Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 мая 2005 г. N 03-06-02-02/33
Вопрос: В связи с принятием Жилищного кодекса РФ, Комитет по управлению муниципальным имуществом руководствуясь ст. 34.2 Налогового кодекса РФ, просит разъяснить следующее.
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Отсюда:
1. Если одним из собственников помещений (жилых и нежилых) в многоквартирном доме является муниципалитет (муниципальное образование), при этом помещения являются имуществом казны, кто является плательщиком земельного налога?
2. Если встроенные нежилые помещения в многоквартирном доме (имущество казны) были переданы в аренду или безвозмездное пользование, будет ли взиматься земельный налог и кто в данном случае будет являться налогоплательщиком?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее.
В связи с тем, что в представленном обращении отсутствуют правоустанавливающие документы на многоквартирный дом, договоры аренды и безвозмездного пользования дать обоснованный ответ по постановленным в нем вопросам не представляется возможным.
В то же время считаем необходимым отметить, что в соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступивший в силу с 1 марта 2005 года, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Таким образом, муниципальное образование являясь собственником части многоквартирного здания, находящегося в общей долевой собственности, должно являться и собственником части земельного участка на котором расположено данное здание.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон), утрачивающий силу с 1 января 2006 года, собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
При этом налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся правообладателями земельных участков. Понятия "организация" и "физические лица" определяются пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 16 Закона за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.
Поскольку муниципальное образование не может рассматриваться в качестве организации или физического лица, определенных пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, полагаем, что в отношении части земельного участка, являющейся собственностью муниципального образования, отсутствует налогоплательщик.
В отношении взимания земельного налога при передаче в аренду нежилых помещений отмечаем, что поскольку договор аренды нежилого помещения в здании заключается арендатором в целях пользования этим помещением, он в силу договора аренды приобретает право пользования земельным участком, на котором расположено здание, в той мере, в которой это необходимо ему для реализации своих прав по договору аренды.
Таким образом, при предоставлении в аренду организациям или физическим лицам нежилых помещений, составляющих муниципальную казну, в здании находящемся в общей долевой собственности, плательщиком земельного налога должен признаваться арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды помещения.
Заместитель директора |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Муниципальное образование, являющееся собственником части многоквартирного здания, находящегося в общей долевой собственности, является собственником части земельного участка, на котором расположено данное здание. В отношении этой части земельного участка отсутствует налогоплательщик, поскольку налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, а муниципальное образование не может рассматриваться в качестве организации или физического лица.
При предоставлении в аренду организациям или физическим лицам помещений, составляющих муниципальную казну, в здании, находящемся в общей долевой собственности, плательщиком земельного налога должен признаваться арендатор, если иное не предусмотрено договором аренды помещения.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 мая 2005 г. N 03-06-02-02/33
Текст письма официально опубликован не был