Нормы допустимых уровней шума на морских судах и правила по предупреждению их вредного воздействия
(утв. Главной госсанинспекцией СССР 24 сентября 1962 г. N 416-62)
Согласно Санитарным нормам шума на морских судах, утвержденным заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 1 декабря 1981 г. N 2498-81, с введением в действие названных Санитарных норм настоящие Нормы в части требований к морским судам отменяются
I. Назначение и область применения
1. Настоящие нормы устанавливают значения допускаемых уровней шума в машинно-котельных отделениях, изолированных постах управления, служебных, общественных и жилых помещениях экипажа и пассажиров на судах морского флота.
2. Нормы распространяются на все вновь проектируемые, капитально ремонтируемые и модернизируемые суда.
Примечание: Суда, технические проекты которых начаты до утверждения норм, разрешается принимать в эксплуатацию с уровнями звукового давления в октавных полосах, превышающими на 5 дб величины, указанные на кривых графика 1 и 2.
II. Уровни шума, допускаемые в машинно-котельных отделениях судов
3. В качестве допускаемых величин уровней шума в машинно-котельных отделениях судов устанавливаются предельные уровни звукового давления в октавных полосах частот, указанные на кривых графика 1:
а) при работе в машинном отделении в течение всей вахты (суда, на которых отсутствует дистанционное управление механизмами из специальных звукоизолированных постов и пультов), т.е. при воздействии шума в течение семи и более часов в сутки, предельные уровни устанавливаются по кривой 1 графика 1.
Примечания: 1. При измерении уровней шумов в 1/2 октавных полосах, допустимые нормы понижать на 3 дб, при измерении в 1/3 октавных полосах - 5 дб.
2. Допускается превышение норм не более чем на 3 дб в какой-либо одной октавной или полуоктавной полосе и не более чем в 2-1/3 октавных полосах;
б) При периодической работе в машинном отделении в течение вахты, т.е. при прерывистом воздействии шума (суда, оборудование дистанционным управлением механизмами из звукоизолированных постов и пультов) предельные уровни устанавливаются по кривой 2 графика 1.
Примечание: При этом общее время воздействия шума не должно превышать 120 мин. в сутки.
в) В машинных отделениях судов, оборудованных средствами комплексной автоматизации управления механизмами, в т.ч. судов на подводных крыльях, на которых регулярное посещение экипажем машинного отделения, во время работы силовой установки, не требуется, величины, указанные на кривой 2 графика 1, могут быть превышены на 5 дб.
Примечание: Суда, с уровнями шума, превышающими величины кривой 1 графика 1, в обязательном порядке должны обеспечиваться индивидуальными защитными приспособлениями (наушники, заглушки, шлемы) для использования их при посещении машинного отделения во время работы силовой установки;
г) В изолированных помещениях постов или пультов управления механизмами, допускаемые уровни звукового давления устанавливаются по кривой 3 графика 1.
III. Уровни шума, допускаемые в жилых каютах экипажа и пассажиров в общественных и служебных помещениях
4. В качестве допускаемых величин уровней шума в служебных, общественных и жилых помещениях экипажа и пассажиров устанавливаются предельные уровни звукового давления в октавных полосах частот, указанные на кривых графика 2:
а) на морских судах I, II категории, совершающих рейсы более 24 часов в одну сторону от порта до конечной пристани или порта, предельные уровни звукового давления устанавливаются по кривой 1 графика 2;
Примечания: Временно до 1 января 1965 г. на судах I, II, III категории морского флота, допускаемые уровни шума в жилых, служебных и общественных помещениях разрешается устанавливать в зависимости от места их расположения по отношению к источникам шума:
1) при кормовом размещении машинного отделения* в помещениях надстройки в носовой и средней части судна по кривой 1 графика 2; в помещениях, расположенных ниже главной палубы и носовой части корпуса, по кривой 2 гр. 2; в помещениях, расположенных в районе машинного отделения (машинной шахты), по кривой 3 гр. 2;
2) при некормовом размещении машинного отделения; помещениях, расположенных в надстройке носовой части судна, по кривом 1 гр. 2; в помещениях, расположенных на корме и ниже главной палубы в носовой части корпуса, по кривой 2 гр. 2; в помещениях, расположенных в районе машинного отделения (машинной шахты) и ниже главной палубы в кормовой части корпуса, по кривой 3 гр. 2.
