствий данных правонарушений либо из особой необходимости бороться с ними на общих началах.
Этими сферами преступности являются следующие: терроризм, торговля людьми и сексуальная эксплуатация женщин и детей, незаконная торговля наркотическими средствами, незаконная торговля оружием, отмывание денег, коррупция, подделка средств платежа, преступления в сфере компьютерной информации и организованная преступность.
Исходя из развития преступности Совет может принимать европейское решение, указывающее другие ее сферы, которые отвечают критериям, предусмотренным в настоящем параграфе. Он постановляет единогласно после одобрения Европейского парламента.
2. Когда сближение законодательных и регламентарных положений государств-членов в области уголовного права оказывается необходимым с целью обеспечить эффективную реализацию политики Союза в какой-либо из сфер, послуживших объектом мер по гармонизации, европейский рамочный закон может устанавливать минимальные правила, относящиеся к определению уголовных правонарушений и санкций в заинтересованной сфере. Он принимается согласно такой же процедуре, какая используется для принятия соответствующих мер по гармонизации, без ущерба статье III-264.
3. Когда, по мнению члена Совета, предусмотренный в параграфах 1 или 2 проект европейского рамочного закона способен нанести ущерб основополагающим аспектам его системы уголовного правосудия, он может потребовать передачи вопроса на рассмотрение Европейского совета. В таком случае, если подлежит применению процедура, указанная в статье III-396, она приостанавливается. После обсуждения и в течение четырех месяцев с момента данного приостановления Европейский совет:
а) отправляет проект обратно в Совет, что завершает приостановление указанной в статье III-396 процедуры, если она подлежит применению, или
b) обращается к Комиссии или к группе государств-членов, от которых исходит проект, с запросом о представлении нового проекта; в этом случае изначально предложенный акт считается не принятым.
4. Если к концу срока, указанного в параграфе 3, Европейский совет не предпринял никаких действий или если в течение двенадцати месяцев с момента представления нового проекта согласно пункту "b" параграфа 3 европейский рамочный закон не был принят, и при этом не менее одной трети государств-членов желают на базе данного проекта рамочного закона установить продвинутое сотрудничество, то они информируют о своем желании Европейский парламент, Совет и Комиссию.
В подобном случае разрешение приступить к продвинутому сотрудничеству, которое предусмотрено в параграфе 2 статьи I-44 и в параграфе 1 статьи III-419, считается предоставленным, и применяются положения о продвинутом сотрудничестве.
Статья III-272
Европейский закон или рамочный закон может устанавливать меры по содействию и поддержке деятельности государств-членов в сфере предотвращения преступности - исключая при этом любую гармонизацию законодательных и регламентарных положений государств-членов.
Статья III-273
1. Назначением Евроюста служит поддержка и усиление координации и сотрудничества национальных органов, ответственных за проведение расследований и уголовного преследования по фактам тяжкой преступности, которая затрагивает два или большее число государств-членов либо требует проведения уголовного преследования на общих началах - исходя из операций, осуществляемых органами государств-членов и Европолом, и на базе предоставляемой ими информации.
В этой связи европейский закон определяет структуру, функционирование, сферу деятельности и задачи Евроюста. Данные задачи могут включать:
а) возбуждение уголовных расследований, а также выдвижение предложений о возбуждении уголовных преследований, проводимых компетентными национальными органами, в частности, по фактам преступных деяний, которые посягают на финансовые интересы Союза*(166);
b) координация расследований и преследований, указанных в пункте "а";
с) усиление судебного сотрудничества, в том числе путем разрешения конфликтов юрисдикций и посредством тесного сотрудничества с Европейской судебной сетью*(167).
Европейский закон также закрепляет порядок привлечения Европейского парламента и национальных парламентов к оценке деятельности Евроюст.
2. В рамках уголовных преследований, указанных в параграфе 1, и без ущерба статье III-274 официальные акты судебной процедуры совершаются компетентными национальными должностными лицами.
