Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I
Институциональные положения
Отдел 1
Институты
Подотдел 1
Европейский парламент
Статья III-330
1. Европейский закон или рамочный закон Совета устанавливает необходимые меры, чтобы сделать возможным избрание членов Европейского парламента всеобщим прямым голосованием согласно единообразной процедуре во всех государствах-членах либо в соответствии с принципами, общими для всех государств-членов.
Совет постановляет единогласно по инициативе и после одобрения Европейского парламента, который выносит свое решение большинством членов, входящих в его состав. Данный закон или рамочный закон вступает в силу только после его одобрения государствами-членами в соответствии с конституционными правилами каждого из них*(207).
2. Европейский закон Европейского парламента*(208) закрепляет статус и общие условия осуществления функций его членов. Европейский парламент постановляет по своей собственной инициативе после получения заключения Комиссии и одобрения Совета. Совет постановляет единогласно применительно к любым правилам или условиям, которые относятся к налоговому режиму членов или бывших членов.
Статья III-331
Европейский закон закрепляет статус политических партий на европейском уровне, предусмотренных в параграфе 4 статьи I-46, в частности, правила в отношении их финансирования.
Статья III-332
Европейский парламент большинством членов, входящих в его состав, может запрашивать Комиссию о представлении любого соответствующего предложения по вопросам, которые, по мнению Европейского парламента, требуют подготовки акта Союза с целью претворения в жизнь Конституции. Если Комиссия не представляет предложение, то она сообщает Европейскому парламенту о причинах такого шага.
Статья III-333
При выполнении своих задач Европейский парламент по запросу одной четверти членов, входящих в его состав, может образовывать временную следственную комиссию для того, чтобы без ущерба полномочиям, предоставленным в Конституции другим институтам или органам, проверить утверждения о предположительно имевших место правонарушении или нарушении порядка управления в ходе применения права Союза, - кроме случаев, когда утверждаемые факты выступают предметом судебного разбирательства и до тех пор, пока не завершена судебная процедура.
Временная следственная комиссия завершает свою деятельность представлением доклада.
Европейский закон Европейского парламента устанавливает порядок осуществления права на расследование. Европейский парламент постановляет по своей собственной инициативе после одобрения Совета и Комиссии.
Статья III-334
В соответствии с пунктом "d" параграфа 2 статьи I-10 каждый гражданин Союза, а также каждое физическое или юридическое лицо, проживающее или имеющее свой юридический адрес в государстве-члене, вправе представлять в индивидуальном порядке или совместно с другими лицами петицию Европейскому парламенту по вопросу, который относится к сферам деятельности Союза и непосредственно его затрагивает*(209).
Статья III-335
1. Европейский парламент избирает Европейского омбудсмана. В соответствии с пунктом "d" параграфа 2 статьи I-10 и статьей I-49 Обмудсман уполномочен получать от каждого гражданина Союза либо от каждого физического или юридического лица, проживающего или имеющего свой юридический адрес в государстве-члене, жалобы в отношении случаев нарушения порядка управления в деятельности институтов, органов или учреждений Союза, кроме Суда Европейского Союза при осуществлении им своих юрисдикционных функций.
В соответствии со своей задачей Омбудсман по своей собственной инициативе либо на основании жалоб, представленных ему непосредственно или через члена Европейского парламента, проводит расследования, которые считает обоснованными, если только утверждаемые факты не являются или не были объектом судебной процедуры. Если Омбудсман констатировал случай нарушения порядка управления, то он обращается к соответствующим институтам, органам или учреждениям, которые располагают трехмесячным сроком на представление ему своего заключения. Омбудсман затем направляет доклад Европейскому парламенту и соответствующему институту, органу или учреждению. Лицо, обратившееся с жалобой, информируется о результате этих расследований.
Обмудсман ежегодно представляет Европейскому парламенту отчет о результатах своих расследований.
2. Омбудсман избирается после каждых выборов в Европейский парламент на срок легислатуры*(210). Его полномочия могут возобновляться.
Суд по ходатайству Европейского парламента может объявить об отставке Омбудсмана, если последний более не отвечает условиям, необходимым для осуществления своих функций, или совершил серьезный проступок.
3. Омбудсман осуществляет свои функции полностью независимо. При выполнении своих обязанностей он не запрашивает и не принимает инструкций ни от какого института, органа или учреждения. На протяжении срока осуществления своих функций Омбудсман не может заниматься никакой иной профессиональной деятельностью, оплачиваемой или нет.
4. Европейский закон Европейского парламента закрепляет статус и общие условия осуществления функций Омбудсмана. Европейский парламент постановляет по своей собственной инициативе после получения заключения Комиссии и одобрения Совета.
Статья III-336
Европейский парламент проводит одну ежегодную сессию. Он собирается без специального решения о созыве во второй вторник марта.
Европейский парламент может собираться на внеочередные периоды заседаний по требованию большинства членов, входящих в его состав, по требованию Совета или Комиссии*(211).
Статья III-337
1. Европейский совет и Совет заслушивается Европейским парламентом согласно условиям, предусмотренным внутренними регламентами Европейского совета и Совета.
2. Комиссия может присутствовать на всех заседаниях Европейского парламента и заслушивается по ее просьбе. Комиссия в устной или письменной форме отвечает на вопросы, которые задаются ей Европейским парламентом или его членами.
3. Европейский парламент на открытом заседании проводит обсуждение ежегодного общего доклада, представляемого ему Комиссией.
Статья III-338
Европейский парламент постановляет большинством поданных голосов, если иное не предусмотрено Конституцией. Его внутренний регламент фиксирует кворум.
Статья III-339
Европейский парламент принимает свой внутренний регламент большинством членов, входящих в его состав.
Акты Европейского парламента публикуются согласно условиям, предусмотренным Конституцией и его внутренним регламентом.
Статья III-340
Если на рассмотрение Европейского парламента вносится предложение о выражении недоверия по поводу ведения дел Комиссией, то Европейский парламент может принимать решение по этому предложению не ранее трех дней после его внесения и только открытым голосованием.
