Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III
Политика в других сферах
Отдел 1
Занятость
Статья III-203
Для достижения целей, указанных в статье I-3, Союз и государства-члены в соответствии с настоящим отделом стараются разработать скоординированную стратегию в поддержку занятости и, в частности, содействовать формированию квалифицированной, обученной и умеющей адаптироваться рабочей силы, а также рынков труда, способных оперативно реагировать на экономические изменения.
Статья III-204
1. Государства-члены вносят вклад в реализацию указанных в статье III-203 целей посредством своей политики занятости, методы осуществления которой должны соответствовать главным ориентирам экономической политики государств-членов и Союза, принимаемым согласно параграфу 2 статьи III-179.
2. С учетом национальной практики, относящейся к ответственности социальных партнеров, государства-члены рассматривают повышение занятости в качестве вопроса, представляющего общий интерес, и в соответствии со статьей III-206 координируют в рамках Совета свою деятельность по данному вопросу.
Статья III-205
1. Союз вносит вклад в достижение высокого уровня занятости, поощряя сотрудничество государств-членов, поддерживая и, при необходимости, дополняя их мероприятия. Делая это, Союз полностью соблюдает компетенцию государств-членов в данной сфере.
2. Цель, состоящая в достижении высокого уровня занятости, учитывается при определении и осуществлении всех направлений политики и деятельности Союза.
Статья III-206
1. Европейский совет ежегодно рассматривает состояние занятости в Союзе и, на основе совместного ежегодного доклада Совета и Комиссии, принимает по этому вопросу заключения.
2. Исходя из заключений Европейского совета Совет по предложению Комиссии ежегодно принимает ориентиры, которые государства-члены учитывают в своей политике занятости. Совет постановляет после консультации с Европейским парламентом, Комитетом регионов, Экономическим и социальным комитетом и Комитетом по вопросам занятости.
Данные ориентиры должны соответствовать главным ориентирам, принимаемым согласно параграфу 2 статьи III-179.
3. Каждое государство-член направляет Совету и Комиссии ежегодный доклад об основных мерах, которые оно предприняло для осуществления своей политики занятости в свете указанных в параграфе 2 ориентиров в поддержку занятости.
4. На основе докладов, предусмотренных в параграфе 3, и получив заключение Комитета по вопросам занятости, Совет в свете ориентиров в поддержку занятости ежегодно проверяет, как осуществляется политика занятости государств-членов. Совет, действуя по рекомендации Комиссии, может принимать в адрес государств-членов рекомендации*(126).
5. Исходя из результатов данной проверки Совет и Комиссия представляют Европейскому совету совместный ежегодный доклад о состоянии занятости в Союзе и о претворении в жизнь ориентиров в поддержку занятости.
Статья III-207
Европейский закон или рамочный закон может устанавливать поощрительные мероприятия, которые призваны благоприятствовать сотрудничеству государств-членов и оказывать поддержку их деятельности в сфере занятости с помощью инициатив по развитию обмена информацией и передовой практикой, предоставлению данных сравнительных анализов и советов, продвижению новаторских подходов и оценке накопленного опыта, в том числе с использованием экспериментальных проектов. Он принимается после консультации с Комитетом регионов и Экономическим и социальным комитетом.
Данный европейский закон или рамочный закон не предусматривает гармонизации законодательных и регламентарных положений государств-членов.
Статья III-208
Совет простым большинством принимает европейское решение, учреждающее Комитет по вопросам занятости консультативного характера для развития координации между государствами-членами политики в сфере занятости и рынка труда. Совет постановляет после консультации с Европейским парламентом.
Комитет имеет своей задачей:
а) наблюдать за развитием состояния занятости и политики занятости в Союзе и в государствах-членах;
b) без ущерба статье III-344 формулировать заключения по запросу Совета или Комиссии либо по своей собственной инициативе и содействовать подготовке решений Совета, указанных в статье III-206*(127).
При осуществлении своих полномочий Комитет консультируется с социальными партнерами.
Каждое государство-член и Комиссия назначают двух членов Комитета.
Отдел 2
Социальная политика
Статья III-209
Сознавая основные социальные права, как они изложены в Европейской социальной хартии, подписанной в Турине 18 октября 1961 года, и в Хартии Сообщества об основных социальных правах работников 1989 года*(128), Союз и государства-члены ставят своими целями: повышение занятости, улучшение условий жизни и труда, обеспечивающее их выравнивание при одновременном прогрессе, адекватную социальную защиту, социальный диалог, развитие человеческих ресурсов, позволяющее добиться высокого и стабильного уровня занятости, борьбу с социальной изоляцией.
Для достижения этих целей Союз и государства-члены действуют с учетом разнообразия национальной практики (в частности, в сфере договорных отношений) и необходимости поддерживать конкурентоспособность экономики Союза.
Они полагают, что подобное развитие*(129) послужит результатом как функционирования внутреннего рынка, которое будет способствовать гармонизации социальных систем, так и предусмотренных Конституцией процедур и сближения законодательных, регламентарных и административных положений государств-членов.
Статья III-210
1. Для достижения указанных в статье III-209 целей Союз поддерживает и дополняет деятельность государств-членов в следующих сферах:
а) улучшение, в частности, трудовой среды*(130) в интересах охраны здоровья и безопасности работников;
b) условия труда;
с) социальное обеспечение и социальная защита работников;
d) защита работников в случае расторжения трудового договора;
е) информирование работников и проведение с ними консультаций;
f) представительство и коллективная защита интересов работников и работодателей (в том числе участие работников в управлении предприятием) при соблюдении параграфа 6;
g) условия занятости граждан третьих стран, законно находящихся на территории Союза;
h) интеграция лиц, исключенных с рынка труда, без ущерба статье III-283;
i) равенство женщин и мужчин в том, что касается их возможностей на рынке труда и обращения на рабочем месте;
j) борьба с социальной изоляцией;
k) модернизация систем социальной защиты, без ущерба пункту "с".