Статья III-274
1. Для борьбы с преступными деяниями, посягающими на финансовые интересы Союза, европейский закон Совета может учредить Европейскую прокуратуру на основе Евроюст. Совет постановляет единогласно после одобрения Европейского парламента.
2. Европейская прокуратура, при необходимости, во взаимодействии с Европолом, полномочна осуществлять расследование, уголовное преследование и предание суду в отношении исполнителей и соучастников преступных деяний, посягающих на финансовые интересы Союза, как эти деяния определяются европейским законом, предусмотренным в параграфе 1. Она осуществляет перед компетентными судами государств-членов поддержание обвинения в связи с этими преступными деяниями.
3. Предусмотренный в параграфе 1 европейский закон закрепляет статус Европейской прокуратуры, условия осуществления ее функций, процессуальные нормы, подлежащие применению к ее деятельности, а также правила, регулирующие допустимость доказательств, и правила в отношении судебной проверки процессуальных актов, которые она принимает в ходе осуществления своих функций.
4. Европейский совет одновременно*(168) или впоследствии может принять европейское решение, изменяющее параграф 1, с целью распространить полномочия Европейской прокуратуры на борьбу с тяжкой преступностью с трансграничными масштабами, и соответственно, изменяющее параграф 2 в том, что касается исполнителей и соучастников тяжких преступлений, затрагивающих несколько государств-членов. Европейский совет постановляет единогласно после одобрения Европейского парламента и консультации с Комиссией.
Отдел 5
Полицейское сотрудничество
Статья III-275
1. Союз развивает полицейское сотрудничество, к участию в котором привлекаются все компетентные органы государств-членов, в том числе полицейские, таможенные и иные специализированные репрессивные службы*(169) в сферах предотвращения или выявления уголовных правонарушений и проводимых по ним расследований.
2. В целях параграфа 1 европейский закон или рамочный закон может устанавливать меры по следующим вопросам:
а) сбор, хранение, обработка, анализ уместной информации и обмен ею;
b) поддержка обучения персонала, а также сотрудничество в обмене кадрами, обеспечении оборудованием и криминалистических исследованиях;
с) общие следственные методы, относящиеся к выявлению тяжких форм организованной преступности.
3. Европейский закон или рамочный закон Совета может устанавливать меры по вопросам оперативного сотрудничества органов, указанных в настоящей статье. Совет постановляет единогласно после консультации с Европейским парламентом.
Статья III-276
1. Назначением Европола служит поддержка и усиление деятельности полицейских органов и иных репрессивных служб государств-членов, а также их взаимного сотрудничества в предотвращении и противодействии тяжкой преступности, затрагивающей два или большее число государств-членов, терроризма и тех форм преступности, которые посягают на общие интересы, выступающие объектом политики Союза.
2. Европейский закон определяет структуру, функционирование, сферу деятельности и задачи Европола. Данные задачи могут включать:
а) сбор, хранение, обработку, анализ информации, передаваемой, в частности, органами государств-членов либо третьих стран или инстанций, и обмен подобной информацией;
b) координацию, организацию и осуществление расследований и оперативных мероприятий, проводимых совместно с компетентными органами государств-членов или в рамках совместных следственных групп, при необходимости, во взаимодействии с Евроюстом.
Европейский закон также закрепляет порядок контроля за деятельностью Европола со стороны Европейского парламента; к участию в данном контроле привлекаются национальные парламенты.
3. Любая оперативная деятельность Европола должна проводиться во взаимосвязи и по соглашению с органами государства-члена или государств-членов, территория которых затрагивается. Принудительные меры могут осуществляться только компетентными национальными органами.
Статья III-277
Европейский закон или рамочный закон Совета закрепляет условия и пределы, в рамках которых указанные в статьях III-270 и III-275 компетентные органы государств-членов могут действовать на территории другого государства-члена во взаимосвязи и по соглашению с органами последнего. Совет постановляет единогласно после консультации с Европейским парламентом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.