Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 мая 2005 г. N 03-05-01-02/4
Вопрос: В статью 217 Налогового кодекса РФ федеральным законом N 212 от 30.12.2004 были внесены изменения, касающиеся освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц сумм единовременной материальной помощи. В частности, абзацем 4 пункта 8 статьи 217 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации.
Понятие "единовременная материальная помощь" законодательными актами Российской Федерации не раскрыто. В этой связи на практике возникают проблемы в применении льготы, предусмотренной абзацем 4 пункта 8 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации. Инспекции Федеральной налоговой службы России не могут дать однозначного ответа, какие виды материальной помощи попадают под понятие "единовременная материальная помощь".
В целях единообразного применения положений Налогового кодекса Российской Федерации прошу разъяснить, какие выплаты, производимые благотворительным фондом, зарегистрированном в установленном законом порядке, будут отнесены к единовременным:
1) ежемесячная материальная помощь в виде доплаты к пенсии, выплачиваемая в соответствии с благотворительной программой;
2) благотворительная материальная помощь (не более 1 раза в отчетный налоговый период) в виде оплаты лекарств, стоимости лечения, предоставления путевок, помощь в связи со смертью близких, помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
3) благотворительная материальная помощь (не более 1 раза в отчетный налоговый период) в виде: выдачи талонов на питание, подарков к различным датам (День пожилых людей, юбилей и т.д.), перевозки груза, выдачи денежных средств на оплату коммунальных платежей, подписные издания и т.д.
Денежная помощь благотворительных организаций является жизненно необходимой для социально незащищенных категорий населения, и прояснение позиции налогового органа позволит благотворительным организациям производить выплаты и удерживать налог на доходы физических лиц в строгом соответствии с законодательством.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу освобождения от налогообложения сумм единовременной материальной помощи в виде благотворительной помощи, оказываемой российскими и иностранными благотворительными организациями физическим лицам, и сообщает следующее.
С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон N 212-ФЗ "О внесении изменений в статьи 212 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации", в соответствии с которым внесена поправка в абзац 4 пункта 8 статьи 217 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с данной поправкой была исключена норма об утверждении Правительством Российской Федерации перечней российских и иностранных благотворительных организаций. Начиная с 2005 года предусмотрено освобождение от налогообложения сумм единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительная помощь осуществляется в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы, а также оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам и т.д.
Таким образом, если единовременная материальная помощь оказывается в виде благотворительной помощи (денежной и натуральной формах) зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями в целях улучшения материального положения граждан, перечисленных вышеназванным законом, то данные суммы начиная с 2005 года не будут облагаться налогом на доходы физических лиц.
Кроме того, статьей 216 Кодекса определено, что налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год. Под понятие "единовременная материальная помощь" подпадает такая материальная помощь, которая предоставляется на определенные цели не более одного раза в налоговом периоде.
Ежемесячная материальная помощь в виде доплаты к пенсии в качестве единовременной помощи рассматриваться не может.
Заместитель директора |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 мая 2005 г. N 03-05-01-02/4
Текст письма официально опубликован не был