2. В целях параграфа 1:
а) европейский закон или рамочный закон может устанавливать меры, которые призваны поощрять сотрудничество государств-членов с помощью инициатив по улучшению знаний, развитию обмена информацией и передовой практикой, продвижению новаторских подходов и оценке накопленного опыта - исключая при этом любую гармонизацию законодательных и регламентарных положений государств-членов;
b) в сферах, указанных в пунктах "а" - "i" параграфа 1, европейский рамочный закон может устанавливать минимальные предписания, вводимые в действие постепенно, с учетом существующих в каждом из государств-членов условий и технических правил. Он избегает наложения таких административных, финансовых и юридических ограничений, которые могли бы послужить препятствием для создания и развития малых и средних предприятий.
Во всех случаях данные европейские законы или рамочные законы принимаются после консультации с Комитетом регионов и Экономическим и социальным комитетом.
3. В отступление от параграфа 2 в сферах, указанных в пунктах "с", "d", "f" и "g" параграфа 1, европейский закон или рамочный закон принимается Советом, постановляющим единогласно после консультации с Европейским парламентом, Комитетом регионов и Экономическим и социальным комитетом.
Совет по предложению Комиссии может принять европейское решение с целью распространять применение обычной законодательной процедуры на пункты "d", "f" и "g" параграфа 1 настоящей статьи. Он постановляет единогласно после консультации с Европейским парламентом.
4. Государство-член может поручать социальным партнерам по их совместному запросу претворение в жизнь европейских рамочных законов, принятых согласно параграфам 2 и 3, либо, когда уместно, претворение в жизнь европейских регламентов или решений, принятых в соответствии со статьей III-212.
В подобном случае государство-член обеспечивает для себя, чтобы не позднее того дня, когда европейский рамочный закон подлежит трансформации*(131), или дня, когда должны быть претворены в жизнь европейский регламент или европейское решение, социальные партнеры ввели в действие необходимые положения посредством соглашения, - причем заинтересованное государство-член должно принять все необходимые меры, позволяющие ему в любой момент времени быть в состоянии гарантировать достижение результатов, предписанных данным рамочным законом, регламентом или решением.
5. Европейские законы или рамочные законы, принимаемые согласно настоящей статье:
а) не посягают на признанное за государствами-членами право определять основополагающие принципы своей системы социального обеспечения и не должны оказывать существенного воздействия на ее финансовое равновесие;
b) не могут препятствовать государствам-членам сохранять или вводить более строгие меры защиты, соответствующие Конституции.
6. Настоящая статья не применяется к заработной плате, праву на объединение, праву на забастовку и праву на локаут.
Статья III-211
1. Комиссия содействует проведению консультаций социальных партнеров на уровне Союза и принимает любые полезные меры с целью облегчить их диалог, заботясь о сбалансированной поддержке сторон.
2. В целях параграфа 1 Комиссия перед внесением предложений в сфере социальной политики консультируется с социальными партнерами по поводу возможной направленности действия Союза.
3. Если после консультации, указанной в параграфе 2, Комиссия приходит к выводу о желательности действия Союза, то она консультируется с социальными партнерами относительно содержания планируемого предложения. Социальные партнеры передают Комиссии заключение или, когда уместно, рекомендацию.
4. По случаю консультаций, указанных в параграфах 2 и 3, социальные партнеры могут проинформировать Комиссию о своем желании начать процесс, предусмотренный в параграфе 1 статье III-212. Длительность этого процесса не может превышать девяти месяцев, если только заинтересованные социальные партнеры и Комиссия совместно не решат о его продлении.
Статья III-212
1. Диалог между социальными партнерами на уровне Союза может приводить, если они того желают, к установлению договорных отношений, в том числе к заключению соглашений*(132).
2. Претворение в жизнь соглашений, заключенных на уровне Союза, осуществляется либо согласно процедурам и практике, которые присущи социальным партнерам и государствам-членам, либо - в сферах, подпадающих под действие статьи III-210, на основании совместного ходатайства подписавших соглашение сторон - посредством европейских регламентов или решений, принимаемых Советом по предложению Комиссии. Европейский парламент подлежит информированию.
Когда соответствующее соглашение включает одно или несколько положений, относящихся к любой сфере, для которой согласно параграфу 3 статьи III-210 требуется единогласие, Совет постановляет единогласно.
Статья III-213
Для достижения указанных в статье III-209 целей и без ущерба другим положениям Конституции Комиссия поощряет сотрудничество государств-членов и способствует координации их мероприятий во всех сферах социальной политики, которые подпадают под действие настоящего отдела, в частности, по вопросам, относящимся к:
а) занятости;
b) трудовому праву и условиям труда;
с) профессиональному обучению и повышению квалификации;
d) социальному обеспечению;
d) защите от несчастных случаев на рабочем месте и профессиональных заболеваний;
е) гигиене труда;
g) праву на объединение в профессиональные союзы и коллективным переговорам между работодателями и работниками.
Для этого Комиссия действует в тесном контакте с государствами-членами путем проведения исследований, дачи заключений и организации консультаций в отношении как проблем, возникающих в национальном масштабе, так и тех, которые представляют интерес для международных организаций: в частности, с помощью инициатив по установлению ориентиров и указателей, организации обмена передовой практикой и подготовке необходимых материалов для периодических наблюдений и оценок. Европейский парламент подлежит информированию в полной мере.
Перед вынесением заключений, предусмотренных настоящей статьей, Комиссия консультируется с Экономическим и социальным комитетом*(133).
Статья III-214
1. Каждое государство-член обеспечивает применение принципа равенства заработной платы между работниками женского и мужского пола за одинаковую работу или за работу одинаковой стоимости.