Если вотум недоверия принят большинством в две трети поданных голосов и большинством членов, входящих в состав Европейского парламента, то члены Комиссии обязаны коллективно уйти в отставку со своих должностей, а Министр иностранных дел Союза обязан уйти в отставку с должности, которую он занимает в рамках Комиссии. Они остаются на своих постах и продолжают решать текущие дела вплоть до их замены в соответствии со статьями I-26 и I-27. В таком случае полномочия членов Комиссии, назначенных для их замены, истекает в день, когда должны были бы истечь полномочия членов Комиссии, вынужденных коллективно уйти в отставку со своих должностей.
Подотдел 2
Европейский совет
Статья III-341
1. При голосовании каждому члену Европейского совета может делегироваться право голоса со стороны не более одного из других членов.
Наличие воздержавшихся среди членов, присутствующих лично или действующих через представителя, не является препятствием для принятия решений Европейского совета, которые требуют единогласия.
2. Председатель Европейского парламента может приглашаться для заслушивания Европейским советом.
3. Европейский совет постановляет простым большинством по процедурным вопросам, а также при принятии своего внутреннего регламента.
4. Европейскому совету оказывает содействие Генеральный секретариат Совета.
Подотдел 3
Совет министров
Статья III-342
Совет созывается на заседания его Председателем по инициативе последнего, по инициативе одного из членов Совета или по инициативе Комиссии.
Статья III-343
1. При голосовании каждому члену Совета может делегироваться право голоса со стороны не более одного из других членов.
2. При принятии решений, которые требуют простого большинства, Совет постановляет большинством членов, входящих в его состав.
3. Наличие воздержавшихся среди членов, присутствующих лично или действующих через представителя, не является препятствием для принятия решений Совета, которые требуют единогласия.
Статья III-344
1. Комитет в составе постоянных представителей правительств государств-членов, отвечает за подготовку работы Совета и за исполнение поручений, которые даются ему последним. Комитет может принимать процедурные решения в случаях, предусмотренных внутренним регламентом Совета.
2. При Совете состоит Генеральный секретариат под руководством Генерального секретаря, назначаемого Советом.
Совет простым большинством принимает решение об организации Генерального секретариата.
3. Совет постановляет простым большинством по процедурным вопросам, а также при принятии своего внутреннего регламента.
Статья III-345
Совет простым большинством может запрашивать Комиссию о проведении любых исследований, которые он считает уместными для реализации общих целей*(212), и о представлении ему любых соответствующих предложений. Если Комиссия не представляет предложение, то она сообщает Совету о причинах такого шага.
Статья III-346
Совет принимает европейские решения, которые закрепляют статус комитетов, предусмотренных Конституцией*(213). Он постановляет простым большинством после консультации с Комиссией.
Подотдел 4
Европейская комиссия
Статья III-347
Члены Комиссии воздерживаются от любых действий, не совместимых с их функциями. Государства-члены соблюдают их независимость и не стремятся оказывать на них влияние при исполнении ими своих задач.
На протяжении срока осуществления своих функций члены Комиссии не могут заниматься никакой иной профессиональной деятельностью, оплачиваемой или нет. При вступлении в должность они берут на себя торжественное обязательство на протяжении срока осуществления своих функций и после прекращения таковых соблюдать обязанности, вытекающие из их поста, в частности, обязанность проявлять порядочность и осторожность в том, что касается принятия некоторых должностей или выгод после прекращения своих функций*(214). В случае нарушения этих обязанностей Суд по ходатайству Совета, постановляющего простым большинством, или по ходатайству Комиссии может, в зависимости от обстоятельств, вынести решение о принудительной отставке согласно условиям, предусмотренным в статье III-349, либо о лишении заинтересованного лица права на пенсию или других заменяющих ее льгот.
Статья III-348
1. Кроме периодического обновления и смерти функции членов Комиссии прекращаются в индивидуальном порядке путем добровольной или принудительной отставки.
2. Ушедший в отставку или скончавшийся член Комиссии заменяется на оставшийся срок полномочий новым членом с аналогичным национальным гражданством, которого назначает Совет по общему согласию с Председателем Комиссии, после консультации с Европейским парламентом и в соответствии с критериями, предусмотренными в параграфе 4 статьи I-26.
Совет, постановляя единогласно по предложению Председателя Комиссии, может принять решение о нецелесообразности производить замену, особенно, когда оставшийся срок полномочий члена Комиссии является коротким.
3. В случае добровольной отставки, принудительной отставки или смерти Председатель заменяется на оставшийся срок полномочий в соответствии с параграфом 1 статьи I-27.
4. В случае добровольной отставки, принудительной отставки или смерти Министр иностранных дел Союза заменяется на оставшийся срок полномочий в соответствии с параграфом 1 статьи I-28.
5. В случае отставки всех членов Комиссии они остаются на своих постах и продолжают решать текущие дела вплоть до их замены на оставшийся срок полномочий в соответствии со статьями I-26 и I-27.
Статья III-349
Любой член Комиссии, если он более не отвечает условиям, необходимым для осуществления своих функций, или совершил серьезный проступок, может быть отправлен в отставку Судом по ходатайству Совета, постановляющего простым большинством, или по ходатайству Комиссии.
Статья III-350
Без ущерба параграфу 4 статьи I-28 обязанности, возлагаемые на Комиссию, структурируются и распределяются между ее членами Председателем Комиссии в соответствии с параграфом 3 статьи I-27. Председатель в течение срока полномочий Комиссии может перераспределять эти обязанности. Члены Комиссии осуществляют функции, возложенные на них Председателем, под руководством последнего.
Статья III-351
Решения Комиссии принимаются большинством ее членов. Внутренний регламент фиксирует кворум.
Статья III-352
1. Комиссия принимает свой внутренний регламент с целью обеспечить собственное функционирование и функционирование своих служб. Она обеспечивает опубликование этого регламента.
2. Комиссия ежегодно, не позднее чем за месяц до открытия сессии Европейского парламента, публикует общий доклад о деятельности Союза.
Подотдел 5
Суд Европейского Союза
Статья III-353
Суд заседает в рамках палат, Большой палаты или на пленуме в соответствии со Статутом Суда Европейского Союза*(215).
Статья III-354
Суду оказывают содействие восемь генеральных адвокатов. По запросу Суда Совет, постановляя единогласно, может принять европейское решение об увеличении числа генеральных адвокатов.
