Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья I-41
Специальные положения, относящиеся к общей политике безопасности и обороны
1. Общая политика безопасности и обороны является составной частью общей внешней политики и политики безопасности. Она обеспечивает Союзу способность к оперативным действиям, опирающуюся на гражданские и военные средства. Союз может прибегать к данным средствам при осуществлении миссий за его пределами с целью обеспечить поддержание мира, предотвращение конфликтов и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций. Основой для выполнения этих задач служат потенциалы, предоставляемые государствами-членами.
2. Общая политика безопасности и обороны включает в себя поступательную разработку общей оборонной политики Союза. Данная политика приведет к общей обороне, как только Европейский совет, постановляя единогласно, решит об этом. В подобном случае Европейский совет рекомендует государствам-членам принять решение в данном направлении в соответствии с конституционными правилами каждого из них.
Политика Союза в значении настоящей статьи не затрагивает особого характера политики безопасности и обороны некоторых государств-членов*(63); она уважает обязательства, вытекающие из Североатлантического договора для отдельных государств-членов, которые считают, что их общая оборона реализуется в рамках Организации Североатлантического договора*(64), и является совместимой с общей политикой безопасности и обороны, установленной в этих рамках*(65).
3. Для реализации общей политики безопасности и обороны государства-члены предоставляют в распоряжение Союза гражданские и военные потенциалы, чтобы содействовать целям, установленным Советом. Государства-члены, которые учреждают между собой многонациональные силы, также могут предоставлять их в распоряжение общей политики безопасности и обороны.
Государства-члены обязуются постепенно улучшать свои военные потенциалы. Учреждается Европейское агентство в сфере развития военных потенциалов, научных исследований, закупок и вооружений (Европейское оборонное агентство), призванное выявлять оперативные потребности, содействовать мерам по их удовлетворению, вносить вклад в определение и, когда уместно, в реализацию любой меры, полезной для укрепления индустриальной и технологической базы оборонного сектора, участвовать в разработке европейской политики в отношении потенциалов и вооружений, а также оказывать помощь Совету в оценке степени улучшения военных потенциалов*(66).
4. Европейские решения по вопросам общей политики безопасности и обороны, в том числе решения о начале осуществления какой-либо из миссий, указанных в настоящей статье*(67), принимаются Советом, который постановляет единогласно по предложению Министра иностранных дел Союза или по инициативе государства-члена. Министр иностранных дел Союза, при необходимости, совместно с Комиссией, может предложить задействовать национальные средства, а также инструменты Союза.
5. Совет в рамках Союза может поручать реализацию какой-либо миссии группе государств-членов с целью обеспечить защиту ценностей Союза и послужить его интересам. Реализация подобной миссии регулируется статьей III-310.
6. Государства-члены, которые отвечают более высоким критериям военных потенциалов и приняли на себя в данной сфере более жесткие обязательства с целью выполнения максимально сложных миссий, устанавливают постоянное организованное сотрудничество в рамках Союза. Данное сотрудничество регулируется статей III-312. Оно не затрагивает положений статьи III-309*(68).
7. В случае, если государство-член подвергнется вооруженной агрессии на его территории, другие государства-члены должны оказать ему помощь и содействие всеми возможными средствами в соответствии со статей 51 Устава Организации Объединенных Наций*(69). Это не затрагивает особого характера политики безопасности и обороны некоторых государств-членов.
Обязательства и сотрудничество в данной области продолжают соответствовать обязательствам, принятым в рамках Организации Североатлантического Договора, которая для государств, входящих в ее состав, остается фундаментом их коллективной обороны и инстанцией для ее осуществления.
8. С Европейским парламентом регулярно проводятся консультации в отношении главных аспектов и основополагающих приоритетов общей политики безопасности и обороны. Европейский парламент информируется о ее развитии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.