2. В целях настоящей статьи под "заработной платой" понимаются обычная оплата труда или обычный оклад, имеющие базовый или минимальный характер, и любые иные пособия, выплачиваемые прямо или косвенно, в денежной или натуральной форме работодателем работнику в связи с занятостью последнего*(134).
Равенство заработной платы без дискриминации по признаку пола означает:
а) что вознаграждение за одинаковую работу, оплачиваемую сдельно, устанавливается на базе одной и той же единицы измерения;
b) что вознаграждение за работу, оплачиваемую повременно, является одинаковым для одной и той же трудовой функции.
3. Европейский закон или рамочный закон устанавливает меры с целью обеспечить применение принципа равных возможностей и равноправия женщин и мужчин в вопросах занятости и труда, включая принцип равенства заработной платы за одинаковую работу или за работу одинаковой стоимости. Он принимается после консультации с Экономическим и социальным комитетом.
4. Чтобы на деле обеспечить полное равенство женщин и мужчин в профессиональной жизни, принцип равноправия не препятствует государствам-членам оставлять в силе или принимать меры, которыми предусматриваются специальные преимущества, призванные содействовать осуществлению профессиональной деятельности недостаточно представленным полом либо предотвращать или компенсировать неблагоприятные обстоятельства в профессиональной карьере.
Статья III-215
Государства-члены стараются поддерживать существующую эквивалентность режимов оплачиваемых отпусков.
Статья III-216
Комиссия ежегодно составляет доклад о ходе реализации целей, указанных в статье III-209, в том числе о демографической ситуации в Союзе. Она направляет этот доклад Европейскому парламенту, Совету и Экономическому и социальному комитету.
Статья III-217
Совет простым большинством принимает европейское решение, учреждающее Комитет по социальной защите консультативного характера для развития сотрудничества государств-членов друг с другом и с Комиссией по вопросам социальной защиты. Совет постановляет после консультации с Европейским парламентом.
Комитет имеет своей задачей:
а) наблюдать за социальной ситуацией и за развитием политики социальной защиты в государствах-членах и в Союзе;
b) содействовать обмену государствами-членами друг с другом и с Комиссией информацией, опытом и успешной практикой;
с) без ущерба статье III-344 подготавливать доклады, формулировать заключения или предпринимать иные действия в сферах, относящихся к его ведению, по запросу Совета или Комиссии либо по своей собственной инициативе.
При осуществлении своих полномочий Комитет устанавливает соответствующие контакты с социальными партнерами.
Каждое государство-член и Комиссия назначают двух членов Комитета.
Статья III-218
В своем ежегодном докладе Европейскому парламенту Комиссия посвящает специальную главу развитию социальной ситуации в Союзе.
Европейский парламент может предложить Комиссии подготовить доклады по особым проблемам, касающимся социальной ситуации.
Статья III-219
1. Чтобы улучшить возможности занятости работников в рамках внутреннего рынка и тем самым внести вклад в повышение уровня жизни, учреждается Европейский социальный фонд, целью которого служит содействие формированию внутри Союза благоприятных условий для трудоустройства работников, повышение их географической и профессиональной мобильности, а также облегчение адаптации работников к индустриальным преобразованиям и к развитию производственных систем, в частности, посредством профессионального обучения и профессиональной переподготовки.
2. Управление Фондом осуществляет Комиссия. В выполнении этой задачи ей помогает комитет, возглавляемый одним из членов Комиссии и состоящий из представителей правительств государств-членов и профессиональных организаций работников и работодателей.
3. Европейский закон устанавливает меры по применению*(135) в отношении Фонда. Он принимается после консультации с Комитетом регионов и Экономическим и социальным комитетом.
Отдел 3
Экономическое, социальное и территориальное сплочение*(136)
Статья III-220
Чтобы содействовать гармоничному развитию Союза в целом, последний развивает и продолжает свою деятельность, направленную на укрепление его экономического, социального и территориального сплочения.
В частности, Союз стремится сократить разрыв в уровне развития различных регионов и отставание тех из них, которые находятся в наименее благоприятном положении.
Среди соответствующих регионов особое внимание уделяется сельским районам, местностям, где происходят индустриальные преобразования, и регионам, которые страдают от серьезных и постоянных препятствий своему развитию, обусловленных природными или демографическими факторами, таким как регионы крайнего севера с очень низкой плотностью населения, островные, трансграничные и горные регионы*(137).
Статья III-221
Государства-члены проводят свою экономическую политику и координируют ее также ради достижения целей, указанных в статье III-220*(138). Разработка и осуществление политики и деятельности Союза, равно как и создание внутреннего рынка учитывают эти цели и вносят вклад в их реализацию. Союз, кроме того, поддерживает достижение этих целей с помощью деятельности, которую он проводит через фонды структурного назначения*(139) (Европейский фонд по ориентированию и предоставлению гарантий для сельского хозяйства: отдел "ориентирование"; Европейский социальный фонд; Европейский фонд регионального развития), через Европейский инвестиционный банк и через другие существующие финансовые инструменты.
Каждые три года Комиссия представляет Европейскому парламенту, Совету, Комитету регионов и Экономическому и социальному комитету доклад о прогрессе, достигнутом в реализации экономического, социального и территориального сплочения, и о том, как этому способствовали различные средства, предусмотренные в настоящей статье. В случае необходимости подобный доклад сопровождается уместными предложениями.
Европейский закон или рамочный закон может устанавливать любые специфические меры, не связанные с деятельностью фондов, без ущерба мерам, принятым в рамках других направлений политики Союза. Он принимается после консультации с Комитетом регионов и Экономическим и социальным комитетом.