Роль генерального адвоката состоит в том, чтобы публично, с полной беспристрастностью и полной независимостью, представлять мотивированные заключения по делам, которые в соответствии со Статутом Суда Европейского Союза требуют его участия.
Статья III-355
Судьи и генеральные адвокаты Суда, подбираемые из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости, которые отвечают всем условиям, требуемым для занятия высших судебных должностей в своих соответствующих странах, или являются знатоками права*(216) с общепризнанной компетентностью, назначаются по общему согласию правительствами государств-членов после консультации с комитетом, предусмотренным в статье III-357.
Частичное обновление состава судей и генеральных адвокатов происходит каждые три года на условиях, предусмотренных Статутом Суда Европейского Союза.
Судьи избирают из своего состава Председателя Суда сроком на три года. Его полномочия могут возобновляться.
Суд принимает свой процессуальный регламент. Данный регламент подлежит одобрению Совета.
Статья III-356
Число судей Трибунала устанавливается Статутом Суда Европейского Союза. Статутом может быть предусмотрено, что Трибуналу оказывают содействие генеральные адвокаты.
Члены Трибунала подбираются из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости и обладающих качествами, требуемыми для занятия высоких судебных должностей. Они назначаются по общему согласию правительствами государств-членов после консультации с комитетом, предусмотренным в статье III-357.
Частичное обновление состава Трибунала происходит каждые три года.
Судьи избирают из своего состава Председателя Трибунала сроком на три года. Его полномочия могут возобновляться.
Трибунал с согласия Суда принимает свой процессуальный регламент. Данный регламент подлежит одобрению Совета.
Если иное не предусмотрено Статутом, то положения Конституции, относящиеся к Суду, подлежат применению к Трибуналу.
Статья III-357
Учреждается комитет с целью давать заключение об пригодности кандидатов для занятия должности судьи и генерального адвоката Суда и Трибунала перед тем, как правительства государств-членов произведут назначения в соответствии со статьями III-355 и III-356.
В состав комитета входят семь лиц, подбираемых из числа бывших членов Суда и Трибунала, членов национальных верховных судов и юристов с общепризнанной компетентностью, одного из которых предлагает Европейский парламент. Совет принимает европейское решение, устанавливающее правила функционирования данного комитета, а также европейское решение о назначении его членов. Совет постановляет по инициативе Председателя Суда.
Статья III-358
1. Трибунал полномочен рассматривать по первой инстанции иски, предусмотренные в статьях III-365, III-367, III-370, III-372 и III-374, за исключением тех, которые переданы в юрисдикцию специализированных трибуналов, создаваемых на основании статьи III-359, и тех, которые Статут Суда Европейского Союза резервирует для Суда. Статутом может быть предусмотрено, что Трибунал обладает полномочиями в отношении других категорий исков.
Решения, выносимые Трибуналом согласно настоящему параграфу, могут служит предметом обжалования в Суде, которое ограничено вопросами права, на условиях и в пределах, предусмотренных Статутом.
2. Трибунал полномочен рассматривать жалобы, которые подаются на решения специализированных трибуналов.
Решения, выносимые Трибуналом согласно настоящему параграфу, в порядке исключения могут подвергаться пересмотру Судом на условиях и в пределах, предусмотренных Статутом Суда Европейского Союза, в случае наличия серьезной угрозы нанесения ущерба единству или внутренней согласованности права Союза.
3. В специальных областях, определяемых Статутом Суда Европейского Союза, Трибунал полномочен рассматривать преюдициальные вопросы, которые представляются согласно статье III-369.
Когда, по мнению Трибунала, дело требует решения принципиального характера, которое способно затрагивать единство или внутреннюю согласованность права Союза, он может передать дело на разрешение Суда.
Решения, выносимые Трибуналом по преюдициальным вопросам, в порядке исключения могут подвергаться пересмотру Судом на условиях и в пределах, предусмотренных Статутом, в случае наличия серьезной угрозы нанесения ущерба единству или внутренней согласованности права Союза.
Статья III-359
1. Европейский закон может создавать при Трибунале специализированные трибуналы, на которые возлагается рассмотрение по первой инстанции некоторых категорий исков, подаваемых в специальных областях. Данный закон принимается по предложению Комиссии и после консультации с Судом либо по запросу Суда и после консультации с Комиссией*(217).
2. Европейский закон о создании специализированного трибунала устанавливает правила в отношении состава этого трибунала и четко определяет объем предоставляемых ему полномочий*(218).
3. Решения специализированных трибуналов могут служить предметом обжалования в Трибунале, которое ограничено вопросами права, либо - если это предусмотрено европейским законом о создании специализированного трибунала - предметом апелляции в Трибунал, которая относится и к вопросам факта*(219).
4. Члены специализированных трибуналов подбираются из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости и обладающих качествами, требуемыми для занятия судебных должностей. Они назначаются Советом единогласно.
5. Специализированные трибуналы с согласия Суда принимают свои процессуальные регламенты. Данные регламенты подлежат одобрению Совета.
6. Если иное не предусмотрено европейским законом о создании специализированного трибунала, то положения Конституции, относящиеся к Суду Европейского Союза, и положения Статута Суда Европейского Союза применяются к специализированным трибуналам. Раздел I Статута и его статья 64 применяются к специализированным трибуналам при любых обстоятельствах.
Статья III-360
Если, по мнению Комиссии, государство-член не выполнило какую-либо из обязанностей, возложенных на него согласно Конституции, то Комиссия выносит мотивированное заключение по данному вопросу, предварительно дав возможность этому государству представить свои замечания.
Если заинтересованное государство не приведет себя в соответствие с упомянутым заключением в пределах срока, установленного Комиссией, то последняя может обратиться в Суд Европейского Союза.
Статья III-361
Каждое из государств-членов может обратиться в Суд Европейского Союза, если считает, что другое государство-член не выполнило какую-либо из обязанностей, возложенных на него согласно Конституции.
До того, как одно государство-член подаст против другого государства-члена иск на основании предполагаемого нарушения последним обязанностей, возложенных на него согласно Конституции, первое государство-член должно обратиться с этим вопросом в Комиссию.
Комиссия выносит мотивированное заключение, предварительно дав возможность заинтересованным государствам представить в порядке состязательного производства свои устные и письменные замечания.