б) на морских судах III категории, совершающих рейсы до 24 часов в одну сторону от порта до конечной пристани, предельные уровни устанавливаются по кривой 2 графика 2;
Примечания: 1. При измерении уровней шума в 1/2 октавных полосах, допустимые нормы понижать на 3 дб; при измерении в 1/3 октавных полосах - на 5 дб.
2. Допускается превышение норм не более чем на 3 дб в какой-либо одной октавной или полуоктавной полосе и не более чем в 2-1/3 октавных полосах.
в) на морских судах IV категории, совершающих рейсы продолжительностью до 8 часов в одну сторону от порта до конечной пристани, предельные уровни устанавливаются по кривой 3 графика 2;
г) на морских судах IV категории, экипажи которых работают по бригадному методу и спальные места на судне отсутствуют, в дежурном и других служебных помещениях, а также пассажирских салонах допускаемые уровни устанавливаются по кривой 4 графика 2;
д) в дежурных помещениях команды, а также пассажирских салонах судов на подводных крыльях допускаемые уровни устанавливаются по кривой 4 графика 2;
е) на судах технического флота допускаемые уровни устанавливаются по кривой 4 графика 2;
5. Уровни шума на опытных и экспериментальных судах устанавливаются каждый раз по согласованию с Государственным санитарным надзором на водном транспорте.
6. На всех судах в стационарах, изоляторах, а также в санитарных каютах, допускаемые уровни шума устанавливаются по кривой 1 графика 2.
IV. Методика измерений шума на судах
7. Изменение уровней звукового давления в машинных отделениях, жилых помещениях экипажа и пассажиров, служебных и других помещениях, должно производиться при помощи объективного шумомера с подключенным к нему октавным фильтром или анализатором с последующим пересчетом полученных данных в октавные полосы со среднегеометрическими частотами, указанными на графиках 1 и 2.
Примечания: 1. Измерение уровней звукового давления и снятия спектров шумов должно производиться на прямолинейной частотной характеристике шумомера (шкала "С" или "линейная") при включении шумомера на "быстрое" срабатывание. Значения берутся по среднему положению стрелки указывающего прибора при ее качаниях.
2. При проведении измерений фильтрами или анализаторами с более узкими полосами частот (например 1/2 или 1/3 октавы) значения полученных уровней должны быть приведены к октавным путем энергетического суммирования полос или их частей, входящих в состав октавы с указанными выше среднегеометрическими частотами.
8. Используемая измерительная аппаратура должна проверяться и иметь паспорт с поправками на весь тракт (микрофон, шумомер, фильтр), выданный одним из учреждений Комитета стандартов, мер и измерительных приборов. Срок действия паспорта не должен превышать одного года.
9. Измерение уровней звукового давления в помещении машинного отделения производится на номинальном режиме работы главной силовой установки; на основных рабочих местах; постах управления, главных и вспомогательных двигателях, на средних и верхних решетках, у переднего фронта паровых котлов и т.д. Микрофон при этом устанавливается, примерно на уровне уха рабочего (в его отсутствие) или на 1,5 м от настила.
В помещении изолированного поста управления уровень шума измеряется при закрытых дверях и включенной механической вентиляции. Микрофон устанавливается в середине помещения на высоте 1,5 м от пола. Уровень звукового давления оценивается как среднеарифметическое из 3-х замеров.
10. Измерение уровней звукового давления в каютах экипажа, пассажирских и других помещениях проводится при полной их меблировке, закрытых окнах и дверях, включенных механической вентиляции или кондиционере на основном ходовом режиме, при волнении или ветре не выше 3-х баллов. Уровень шума оценивается как среднеарифметическое из 3-х замеров. Микрофон устанавливается в середине помещения, на высоте 1,5 м от пола.
