Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 17 мая 2005 г. N 03-05-01-04/135
См. также письмо Пенсионного фонда России от 5 июля 2005 г. N 08-19/7140
Вопрос: Просим Вас дать разъяснение по следующим вопросам:
1. Глава представительства является гражданином Германии, выполняет свои обязанности на территории Российской Федерации более 183 дней в году. Вознаграждение по контракту получает от немецкой фирмы непосредственно на личный счет в Германии. В каком порядке должна производиться уплата ЕСН и подоходного налога?
2. Требуется ли уплачивать взносы в Пенсионный фонд РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом иностранных физических лиц и сообщает следующее.
Понятие "Налоговый резидент" для целей налогообложения определено в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Под физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации понимаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. При этом статус налогового резидента определяется применительно к каждому календарному году.
Для определения статуса налогового резидента Российской Федерации не имеет значения ни гражданского физического лица, ни причины, по которым он находится на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Кодекса объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, - только от источников Российской Федерации.
Подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации, для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
Таким образом, если гражданин Германии находится на территории Российской Федерации более 183 дней в календарном году, то он является налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы за выполнение трудовых обязанностей на территории Германии являются объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц. Соответственно, исчисление и уплата налога в Российской Федерации с таких доходов производится по ставке 13 процентов.
Согласно статье 8 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года утратила силу норма пункта 2 статьи 239 Кодекса, в соответствии с которой в 2001 и в 2002 годах освобождались от уплаты единого социального налога налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляющую, соответственно, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования.
С 1 января 2003 года налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и авторским договорам, а также иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают единый социальный налог в общеустановленном порядке.
При этом выплаты по вышеуказанным договорам в пользу иностранных граждан, в частности, работающих на территории Российской Федерации в представительствах иностранных организаций, подлежат налогообложению единым социальным налогом вне зависимости от того, начисляются ли выплаты за границей или на территории Российской Федерации.
В случае отсутствия в представительствах иностранной организации информации о суммах, начисленных в иностранном государстве работнику, находящемуся на территории Российской Федерации, расчет единого социального налога производится налогоплательщиком на основании сведений (трудовых, гражданско-правовых договоров, внутренних актов организации), направляемых головным офисом, находящимся на территории иностранного государства, в отделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации (как временно, так и постоянно), если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" выделены следующие категории законно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан в зависимости от их правового положения в Российской Федерации: временно пребывающий, временно проживающий и постоянно проживающий. Таким образом, иностранный гражданин, работающий в представительстве иностранной организации в Российской Федерации, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию и на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, только если указанный иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего в Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Федерального Закона N 115-ФЗ следует читать как "от 25.06.2002"
Заместитель директора |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок налогообложения доходов иностранных физических лиц.
Если иностранный гражданин находится на территории РФ более 183 дней в календарном году, то он является налоговым резидентом РФ и его доходы за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства являются объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц. Исчисление и уплата налога в РФ с таких доходов производится по ставке 13 процентов.
С 1 января 2003 года налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и авторским договорам, а также иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории РФ деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают единый социальный налог в общеустановленном порядке.
При этом выплаты по вышеуказанным договорам в пользу иностранных граждан, в частности, работающих на территории РФ в представительствах иностранных организаций, подлежат налогообложению единым социальным налогом вне зависимости от того, начисляются ли выплаты за границей или на территории РФ.
Иностранный гражданин, работающий в представительстве иностранной организации в РФ, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию и на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, только если указанный иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего в РФ. Данный статус определяется в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 мая 2005 г. N 03-05-01-04/135
Текст письма официально опубликован не был