Статья III-222
Европейский фонд регионального развития призван способствовать исправлению основных региональных диспропорций в рамках Союза путем участия в развитии и структурной адаптации регионов, отстающих в своем развитии, и в переквалификации промышленных регионов, находящихся в упадке.
Статья III-223
1. Без ущерба статье III-224 европейский закон определяет задачи, приоритетные цели и организацию фондов структурного назначения (что может повлечь за собой объединение фондов), общие правила, подлежащие применению к фондам, а также положения, необходимые для обеспечения их эффективности и для координации фондов между собой и с другими существующими финансовыми инструментами.
Фонд сплочения, учреждаемый европейским законом, вносит финансовый вклад в реализацию проектов в сфере окружающей среды и в сфере транъевропейских сетей, относящихся к транспортной инфраструктуре.
Во всех случаях данный европейский закон принимается после консультации с Комитетом регионов и Экономическим и социальным комитетом.
2. Первые положения о фондах структурного назначения и о Фонде сплочения, принимаемые вслед за теми, которые действовали на день подписания Договора, устанавливающего Конституцию для Европы, закрепляются европейским законом Совета. Совет постановляет единогласно после одобрения Европейского парламента.
Статья III-224
Европейский закон устанавливает меры по применению*(140) в отношении Европейского фонда регионального развития. Он принимается после консультации с Комитетом регионов и Экономическим и социальным комитетом.
В том, что касается Европейского фонда по ориентированию и предоставлению гарантий для сельского хозяйства (отдел "ориентирование") и Европейского социального фонда, применяются, соответственно, статья III-231 и параграф 3 статьи III-219.
Отдел 4
Сельское хозяйство и рыболовство
Статья III-225
Союз определяет и проводит общую политику в отношении сельского хозяйства и рыболовства.
Под "сельскохозяйственными продуктами" понимаются продукты земледелия, животноводства, рыболовства и находящиеся в прямом к ним отношении продукты первичной переработки. Ссылки на общую сельскохозяйственную политику или на сельское хозяйство и употребление термина "сельскохозяйственный" подразумевают также рыболовство с учетом особенностей данного сектора.
Статья III-226
1. Внутренний рынок распространяется на сельское хозяйство и на торговлю сельскохозяйственными продуктами.
2. Правила, установленные для создания или функционирования внутреннего рынка, подлежат применению к сельскохозяйственным продуктам, если иное не предусмотрено статьями III-227 - III-232
3. Под действие статей III-227 - III-232 подпадают продукты, перечисленные в приложении I.
4. Функционирование и развитие внутреннего рынка для сельскохозяйственных продуктов должно сопровождаться общей сельскохозяйственной политикой.
Статья III-227
1. Общая сельскохозяйственная политика ставит целями:
а) увеличить продуктивность сельского хозяйства, развивая технический прогресс и обеспечивая рациональное развитие сельскохозяйственного производства, а также оптимальное использование производственных факторов, в частности, рабочей силы;
b) обеспечить тем самым достойный уровень жизни сельскохозяйственного населения, особенно, путем повышения индивидуального дохода лиц, которые трудятся в сельском хозяйстве;
с) стабилизировать рынки;
d) гарантировать надежность снабжения;
е) обеспечить разумные цены на продукцию, поставляемую потребителям.
2. При разработке общей сельскохозяйственной политики и специальных методов, которые она может задействовать, учитываются:
а) особый характер сельскохозяйственной деятельности, вытекающий из социальной структуры сельского хозяйства, из структурных и природных несоответствий между различными сельскохозяйственными регионами;
b) необходимость в постепенном осуществлении уместных преобразований;
с) тот факт, что в государствах-членах сельское хозяйство выступает в качестве сектора, тесно связанного с экономикой в целом.
Статья III-228
Для достижения указанных в статье III-227 целей вводится общая организация сельскохозяйственных рынков.
В зависимости от вида продуктов данная организация принимает одну из следующих форм:
а) общие правила по вопросам конкуренции;
b) обязательная координация различных национальных организаций рынка;
c) европейская организация рынка.
2. Общая организация в каждой из форм, предусмотренных в параграфе 1, может включать в себя любые меры, необходимые для достижения целей, указанных в статье III-227, в частности: регулирование цен; дотации в отношении производства и сбыта различных продуктов; системы, посредством которых осуществляется создание запасов и перенос их остатков на последующие периоды; общие механизмы стабилизации импорта или экспорта.
Общая организация должна ограничиваться достижением целей, указанных в статье III-227, и исключать любую дискриминацию между производителями или потребителями Союза.
Возможная общая политика цен должна базироваться на общих критериях и единообразных расчетных методах.
3. Чтобы позволить общей организации, указанной в параграфе 1, достигнуть своих целей, допускается создание одного или нескольких фондов по ориентированию и предоставлению гарантий для сельского хозяйства*(141).
Статья III-229
Чтобы обеспечить возможность достижения целей, указанных в статье III-227, в рамках общей сельскохозяйственной политики, в частности, могут предусматриваться:
а) эффективная координация усилий, предпринимаемых в сферах профессионального обучения, научных исследований и распространения агрономических знаний, которая способна включать в себя совместно финансируемые проекты или институты;
b) совместные действия, направленные на увеличение потребления определенных продуктов.
Статья III-230
1. Отдел о правилах конкуренции*(142) применяется к производству сельскохозяйственных продуктов и торговле ими лишь в той мере, какую установит согласно параграфу 2 статьи III-231 европейский закон или рамочный закон с учетом целей, указанных в статье III-227.
2. Совет по предложению Комиссии может принимать европейский регламент или европейское решение, санкционирующие выделение помощи:
а) для защиты хозяйств, находящихся в неблагоприятном положении ввиду структурных или природных условий;
b) в рамках программ экономического развития.