Если Комиссия не вынесла заключение на протяжении трех месяцев с момента обращения к ней, то отсутствие заключения не препятствует обращению в Суд Европейского Союза.
Статья III-362
1. Если Суд Европейского Союза признает, что государство-член не выполнило какую-либо из обязанностей, возложенных на него согласно Конституции, то это государство должно принять меры, которые требуются для исполнения решения Суда Европейского Союза.
2. Если, по мнению Комиссии, заинтересованное государство-член не приняло мер, которые требуются для исполнения решения, указанного в параграфе 1, то, предварительно дав возможность этому государству представить свои замечания, она может обратиться в Суд Европейского Союза. Комиссия указывает размер фиксированной суммы или пени, подлежащих уплате заинтересованным государством-членом, который, по ее мнению, соответствуют обстоятельствам.
Если Суд Европейского Союза признает, что заинтересованное государство-член не привело себя в соответствие с его решением, то он может возложить на это государство обязанность по уплате фиксированной суммы или пени.
Данная процедура применяется без ущерба статье III-361.
3. В случае, если Комиссия обращается в Суд Европейского Союза с иском на основании статьи III-360, полагая, что заинтересованное государство-член не выполнило свою обязанность сообщить о мерах по трансформации европейского рамочного закона*(220), то Комиссия может, когда признает это уместным, указать размер подлежащих уплате заинтересованным государством-членом фиксированной суммы или пени, который, по ее мнению, соответствует обстоятельствам.
Если Суд Европейского Союза констатирует нарушение, то он может возложить на заинтересованное государство-член обязанность по уплате фиксированной суммы или пени в пределах размера, указанного Комиссией. Обязанность по уплате вступает в силу в день, установленный Судом Европейского Союза в его решении.
Статья III-363
Европейские законы или регламенты Совета могут наделять Суд Европейского Союза полной юрисдикционной компетенцией в отношении предусмотренных ими санкций*(221).
Статья III-364
Без ущерба другим положениям Конституции европейский закон может в установленной им мере наделять Суд Европейского Союза полномочиями выносить решения по спорам в связи с применением актов, принятых на основании Конституции, которыми учреждаются европейские правоустанавливающие документы на интеллектуальную собственность*(222).
Статья III-365
1. Суд Европейского Союза контролирует правомерность*(223) европейских законов и рамочных законов, актов Совета, Комиссии и Европейского центрального банка, кроме рекомендаций и заключений, а также актов Европейского парламента и Европейского совета, направленных на создание правовых последствий в отношении третьих лиц. Кроме того, Суд Европейского Союза контролирует правомерность актов органов и учреждений Союза, направленных на создание правовых последствий в отношении третьих лиц.
2. В целях параграфа 1 Суд Европейского Союза полномочен выносить решения по искам, которые подаются государством-членом, Европейским парламентом, Советом или Комиссией в связи с отсутствием компетенции, нарушением существенных процедурных требований, нарушением Конституции или любой нормы права, относящейся к ее применению, либо злоупотреблением властью*(224).
3. На условиях, предусмотренных в параграфах 1 и 2, Суд Европейского Союза полномочен выносить решения по искам, которые подаются Счетной палатой, Европейским центральным банком и Комитетом регионов с целью защиты своих прерогатив.
4. На условиях, предусмотренных в параграфах 1 и 2, любое физическое или юридическое лицо может подавать иски против актов, адресатом которых оно является либо которые непосредственно и индивидуально его затрагивают, а также против регламентарных актов, которые непосредственно его затрагивают и не требуют исполнительных мер.
5. Акты о создании органов и учреждений Союза могут предусматривать особые условия и порядок в отношении исков, подаваемых физическими или юридическими лицами против актов этих органов или учреждений, которые направлены на создание для них правовых последствий.
6. Предусмотренные настоящей статьей иски должны быть поданы в течение двухмесячного срока, который отсчитывается, в зависимости от случая, с момента опубликования акта, с момента уведомления о нем истца или - при отсутствии такого опубликования или уведомления - со дня, когда последний узнал о данном акте.
Статья III-366
Если иск обоснован, то Суд Европейского Союза объявляет оспариваемый акт ничтожным и не имевшим места*(225).
В то же время, Суд Европейского Союза указывает, если считает это необходимым, какие из последствий аннулированного акта должны считаться окончательными*(226).
Статья III-367
В случае, если в нарушение Конституции Европейский парламент, Европейский совет, Совет, Комиссия или Европейский центральный банк воздерживаются от принятия решения*(227), то государства-члены и другие институты Союза могут обращаться в Суд Европейского Союза с целью обеспечить констатацию этого нарушения. Настоящая статья применяется на аналогичных условиях к органам и учреждениям Союза, которые воздерживаются от принятия решения.
Подобный иск может быть принят к рассмотрению, только если соответствующему институту, органу или учреждению было сначала предложено совершить действие. Если по истечении двухмесячного срока с момента такого предложения институт, орган или учреждение не определили своей позиции, то иск может быть подан в пределах следующего двухмесячного срока.
Любое физическое или юридическое лицо на условиях, предусмотренных в первом и втором абзацах, может обжаловать в Суде Европейского Союза нарушение каким-либо из институтов, органов или учреждений Союза своих обязанностей тем, что им не был принят в адрес этого лица акт, кроме рекомендации или заключения.
Статья III-368
Институт, орган или учреждение, от которых исходит аннулированный акт или бездействие которых было признано противоречащим Конституции, обязаны принять меры, требуемые для исполнения решения Суда Европейского Союза.
Данная обязанность не наносит ущерба обязанности, которая может вытекать из применения второго абзаца статьи III-431.
Статья III-369
Суд Европейского Союза полномочен выносить решения в преюдициальном порядке о:
а) толковании Конституции;
b) действительности*(228) и толковании актов институтов, органов и учреждений Союза.
Когда подобный вопрос ставится перед юрисдикционным органом государства-члена*(229), данный орган, если считает, что решение по этому вопросу является необходимым для разрешения им дела по существу, может запросить Суд Европейского Союза вынести свое решение по этому вопросу.
Когда подобный вопрос ставится в деле, находящемся на рассмотрении в национальном юрисдикционном органе, решения которого согласно внутреннему праву не подлежат судебному обжалованию, данный орган обязан обратиться в Суд Европейского Союза.