Правила по предупреждению вредного действия шума на экипажи судов действующего флота
1. В течение года, после утверждения настоящих санитарных норм на всех судах, Управлением пароходства должно быть проверено соответствие уровней и спекторов шума в машинных, жилых и других судовых помещениях допустимым нормам и в случаях нарушения норм должен быть составлен согласованный с санитарно-эпидемиологической станцией календарный план проведения работ по снижению уровней шума допустимых величин во время очередного капитального ремонта.
2. В случаях, если на действующих судах снижение шума до допускаемых величин технически неосуществимо, должны быть предусмотрены профилактические мероприятия по уменьшению вредного воздействия шума на экипаж.
Система профилактических мероприятий устанавливается для каждого конкретного судна или группы судов в зависимости от специфических условий и характера шума, соответствующим министерством по согласованию с ЦК Союза и санэпидстанцией.
Профилактическими мероприятиями являются:
а) устройства, где это возможно, дистанционного управления главными и вспомогательными механизмами, позволяющее значительно сократить время пребывания вахтенных в условиях шума;
б) изменения по согласованию с ВЦСПС режима труда и отдыха экипажей в целях уменьшения времени непрерывного воздействия шума (сокращение длительности вахты и увеличение перерывов между двумя вахтами) в зависимости от его интенсивности;
в) обеспечения членов экипажей машинных отделений эффективными индивидуальными средствами защиты (наушники, заглушки-шлемы и т.д.), не раздражающими ухо и обеспечивающими ослабление шума до допустимых норм.
Примечание: Техническая неосуществимость снижения шума каждый раз устанавливается специальной комиссией из представителей: 1. Министерства морского или речного флота или соответствующего пароходства. 2. ЦКБ - проектанта судна. 3. Органов санитарного надзора.
3. Лица, поступающие на флот для работы в машинно-котельных отделениях и уже работающие в этих помещениях, подвергаются обязательному предварительному и периодическому медицинскому осмотру, в соответствии с Положениями и приказами действующими на флоте, а также утвержденной ГСИ СССР инструкцией N 287-59 по профосмотру рабочих, подвергающихся воздействию мощного шума.
Медицинские осмотры должны осуществляться с обязательным участием отоляринголога и невропатолога. Заключение о состоянии слуха дается на основании снятия аудиограмм и испытания на восприятие речи. Для обеспечения динамических наблюдений за состоянием слуха на каждого члена машинной команды, заводится "Слуховой паспорт".
4. Лица, у которых между двумя ежегодными периодическими медосмотрами выявлено смещение слуховых порогов на частотах выше 50 гц более чем на 15-20 дб или ухудшение общего состояния организма, должны переводиться на работу, не связанную с воздействием шума.
Общие положения и основные определения
1. Общие положения
Длительное воздействие шума на организм человека оказывает вредное влияние на состояние его здоровья.
Степень вредного воздействия шума определяется, в основном, его силой (уровнем звукового давления), частотным составом (спектром), а также продолжительностью и регулярностью действия.
Высокочастотные шумы - шумы, в спектре которых преобладают высокие частоты, оказывают на человека большее влияние, чем низкочастотные шумы того же уровня.
Поэтому в качестве границы допускаемых уровней шума устанавливаются предельные уровни звуковых давлений для 8 диапазонов частот шириной в одну октаву.
2. Основные определения
1. Звук, механические колебания частиц среды с частотами, лежащими в диапазоне воспринимаемых человеческим ухом (16-20 000 гц).
2. Частота колебаний - количество колебаний в единицу времени.
3. Герц (гц) единица частоты, равняя# одному колебанию в 1 сек.
С увеличением частоты колебаний повышается высота тона.
4. Шум - сложный звук, состоящий из многих слагаемых тонов.
Субъективно шумом может быть назван любой звук, мешающий восприятию полезных звуковых сигналов, нарушающий тишину и оказывающий вредное или раздражающее действие на человека.