Статья III-231
1. Комиссия представляет предложения по разработке и проведению общей сельскохозяйственной политики, включая замену национальных организаций одной форм общей организации, предусмотренных в параграфе 1 статьи III-228, а также предложения по осуществлению мер, предусмотренных в настоящем отделе.
Эти предложения учитывают взаимозависимость сельскохозяйственных вопросов, упомянутых в настоящем отделе.
2. Европейский закон или рамочный закон вводит общую организацию сельскохозяйственных рынков, предусмотренную в параграфе 1 статьи III-228, а также устанавливает другие положения, необходимые для достижения целей общей политики в отношение сельского хозяйства и рыболовства. Он принимается после консультации с Экономическим и социальным комитетом.
3. Совет по предложению Комиссии принимает европейские регламенты или решения о фиксировании цен, об отчислениях, о помощи и количественных ограничениях, а также об установлении и распределении квот на рыболовство.
4. Общая организация, предусмотренная в параграфе 1 статьи III-228, может быть введена вместо национальных организаций рынка согласно условиям, предусмотренным в параграфе 2, в том случае, если:
а) общая организация предоставляет государствам-членам, возражающим против такой меры и располагающим своей собственной национальной организацией для соответствующего производства, эквивалентные гарантии в отношении занятости и уровня жизни заинтересованных производителей с учетом темпов возможной адаптации и необходимой специализации, и
b) данная организация обеспечивает для торговли внутри Союза условия, аналогичные тем, какие существуют в рамках национального рынка.
5. Если введена общая организация для отдельных видов сырья, но еще не существует общей организации для соответствующих продуктов переработки, то данные виды сырья, когда они используются в целях получения продуктов переработки, идущих на экспорт в третьи страны, могут импортироваться в Союз из-за рубежа.
Статья III-232
Если в каком-либо государстве-члене некоторый продукт служит объектом национальной организации рынка или любого равнозначного внутреннего регулирования, которые влияют на конкурентное положение сходной продукции в другом государстве-члене, то государствами-членами применяется компенсационный сбор на импорт данного продукта из государства-члена, где существуют подобная организация или регулирование, если только это государство-член не применяет компенсационного сбора при его экспорте.
Комиссия принимает европейские регламенты или решения, фиксирующие размер данных сборов на таком уровне, какой необходим для восстановления равновесия. Комиссия также может разрешить осуществление других мер на условиях и в порядке, ею определенных.
Отдел 5
Окружающая среда
Статья III-233
1. Политика Союза в сфере окружающей среды способствует достижению следующих целей:
а) сохранение, защита и повышение качества окружающей среды;
b) охрана здоровья людей;
с) осмотрительное и рациональное использование природных ресурсов;
d) содействие на международной арене мерам, направленным на решение региональных или глобальных проблем окружающей среды.
2. Политика Союза в сфере окружающей среды стремится к достижению высокого уровня ее охраны с учетом разнообразия ситуаций в различных регионах Союза. Она основана на следующих принципах: принципы предосторожности и профилактических действий; принцип устранения ущерба окружающей среде путем обращения, прежде всего, к его источнику; принцип "загрязнитель платит".
В этом контексте меры по гармонизации, отвечающие потребностям в сфере охраны окружающей среды, включают в соответствующих случаях защитную оговорку, которая позволяет государствам-членам, исходя из природоохранных мотивов неэкономического характера, принимать временные меры, подпадающие под действие процедуры контроля со стороны Союза.
3. При разработке своей политики в сфере окружающей среды Союз учитывает:
а) имеющиеся научные и технические данные;
b) природные условия в различных регионах Союза;
c) преимущества и издержки, которые могут повлечь за собой действие или бездействие;
d) экономическое и социальное развитие Союза в целом и сбалансированное развитие его регионов.
4. В рамках своей соответствующей компетенции Союз и государства-члены сотрудничают с третьими странами и компетентными международными организациями. Условия сотрудничества, осуществляемого Союзом, могут выступать предметом соглашений между ним и заинтересованными третьими сторонами.
Первый абзац не наносит ущерба компетенции государств-членов вести переговоры в рамках международных инстанций и заключать международные соглашения.
Статья III-234
1. Европейский закон или рамочный закон устанавливает меры, которые необходимо предпринять для достижения указанных в статье III-233 целей. Он принимается после консультации с Комитетом регионов и Экономическим и социальным комитетом.
2. В отступление от параграфа 1 и без ущерба статье III-172 Совет единогласно принимает европейские законы или рамочные законы, устанавливающие:
а) положения, которые имеют преимущественно налоговый характер;
b) меры, воздействующие на:
i) благоустройство территории;
ii) количественное управление водными ресурсами либо прямо или косвенно влияющие на обеспеченность подобными ресурсами;
iii) назначение земель, кроме управления отходами;
с) меры, которые оказывают заметное воздействие на выбор государств-членов между разными источниками энергии и на общую структуру их энергоснабжения.
Совет по предложению Комиссии может единогласно принять европейское решение с целью распространить применение обычной законодательной процедуры на сферы, указанные в первом абзаце настоящего параграфа.
Во всех случаях Совет постановляет после консультации с Европейским парламентом, Комитетом регионов и Экономическим и социальным комитетом.
3. Европейский закон устанавливает программы действий общего характера, которые фиксируют цели, подлежащие достижению в приоритетном порядке. Он принимается после консультации с Комитетом регионов и Экономическим и социальным комитетом.
Меры, необходимые для реализации этих программ, принимаются в соответствии с условиями, предусмотренными, в зависимости от случая, в параграфах 1 или 2.
4. Без ущерба отдельным мерам, принимаемым Союзом, государства-члены обеспечивают финансирование и исполнение политики в сфере окружающей среды.