Если подобный вопрос ставится в деле, находящемся на рассмотрении в национальном юрисдикционном органе, которое касается лица, заключенного под стражу, то Суд выносит свое решение в максимально короткий срок.
Статья III-370
Суд Европейского Союза полномочен рассматривать споры о возмещении убытков, которые предусмотрены во втором и третьем абзацах статьи III-431.
Статья III-371
Суд полномочен выносить решение о правомерности акта, принятого Европейским советом или Советом на основании статьи I-59, исключительно по обращению государства-члена, ставшего объектом констатации Европейского совета или Совета, и только в отношении соблюдения процедурных предписаний, установленных данной статьей.
Подобное обращение должно быть подано на протяжении одного месяца с момента упомянутой констатации. Суд выносит решение в течение одного месяца со дня подачи обращения.
Статья III-372
Суд Европейского Союза полномочен выносить решения по любым спорам между Союзом и его сотрудниками в пределах и на условиях, которые определяются Статутом служащих Союза и режимом, подлежащим применению к другим сотрудникам Союза*(230).
Статья III-373
В установленных ниже пределах Суд Европейского Союза полномочен рассматривать споры, касающиеся:
а) исполнения государствами-членами обязанностей, вытекающих из Статута Европейского инвестиционного банка. В этой связи Административный совет Банка располагает полномочиями, которые признаны статьей III-360 за Комиссией;
b) решений Совета управляющих Европейского инвестиционного банка. Каждое государство-член, Комиссия и Административный совет Банка могут подавать иски в этой сфере на условиях, предусмотренных в статье III-365;
с) решений Административного совета Европейского инвестиционного банка. Иски против таких решений могут подаваться на условиях, предусмотренных в статье III-365, исключительно государствами-членами и Комиссией, и только в связи с нарушением процедурных требований, предусмотренных в параграфах 2, 5, 6 и 7 статьи 19 Статута Банка;
d) исполнения национальными центральными банками обязанностей, вытекающих из Конституции и Статута Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка. В этой связи Совет управляющих Европейского центрального банка располагает по отношению к национальным центральным банкам такими же полномочиями, какие признаны статьей III-360 за Комиссией по отношению к государствам-членам. Если Суд Европейского Союза признает, что национальный центральный банк нарушил какую-либо из обязанностей, возложенных на него согласно Конституции, то данный банк должен принять меры, которые требуются для исполнения решения Суда Европейского Союза.
Статья III-374
Суд Европейского Союза полномочен выносить решения на основании арбитражных оговорок, которые содержатся в публично-правовых или частно-правовых договорах, заключенных Союзом или от его имени.
Статья III-375
1. С изъятием в отношении полномочий, предоставленных Конституцией Суду Европейского Союза, споры, в которых стороной выступает Союз, не исключаются на этом основании из компетенции национальных юрисдикционных органов.
2. Государства-члены обязуются не представлять споры в отношении толкования или применения Конституции на разрешение иными способами чем те, которые ею предусмотрены.
3. Суд полномочен выносить решения по любому спору между государствами-членами, имеющему связь с предметом Конституции, если этот спор представлен ему на основании арбитражного соглашения сторон.
Статья III-376
Суд Европейского Союза не обладает полномочиями в отношении статей I-40 и I-41, положений главы II раздела V об общей внешней политике и политике безопасности, а также статьи III-293, насколько она касается общей внешней политики и политики безопасности.
Однако Суд Европейского Союза полномочен контролировать соблюдение статьи III-308 и выносить решения по искам, подаваемым на условиях, предусмотренных в параграфе 4 статьи III-365, в целях контроля правомерности европейских решений, принимаемых Советом на основании главы II раздела V, которыми предусматриваются ограничительные меры против физических или юридических лиц.
Статья III-377
При осуществлении своих функций применительно к положениям отделов 4 и 5 главы IV раздела III о пространстве свободы, безопасности и правосудия Суд Европейского Союза не обладает полномочиями проверять действительность*(231) или соразмерность операций, проводимых полицией или другими репрессивными службами*(232) в государствах-членах, равно как и выносить решения относительно выполнения обязанностей государств-членов по поддержанию общественного порядка и охране внутренней безопасности.
Статья III-378
Несмотря на истечение срока, предусмотренного в параграфе 6 статьи III-365, любая сторона по случаю рассмотрения дела, в котором затрагивается принятый институтом, органом или учреждением Союза акт общего действия, может опираться на основания, указанные в параграфе 2 статьи III-365, в целях постановки перед Судом Европейского Союза вопроса о неприменении этого акта.
Статья III-379
1. Иски, подаваемые в Суд Европейского Союза, не имеют приостанавливающего действия. Однако если Суд Европейского Союза считает, что этого требуют обстоятельства, то он может распорядиться об отсрочке исполнения оспариваемого акта.
2. В делах, поступивших на его рассмотрение, Суд Европейского Союза может предписывать необходимые временные меры*(233).
Статья III-380
Решения Суда Европейского Союза обладают исполнительной силой на условиях, предусмотренных в статье III-401.
Статья III-381
Статут Суда Европейского Союза устанавливается отдельным протоколом*(234).
Европейский закон может вносить изменения в положения Статута, за исключением его раздела I и его статьи 64. Данный закон принимается по запросу Суда и после консультации с Комиссией либо по предложению Комиссии и после консультации с Судом.
Подотдел 6
Европейский центральный банк
Статья III-382
1. Совет управляющих Европейского центрального банка состоит из членов Дирекции Европейского центрального банка и из управляющих национальными центральными банками тех государств-членов, которые не подпадают под изъятие в значении статьи III-197.
2. Дирекция состоит из Председателя, Вице-председателя и четырех других членов.
Председатель, Вице-председатель и другие члены Дирекции назначаются Европейским советом, постановляющим квалифицированным большинством по рекомендации Совета и после консультации с Европейским парламентом и Советом управляющих Европейского центрального банка, из числа лиц, которые обладают признанным авторитетом и профессиональным опытом в денежной или банковской сфере.
Срок их полномочий составляет восемь лет и не подлежит возобновлению.
Членами Дирекции могут быть только граждане государств-членов.
Статья III-383
1. Председатель Совета и член Комиссии*(235) могут участвовать без права голоса в заседаниях Совета управляющих Европейского центрального банка.
Председатель Совета может вносить предложения на рассмотрение Совета управляющих Европейского центрального банка.
2. Председатель Европейского центрального банка приглашается участвовать в заседаниях Совета, когда последний обсуждает вопросы, относящиеся к целям и задачам Европейской системы центральных банков.
3. Европейский центральный банк направляет Европейскому парламенту, Европейскому совету, Совету и Комиссии ежегодный доклад о деятельности Европейской системы центральных банков и о денежной политике в предшествующем и текущем годах. Председатель Европейского центрального банка представляет указанный доклад Европейскому парламенту, который может провести на этой основе общие дебаты, и Совету.
Председатель Европейского центрального банка и другие члены Дирекции по запросу Европейского парламента или по своей собственной инициативе могут заслушиваться компетентными органами Европейского парламента*(236).
Подотдел 7
Счетная палата
Статья III-384
1. Счетная палата проверяет счета в отношении всей совокупности доходов и расходов Союза. Она также проверяет счета в отношении всей совокупности доходов и расходов любого органа или учреждения, созданного Союзом, если только акт о создании подобного органа или учреждения не исключает такой проверки.
Счетная палата предоставляет Европейскому парламенту и Совету заверительную декларацию относительно надежности счетов, а также относительно законности и правильности лежащих в их основе операций, которая публикуется в Официальном журнале Европейского Союза. Эта декларация может дополняться специальными оценками для каждой основной сферы деятельности Союза.
2. Счетная палата проверяет законность и правильность доходов и расходов и удостоверяется в существовании надлежащего финансового управления. В ходе этой деятельности она, в частности, сообщает о любом нарушении.
Контроль доходов производится исходя из констатаций причитающихся доходов и их фактического перечисления Союзу.
Контроль расходов производится исходя из существующих обязательств и осуществленных платежей.
Данные виды контроля могут производиться до закрытия счетов соответствующего финансового года.
3. Контроль осуществляется на основе документов и, при необходимости, по месту расположения других институтов, в помещениях любого органа или учреждения, управляющего доходами или расходами от имени Союза, а также в государствах-членах, в том числе в помещениях любого физического или юридического лица, в пользу которого перечисляются средства из бюджета. Контроль в государствах-членах производится во взаимосвязи с национальными контрольными институтами*(237) либо - если последние не располагают необходимыми полномочиями - во взаимодействии с компетентными национальными службами. Счетная палата и национальные контрольные институты государств-членов развивают сотрудничество в духе взаимного доверия, которое уважает их независимость. Данные институты или службы ставят в известность Счетную палату о том, намереваются ли они участвовать в контроле.
Любые документы или информация, необходимые для выполнения задачи Счетной палаты, направляются последней по ее запросу другими институтами, органами или учреждениями, управляющими доходами или расходами от имени Союза, физическими или юридическими лицами, в пользу которых перечисляются средства из бюджета, и национальными контрольными институтами либо - если последние не располагают необходимыми полномочиями - компетентными национальными службами.
В отношении деятельности по управлению доходами и расходами Союза, которую осуществляет Европейский инвестиционный банк, право доступа Счетной палаты к имеющейся у него информации регулируется соглашением, заключаемым между Счетной палатой, Банком и Комиссией. При отсутствии соглашения Счетная палата, тем не менее, обладает доступом к информации, необходимой для осуществления контроля доходов и расходов Союза, которыми управляет Банк.
4. Счетная палата составляет ежегодный доклад после завершения каждого финансового года. Этот доклад направляется другим институтам и публикуется в Официальном журнале Европейского Союза вместе с ответами данных институтов на замечания Счетной палаты.
Кроме того, она может в любое время представлять свои замечания по отдельным вопросам, в частности, в форме специальных докладов, и выносить заключения по просьбе какого-либо из других институтов.
Она утверждает свои ежегодные доклады, специальные доклады или заключения большинством членов, входящих в ее состав. В то же время, на условиях, предусмотренных своим внутренним регламентом, она может создавать в своей структуре внутренние палаты с целью утверждения некоторых категорий докладов или заключений*(238).
Она содействует Европейскому парламенту и Совету в осуществлении их функции по контролю за исполнением бюджета.
Она принимает свой внутренний регламент. Данный регламент подлежит одобрению Совета.
Статья III-385
1. Члены Счетной палаты подбираются из числа лиц, принадлежащих или принадлежавших в своем соответствующем государстве к институтам внешнего контроля*(239) либо обладающих особой квалификацией для этой должности. Они должны обеспечивать любые гарантии своей независимости.
2. Члены Счетной палаты назначаются на шесть лет. Их полномочия могут возобновляться. Совет принимает европейское решение, которым фиксируется список членов, составленный в соответствии с предложениями от каждого государства-члена. Он постановляет после консультации с Европейским парламентом.
Члены Счетной палаты из своего состава избирают своего Председателя сроком на три года. Его полномочия могут возобновляться.
3. При выполнении своих обязанностей члены Счетной палаты не запрашивают и не принимают инструкций ни от какого правительства или учреждения. Они воздерживаются от любых действий, не совместимых с характером их функций.
4. На протяжении срока осуществления своих функций члены Счетной палаты не могут заниматься никакой иной профессиональной деятельностью, оплачиваемой или нет. При вступлении в должность они берут на себя торжественное обязательство на протяжении срока осуществления своих функций и после прекращения таковых соблюдать обязанности, вытекающие из их поста, в частности, обязанность проявлять порядочность и осторожность в том, что касается принятия некоторых должностей или выгод после прекращения своих функций*(240).
5. Кроме периодического обновления и смерти функции членов Счетной палаты прекращаются в индивидуальном порядке путем добровольной или принудительной отставки, о которой объявляет Суд в соответствии с параграфом 6.
Соответствующий член заменяется на оставшийся срок полномочий.
Исключая случай принудительной отставки, члены Счетной палаты остаются в должности, пока не будет произведена их замена.
6. Члены Счетной палаты могут быть освобождены от своих функций, а также лишены своего права на пенсию или других заменяющих ее льгот лишь в том случае, если Суд по ходатайству Счетной палаты констатирует, что они перестали отвечать требуемым условиям или соответствовать обязанностям, вытекающим из их поста.