5. Без ущерба принципу "загрязнитель платит", когда основанная на параграфе 1 мера вызывает расходы, признанные несоразмерными для публичных властей отдельного государства-члена, эта мера предусматривает в соответствующей форме:
а) временные изъятия и/или
b) финансовую поддержку из Фонда сплочения.
6. Охранительные меры*(143), принимаемые согласно настоящей статье, не являются препятствием для сохранения или введения любым государством-членом более строгих охранительных мер. Эти меры должны соответствовать Конституции. О них уведомляется Комиссия.
Отдел 6
Защита потребителей
Статья III-235
1. Чтобы содействовать интересам потребителей и обеспечить высокий уровень их защиты, Союз вносит вклад в охрану здоровья, безопасности и экономических интересов потребителей, а также в развитие их права на информацию, на обучение и на самоорганизацию для защиты своих интересов.
2. Союз способствует достижению указанных в параграфе 1 целей посредством:
а) мер, принимаемых на основании статьи III-172 в рамках создания или функционирования внутреннего рынка;
b) мер, которые поддерживают и дополняют политику, проводимую государствами-членами, и обеспечивают наблюдение за ней.
3. Европейский закон или рамочный закон устанавливает меры, предусмотренные в пункте "b" параграфа 2. Он принимается после консультации с Экономическим и социальным комитетом.
4. Акты, принимаемые согласно параграфу 3, не могут препятствовать государству-члену сохранять или вводить более строгие защитные положения*(144). Такие положения должны соответствовать Конституции. О них уведомляется Комиссия.
Отдел 7
Транспорт
Статья III-236
1. Достижение целей Конституции применительно к сфере, регулируемой настоящим отделом, осуществляется в рамках общей транспортной политики.
2. Европейский закон или рамочный закон претворяет в жизнь параграф 1 с учетом особенностей транспорта. Он принимается после консультации с Комитетом регионов и Экономическим и социальным комитетом.
Данный европейский закон или рамочный закон устанавливает:
а) общие правила, подлежащие применению к международным транспортным перевозкам, которые осуществляются с территории или на территорию государства-члена либо проходят через территорию одного или нескольких государств-членов;
b) условия допуска перевозчиков-нерезидентов к национальным транспортным перевозкам в государстве-члене;
c) меры, позволяющие улучшить безопасность транспортных перевозок;
d) любые другие полезные меры.
3. В ходе принятия указанного в параграфе 2 европейского закона или рамочного закона учитываются случаи, когда применение такого закона могло бы оказать серьезное воздействие на уровень жизни и занятость в некоторых регионах, а также на эксплуатацию транспортного оборудования.
Статья III-237
До принятия указанного в параграфе 2 статьи III-236 европейского закона или рамочного закона ни одно из государств-членов не может делать различные положения, регулировавшие данную сферу по состоянию на 1 января 1958 г.*(145) (или, для присоединяющихся государств - по состоянию на день их присоединения), менее благоприятными, прямо или косвенно, для перевозчиков из других государств-членов по сравнению с национальными перевозчиками - если только Совет единогласно не принял европейское решение, предоставляющие изъятие.
Статья III-238
Является совместимой с Конституцией помощь*(146), которая отвечает потребностям в координации транспортных перевозок или соответствует возмещению расходов по исполнению некоторых обязанностей, свойственных понятию публичной службы*(147).
Статья III-239
Любая мера в области транспортных тарифов и условий транспортных перевозок, принимаемая в рамках Конституции, должна учитывать экономическое положение перевозчиков.
Статья III-240
1. В транспортном сообщении внутри Союза запрещается дискриминация в виде применения перевозчиком - для одних и тех же товаров и на одних и тех же транспортных путях - тарифов и условий перевозки, различающихся в зависимости от государства-члена происхождения или от места назначения перевозимой продукции.
2. Параграф 1 не исключает возможности принятия иных европейских законов или рамочных законов на основании параграфа 2 статьи III-236.
3. Совет по предложению Комиссии принимает европейские регламенты или решения, обеспечивающие претворение в жизнь параграфа 1. Он постановляет после консультации с Европейским парламентом и Экономическим и социальным комитетом.
В частности, Совет может принимать европейские регламенты или решения, необходимые для того, чтобы позволить институтам следить за соблюдением правила, предусмотренного в параграфе 1, а потребителям - использовать его в полной мере.
4. Комиссия по своей собственной инициативе или по запросу государства-члена расследует случаи дискриминации, предусмотренные в параграфе 1, и после консультации со всеми заинтересованными государствами-членами принимает на основе европейских регламентов и решений, указанных в параграфе 3, необходимые европейские решения.
Статья III-241
1. Возложение государством-членом обязанности по применению к транспортным перевозкам, осуществляемым внутри Союза, таких тарифов и условий, которые включают в себя любые элементы поддержки или защиты в интересах одного или нескольких конкретных предприятий или промыслов, запрещается, если только оно не санкционировано европейским решением Комиссии.
2. Комиссия по своей собственной инициативе или по запросу государства-члена проверяет указанные в параграфе 1 тарифы и условия, принимая во внимание, в частности, потребности соответствующей региональной экономической политики, нужды регионов, отстающих в своем развитии, и проблемы регионов, серьезно затронутых политическими обстоятельствами - с одной стороны, и воздействие этих тарифов и условий на конкуренцию между средствами транспорта - с другой стороны.
После консультации со всеми заинтересованными государствами-членами Комиссия принимает необходимые европейские решения.
3. Предусмотренный в параграфе 1 запрет не применяется к тарифам, направленным на обеспечение конкуренции.
Статья III-242
Сборы и платежи, которые независимо от транспортных тарифов взымаются перевозчиком за пересечение границ, не должны превышать разумного уровня, с учетом реальных издержек, действительно вызываемых таким пересечением.
Государства-члены прилагают усилия по сокращению данных издержек.