Отдел 2
Консультативные органы Союза
Подотдел 1
Комитет регионов
Статья III-386
Число членов Комитета регионов не превышает трехсот пятидесяти. Совет, постановляя единогласно по предложению Комиссии, принимает европейское решение, устанавливающее состав Комитета*(241).
Члены Комитета, а также равное им число заместителей, - назначаются на пять лет. Их полномочия могут возобновляться. Они не могут быть одновременно членами Европейского парламента.
Совет принимает европейское решение, фиксирующее список членов и заместителей членов, который составляется в соответствии с предложениями от каждого государства-члена.
По истечении предусмотренного в параграфе 2 статьи I-32 мандата, на основании которого были предложены члены Комитета, их полномочия автоматически прекращаются, и согласно аналогичной процедуре данные члены заменяются на оставшийся срок полномочий.
Статья III-387
Комитет регионов из числа своих членов избирает своего Председателя и свое Бюро сроком на два с половиной года.
Он созывается на заседания его Председателем по запросу Европейского парламента, Совета или Комиссии. Он также может собираться на заседания по своей собственной инициативе.
Он принимает свой внутренний регламент.
Статья III-388
Европейский парламент, Совет или Комиссия проводят консультацию с Комитетом регионов в случаях, предусмотренных Конституцией, и во всех других случаях, когда один из данных институтов считает это уместным, особенно, если вопрос имеет отношение к трансграничному сотрудничеству.
Европейский парламент, Совет или Комиссия, если считают это необходимым, назначают Комитету срок для представления своего заключения, который не может быть меньше одного месяца с момента направления соответствующего извещения Председателю. По истечении назначенного срока решение может приниматься при отсутствии заключения.
Когда проводится консультация с Экономическим и социальным комитетом, Европейский парламент, Совет или Комиссия информируют Комитет регионов о таком обращении за заключением. Комитет регионов может вынести свое заключение по данному вопросу, если считает, что затрагиваются специфические региональные интересы. Он также может выносить заключения по своей собственной инициативе.
Заключения Комитета вместе с протоколами его обсуждений направляются Европейскому парламенту, Совету и Комиссии.
Подотдел 2
Экономический и социальный комитет
Статья III-389
Число членов Экономического и социального комитета не превышает трехсот пятидесяти. Совет, постановляя единогласно по предложению Комиссии, принимает европейское решение, устанавливающее состав Комитета*(242).
Статья III-390
Члены Экономического и социального комитета назначаются на пять лет. Их полномочия могут возобновляться.
Совет принимает европейское решение, фиксирующее список членов, который составляется в соответствии с предложениями от каждого государства-члена.
Совет постановляет после консультации с Комиссией. Он может запрашивать мнение европейских организаций, являющихся представителями различных секторов экономической и социальной жизни, и гражданского общества, которых затрагивает деятельность Союза.
Статья III-391
Экономический и социальный комитет из числа своих членов избирает своего Председателя и свое Бюро сроком на два с половиной года.
Он созывается на заседания его Председателем по запросу Европейского парламента, Совета или Комиссии. Он также может собираться на заседания по своей собственной инициативе.
Он принимает свой внутренний регламент.
Статья III-392
Европейский парламент, Совет или Комиссия проводят консультацию с Экономическим и социальным комитетом в случаях, предусмотренных Конституцией. Данные институты могут проводить с ним консультацию во всех случаях, когда считают это уместным. Он также может выносить заключения по своей собственной инициативе.
Европейский парламент, Совет или Комиссия, если считают это необходимым, назначают Комитету срок для представления своего заключения, который не может быть меньше одного месяца с момента направления соответствующего извещения Председателю. По истечении назначенного срока решение может приниматься при отсутствии заключения.
Заключения Комитета вместе с протоколами его обсуждений направляются Европейскому парламенту, Совету и Комиссии.
Отдел 3
Европейский инвестиционный банк
Статья III-393
Европейский инвестиционный банк обладает правосубъектностью.
Его членами являются государства-члены.
Статут Европейского инвестиционного банка служит предметом отдельного протокол*(243).
Европейский закон Совета может вносить изменения в Статут Европейского инвестиционного банка. Совет постановляет единогласно по запросу Европейского инвестиционного банка и после консультации с Европейским парламентом и Комиссией либо по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом и Европейским инвестиционным банком.
Статья III-394
Европейский инвестиционный банк имеет своей задачей способствовать, обращаясь к рынкам капиталов и к своим собственным ресурсам, сбалансированному и бесперебойному развитию внутреннего рынка в интересах Союза. Для этого путем предоставления займов и гарантий без цели получения прибыли он содействует финансированию следующих проектов во всех секторах хозяйства:
а) проекты, направленные на повышение благосостояния менее развитых регионов;
b) проекты по модернизации или конверсии предприятий либо по развитию новых видов деятельности, вызванных к жизни созданием или функционированием внутреннего рынка, когда эти проекты ввиду своего масштаба или характера не могут быть целиком покрыты за счет различных средств финансирования, имеющихся в каждом из государств-членов;
с) проекты, которые представляют общий интерес, когда эти проекты ввиду своего масштаба или характера не могут быть целиком покрыты за счет различных средств финансирования, имеющихся в каждом из государств-членов.
При выполнении своей задачи Европейский инвестиционный банк содействует финансированию инвестиционных программ во взаимосвязи с интервенциями*(244), производимыми фондами структурного назначения и иными финансовыми инструментами Союза.
Отдел 4
Положения, общие для институтов, органов и учреждений Союза
Статья III-395
1. Когда согласно Конституции Совет постановляет по предложению Комиссии, он может вносить поправки в это предложение только единогласно - кроме случаев, указанных в статьях I-55 и I-56, в параграфах 10 и 13 статьи III-396, в статье III-404 и в параграфе 2 статьи III-405*(245).
2. Пока Совет не принял решения, Комиссия может вносить изменения в свое предложение на всем протяжении процедур, ведущих к изданию акта Союза.
Статья III-396
1. Когда согласно Конституции европейские законы или рамочные законы принимаются согласно обычной законодательной процедуре, подлежат применению указанные ниже положения.
2. Комиссия представляет предложение Европейскому парламенту и Совету.