Комиссия может направлять государствам-членам рекомендации в целях применения настоящей статьи.
Статья III-243
Положения настоящего отдела не служат препятствием для мер, принимаемых в Федеративной Республике Германия, насколько эти меры являются необходимыми в целях компенсации неблагоприятных экономических последствий, вызванных разделением Германии для хозяйства некоторых земель Федеративной Республики, которые пострадали от данного разделения. Через пять лет после вступления в силу Договора, устанавливающего Конституцию для Европы, Совет по предложению Комиссии может принять европейское решение, отменяющее настоящую статью*(148).
Статья III-244
При Комиссии учреждается комитет консультативного характера в составе экспертов, назначаемых правительствами государств-членов. Комиссия консультируется с данным комитетом по вопросам транспорта, когда считает это полезным.
Статья III-245
1. Настоящий отдел применяется к железнодорожному, автомобильному и внутреннему водному транспорту.
2. Европейский закон или рамочный закон может устанавливать соответствующие меры для морского и воздушного судоходства. Он принимается после консультации с Комитетом регионов и Экономическим и социальным комитетом.
Отдел 8
Трансъевропейские сети
Статья III-246
1. Чтобы содействовать достижению целей, предусмотренных в статьях III-130 и III-220, и обеспечить гражданам Союза, хозяйствующим субъектам, а также региональным и местным коллективам возможность в полной мере использовать преимущества, вытекающие из создания пространства без внутренних границ, Союз вносит вклад в сооружение и развитие трансъевропейских сетей в секторах транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктуры.
2. В рамках системы открытых и конкурентных рынков деятельность Союза призвана способствовать установлению взаимосвязи и взаимной совместимости национальных сетей, а также создавать благоприятные условия для доступа к этим сетям. Она учитывает, в частности, необходимость связать с центральными регионами Союза его островные, анклавные и периферийные регионы.
Статья III-247
1. Для достижения указанных в статье III-246 целей Союз:
а) разрабатывает комплекс ориентиров, который охватывает цели, приоритеты и главные направления мероприятий, планируемых в сфере трансъевропейских сетей; этими ориентирами определяются проекты, имеющие общий интерес;
b) осуществляет любые мероприятия, которые могут потребоваться для обеспечения взаимной совместимости сетей, в частности, в области гармонизации технических норм;
с) может оказывать поддержку проектам, имеющим общий интерес, которые финансируются государствами-членами и определены в рамках ориентиров, предусмотренных в пункте "а", в частности, в форме анализов на предмет их осуществимости, гарантий займов или субсидий на выплату процентов по займам; Союз также может вносить вклад в финансирование в государствах-членах специальных проектов в области транспортной инфраструктуры с помощью Фонда сплочения*(149).
Деятельность Союза учитывает потенциальную экономическую жизнеспособность проектов.
2. Европейский закон или рамочный закон устанавливает ориентиры и иные меры, указанные в параграфе 1. Он принимается после консультации с Комитетом регионов и Экономическим и социальным комитетом.
Ориентиры и проекты, имеющие общий интерес, которые затрагивают территорию какого-либо государства-члена, требуют согласия соответствующего государства-члена.
3. Государства-члены во взаимосвязи с Комиссией координирует между собой политику, проводимую на национальном уровне, которая способна оказывать значительное влияние на достижение целей, указанных в статье III-246. Комиссия в тесном сотрудничестве с государствами-членами может предпринимать любые инициативы, полезные для содействия этой координации.
4. Союз может сотрудничать с третьими странами в целях осуществления проектов, имеющих общий интерес, и обеспечения взаимной совместимости сетей.
Отдел 9
Научные исследования, технологическое развитие и космос
Статья III-248
1. Деятельность Союза направлена на укрепление его научных и технологических основ путем формирования европейского пространства научных исследований со свободным перемещением исследователей, научных познаний и технологий, на создание благоприятных условий развитию конкурентоспособности Союза, в том числе конкурентоспособности его промышленности, а также на содействие научно-исследовательским мероприятиям, которые признаны необходимыми согласно другим главам Конституции.
2. В целях, указанных в параграфе 1, Союз на всем своем пространстве поощряет предприятия (в том числе малые и средние), научно-исследовательские центры и университеты в их усилиях по проведению высококачественных исследований и достижению высококачественного технологического развития. Союз оказывает поддержку их усилиям по осуществлению сотрудничества, стремясь, в частности, обеспечить возможность исследователям свободно сотрудничать через границы, а предприятиям - использовать потенциал внутреннего рынка, особенно, при помощи установления открытости национальных публичных сделок*(150), определения общих стандартов и устранения юридических и налоговых препятствий этому сотрудничеству.
3. Все мероприятия Союза в сфере научных исследований и технологического развития, в том числе демонстрационные проекты, утверждаются и реализуются в соответствии с настоящим отделом*(151).
Статья III-249
При достижении указанных в статье III-248 целей Союз проводит следующие мероприятия, которые дополняют собой действия, предпринимаемые в государствах-членах:
а) реализация научно-исследовательских программ, программ технологического развития и демонстрационных программ, содействуя сотрудничеству с предприятиями, научно-исследовательскими центрами, университетами и их сотрудничеству между собой;
b) содействие сотрудничеству с третьими странами и международными организациями по вопросам научных исследований, технологического развития и демонстрационных проектов, осуществляемых в Союзе;
с) распространение и внедрение результатов деятельности в сфере научных исследований, технологического развития и демонстрационных проектов, осуществляемых в Союзе;
d) стимулирование подготовки и мобильности исследователей в Союзе.
Статья III-250
1. Союз и государства-члены координируют свою деятельность в сфере научных исследований и технологического развития, чтобы обеспечить взаимную согласованность национальной политики и политики Союза.