Первое чтение
3. Европейский парламент принимает свою позицию в первом чтении и передает ее Совету.
4. Если Совет одобряет позицию Европейского парламента, - то предложенный акт принимается в редакции, которая соответствует позиции Европейского парламента.
5. Если Совет не одобряет позицию Европейского парламента, то он принимает свою позицию в первом чтении и передает ее Европейскому парламенту.
6. Совет в полной мере информирует Европейский парламент о причинах, которые побудили его принять свою позицию в первом чтении. Комиссия в полной мере информирует Европейский парламент о своей позиции.
Второе чтение
7. Если в течение трех месяцев после данной передачи*(246) Европейский парламент:
а) одобряет позицию Совета в первом чтении или не высказывает своего мнения, то предложенный акт считается принятым в редакции, которая соответствует позиции Совета;
b) большинством членов, входящих в его состав, отклоняет позицию Совета в первом чтении, то предложенный акт считается не принятым;
с) большинством членов, входящих в его состав, предлагает поправки к позиции Совета в первом чтении, то текст с внесенными таким образом поправками передается Совету и Комиссии, которая выносит заключение по данным поправкам.
8. Если в течение трех месяцев после получения поправок Европейского парламента Совет, постановляя квалифицированным большинством:
а) одобряет все поправки, то предложенный акт считается принятым;
b) не одобряет все поправки, то Председатель Совета по соглашению с Председателем Европейского парламента созывает в течение шести недель согласительный комитет.
9. Совет постановляет единогласно в отношении тех поправок, которые получили отрицательное заключение Комиссии.
Согласительная процедура
10. Согласительный комитет, который объединяет членов Совета или их представителей и столько же членов, представляющих Европейский парламент, имеет своей задачей в течение шести недель после своего созыва, исходя из позиций Европейского парламента и Совета во втором чтении, достигнуть соглашения о совместном проекте: квалифицированным большинством членов Совета или их представителей и большинством членов, представляющих Европейский парламент.
11. Комиссия участвует в работе согласительного комитета и выступает с любыми необходимыми инициативами, чтобы содействовать сближению позиций Европейского парламента и Совета.
12. Если в течение шести недель после своего созыва согласительный комитет не одобрит совместный проект, то предложенный акт считается не принятым.
Третье чтение
13. Если в течение указанного срока согласительный комитет одобрит совместный проект, то с момента этого одобрения Европейский парламент и Совет располагают каждый шестью неделями на то, чтобы принять предложенный акт в редакции данного проекта: Европейский парламент - постановляя большинством поданных голосов, а Совет - квалифицированным большинством. Если этого не будет сделано, то предложенный акт считается не принятым.
14. Сроки в три месяца и шесть недель, предусмотренные в настоящей статье, продлеваются, соответственно, максимум на один месяц и на две недели по инициативе Европейского парламента или Совета.
Особые положения
15. Когда в случаях, предусмотренных в Конституции, европейский закон или рамочный закон должен приниматься согласно обычной законодательной процедуре по инициативе группы государств-членов, по рекомендации Европейского центрального банка или по запросу Суда, параграф 2, второе предложение параграфа 6 и параграф 9 не подлежат применению.
В этих случаях Европейский парламент и Совет передают Комиссии проект акта вместе со своими позициями в первом и во втором чтениях. На всем протяжении процедуры Европейский парламент или Совет вправе запрашивать заключение Комиссии, которое последняя может выносить и по своей собственной инициативе. Она также может, если считает это необходимым, участвовать в согласительном комитете в соответствии с параграфом 11.
Статья III-397
Европейский парламент, Совет и Комиссия проводят взаимные консультации и организуют по общему согласию порядок своего сотрудничества. С этой целью при соблюдении Конституции они могут заключать межинституционные соглашения, способные носить обязательный характер.
Статья III-398
1. При выполнении своих задач институты, органы и учреждения Союза опираются на открытую, эффективную и независимую европейскую администрацию.
2. При соблюдении Статута и режима, установленных на основании статьи III-427, европейский закон закрепляет специальные положения с этой целью.
Статья III-399
1. Институты, органы и учреждения Союза обеспечивают прозрачность своей работы и согласно статье I-50 устанавливают в своих внутренних регламентах специальные положения относительно доступа общественности к их документам. Суд Европейского Союза, Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк подчиняются параграфу 3 статьи I-50 и настоящей статье только при осуществлении ими административных функций.
2. Европейский парламент и Совет обеспечивают открытость документов, относящихся к законодательным процедурам, на условиях, которые предусмотрены европейским законом, указанным в параграфе 3 статьи I-50.
Статья III-400
1. Совет принимает европейские регламенты и решения, фиксирующие:
а) оклады, надбавки и пенсии Председателя Европейского совета, Председателя Комиссии, Министра иностранных дел Союза, членов Комиссии, председателей, членов и секретарей Суда Европейского Союза, а также Генерального секретаря Совета;
b) условия труда и, в частности, оклады, надбавки и пенсии Председателя и членов Счетной палаты;
с) любые пособия, выплачиваемые вместо заработной платы лицам, указанным в пунктах "а" и "b".
2. Совет принимает европейские регламенты и решения, фиксирующие жалованье членов Экономического и социального комитета.
Статья III-401
Акты Совета, Комиссии или Европейского центрального банка, возлагающие денежное обязательство на иные лица, нежели государства-члены, выступают в качестве исполнительного документа.
Принудительное исполнение регулируется гражданско-процессуальными нормами, действующими в том государстве-члене, на территории которого оно происходит. Исполнительная надпись ставится без какого-либо иного контроля, помимо проверки подлинности документа, национальным органом, которого назначает с этой целью правительство каждого из государств-членов и о котором оно сообщает Комиссии и Суду Европейского Союза.
После выполнения этих формальностей заинтересованное лицо по его ходатайству может осуществлять принудительное исполнение, обращаясь непосредственно к компетентному органу в соответствии с национальным законодательством.
Принудительное исполнение может быть приостановлено только по решению Суда Европейского Союза. В то же время, контроль правомерности исполнительных действий относится к юрисдикции национальных судов.
<< Раздел VI. Функционирование Союза |
Глава II. >> Финансовые положения |
|
Содержание Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (не был введен в действие) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.