2. Комиссия, действуя в тесном сотрудничестве с государствами-членами, может предпринимать любые инициативы, полезные для содействия предусмотренной в параграфе 1 координации, в частности, инициативы по установлению ориентиров и указателей, по организации обмена передовой практикой и по подготовке необходимых материалов для периодических наблюдений и оценок. Европейский парламент подлежит информированию в полной мере.
Статья III-251
1. Европейский закон устанавливает многолетнюю рамочную программу, в которой отражается весь комплекс мероприятий, финансируемых Союзом. Он принимается после консультации с Экономическим и социальным комитетом.
Рамочная программа:
а) устанавливает научные и технологические цели, которые подлежат реализации с помощью мероприятий, предусмотренных в статье III-249, и связанные с ними приоритеты;
b) указывает главные направления этих мероприятий;
c) фиксирует общую максимальную сумму и порядок финансового участия Союза в рамочной программе, а также соответствующие доли в отношении каждого из запланированных мероприятий.
2. Многолетняя рамочная программа адаптируется и дополняется исходя из изменений в ситуации.
3. Европейский закон Совета устанавливает специальные программы, которые претворяют в жизнь многолетнюю рамочную программу в отношении каждого из мероприятий. В каждой специальной программе определяется порядок ее реализации, фиксируется ее продолжительность и предусматриваются средства, признанные необходимыми. Совокупная величина признанных необходимыми сумм, которые предусматриваются специальными программами, не может превышать общей максимальной суммы, зафиксированной для рамочной программы и для каждого мероприятия. Данный закон принимается после консультации с Европейским парламентом и Экономическим и социальным комитетом.
4. В дополнение к мероприятиям, предусмотренным в многолетней рамочной программе, европейский закон устанавливает меры, которые необходимы для формирования европейского пространства научных исследований. Он принимается после консультации с Экономическим и социальным комитетом.
Статья III-252
1. В целях реализации многолетней рамочной программы европейский закон или рамочный закон устанавливает:
а) правила участия предприятий, научно-исследовательских центров и университетов;
b) правила, подлежащие применению к распространению результатов научных исследований.
Данный европейский закон или рамочный закон принимается после консультации с Экономическим и социальным комитетом.
2. В ходе реализации многолетней рамочной программы европейский закон может устанавливать дополнительные программы, в которых участвуют только некоторые государства-члены, обеспечивающие их финансирование при условии возможного участия Союза.
Данный европейский закон фиксирует правила, подлежащие применению к дополнительным программам, в частности, по вопросам распространения знаний и доступа других государств-членов. Он принимается после консультации с Экономическим и социальным комитетом и с согласия заинтересованных государств-членов.
3. В ходе реализации многолетней рамочной программы европейский закон с согласия заинтересованных государств-членов может предусматривать участие*(152) в программах научных исследований и развития*(153), которые осуществляются несколькими государствами-членами, в том числе участие в структурах, созданных для исполнения этих программ.
Данный европейский закон принимается после консультации с Экономическим и социальным комитетом.
4. В ходе реализации многолетней рамочной программы Союз может предусматривать сотрудничество с третьими странами или международными организациями по вопросам осуществляемых в нем научных исследований, технологического развития и демонстрационных проектов.
Порядок этого сотрудничества может выступать предметом соглашений между Союзом и заинтересованными третьими сторонами.
Статья III-253
Совет по предложению Комиссии может принимать европейские регламенты или решения о создании совместных предприятий или любых других структур, необходимых для эффективной реализации научно-исследовательских программ, программ технологического развития и демонстрационных программ Союза. Совет постановляет после консультации с Европейским парламентом и с Экономическим и социальным комитетом.
Статья III-254
1. В целях содействия научно-техническому прогрессу, промышленной конкурентоспособности и осуществлению всех направлений своей политики Союз разрабатывает европейскую космическую политику. Для этого он может поощрять совместные инициативы, оказывать поддержку научным исследованиям и технологическому развитию, координировать усилия, необходимые для изучения и использования космического пространства.
2. Чтобы способствовать достижению указанных в параграфе 1 целей, европейский закон или рамочный закон устанавливает необходимые меры, которые могут выступать в форме европейской космической программы.
3. Союз устанавливает любые полезные взаимосвязи с Европейским космическим агентством.
Статья III-255
В начале каждого года Комиссия представляет доклад Европейскому парламенту и Совету. Этот доклад, в частности, посвящается деятельности, которая проводилась в сфере научных исследований, технологического развития и распространения их результатов в течение предшествующего года, и программе работы на текущий год.
Отдел 10
Энергия
Статья III-256
1. В рамках создания или функционирования внутреннего рынка и с учетом потребности в сохранении и повышении качества окружающей среды политика Союза в энергетической сфере ставит целями:
а) обеспечить функционирование энергетического рынка;
b) обеспечить надежность энергоснабжения в Союзе, и
с) содействовать энергетической эффективности и экономии энергии, а также развитию новых и возобновляемых форм энергии.
2. Без ущерба применению других положений Конституции европейский закон или рамочный закон устанавливает меры, необходимые для достижения указанных в параграфе 1 целей. Он принимается после консультации с Комитетом регионов и Экономическим и социальным комитетом.
Данный европейский закон или рамочный закон не затрагивает права государств-членов определять условия эксплуатации своих энергетических ресурсов, их выбор между разными источниками энергии и общую структуру их энергоснабжения, без ущерба пункту "с" параграфа 2 статьи III-234.
3. В отступление от параграфа 2, когда предусмотренные меры носят преимущественно налоговый характер, их устанавливает европейский закон или рамочный закон Совета. Совет постановляет единогласно после консультации с Европейским парламентом*(154).
<< Статья III-177 Статья III-177 |
Глава IV. >> Пространство свободы, безопасности и правосудия |
|
Содержание Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (не был введен в действие) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.