5. Шум характеризуется уровнем звукового давления L и спектром, показывающим распределение звукового давления по всей области звуковых частот, составляющих шум.
6. Звуковое давление Р - избыточное, против атмосферного, переменное давление и разряжение, возникающее в воздушной среде, при прохождении через нее звуковой волны.
7. Уровень L звукового давления Р, являющийся объективной физической характеристикой шума, представляет собой отношение существующего давления Р к давлению, принятому за единицу сравнения - пороговому давлению Ро.
Уровень звукового давления шума указывает во сколько раз звуковое давление Р больше порогового давления Ро, значение которого установлено международным соглашением и соответствует порогу слышимости тона частотой в 1000 гц.
-5 -4
Ро = 2 х 10 и/м2 = 2 х 10 дин/м2
Уровень звукового давления шума измеряется в логарифмических единицах децибелах (дб) и определяется по формуле:
2
P P
L = 101 lg (-----) = 20 lg ----- доб,
Po Po
2 о
где Р ; Р # - среднеквадратичные давления.
2
8. Спектр шума - совокупность частот, составляющих шум.
9. Частотные полосы - полосы, на которые разделяют весь слуховой диапазон частот.
Октавной полосой называется полоса конечная, частота которой в два раза больше начальной.
При анализе шума уровни звукового давления могут измеряться как в октавных, так и 1/2 и 1/3 октавных полосах.
При измерении октавами соотношение следующих одна за другой частотных полос равно 2:1. Например, 50, 100, 200 и т.д. (гц).
При измерении терциями (1/3 октавы) соотношение следующих один за другим интервалов будет равно 5:4, например 50, 63, 80, 100 ... (гц).
10. Общий уровень шума - уровень звукового давления во всем слуховом диапазоне, равный суммарному уровню во всех полосах.
Сложение полосовых уровней, как и уровней нескольких источников шума производится по формуле:
0,1L 0,1L 0,1L 0,1L
1 2 3 n
L = 10 lg 10 + 10 + 10 + 10 ... 10 ) дб,
общ
где L , L , L - уровни в отдельных частотных полосах.
1 2 3
Определение допускаемого уровня шума
1. Измерить уровни звукового давления в октавных полосах частот в соответствии с пунктами 7, 8, 9 и 10 настоящих норм.
2. Внести на измеренные величины тарировочные поправки по частотным полосам.
Таблица 1
Значения допускаемых суммарных уровней шума в машинно-котельных отделениях и изолированных постах управления
Наименование помещений |
Значения допускаемых суммарных уровней шума, измеренных на шкале "А" шумомера в дб "А" |
1. Машинно-котельные отделения, не оборудованные дистанционным управлением из специальных изолированных постов |
Не более 85 |
2. Машинно-котельные отделения, оборудованные дистанционным управлением из звукоизолированных постов управления |
Не более 95 |
3. Помещения изолированных постов управления |
Не более 70 |
Таблица 2
Значения допускаемых суммарных уровней шума в жилых каютах экипажа и пассажиров, общественных и служебных помещениях
Месторасположения помещений на судне |
Допускаемые суммарные уровни шума, измеренные на шкале "А" шумомера в дб "А" |
1. На морских судах I и II категорий: |
Не более 50 |
а) в помещениях, расположенных на корме и ниже главной палубы в носовой части корпуса |
Не более 55 |
в) в помещениях, расположенных в районе машинного отделения (машинной шахты) и ниже главной палубы в кормовой части корпуса |
Не более 60 |
2. На морских судах III категории |
Не более 55 |
3. На морских судах IV категории, на которых предусматриваются спальные места для экипажа |
Не более 60 |
4. На морских судах IV категории, на которых спальные места для экипажа отсутствуют, а экипажи работают по бригадному методу, в дежурных помещениях, а также пассажирских салонах |
Не более 65 |
5. На судах технического флота (дноуглубительные снаряды) |
Не более 60 |
6. В дежурных помещениях команды, а также пассажирских салонах судов на подводных крыльях |
Не более 65 |
3. Найденные уровни звуковых давлений в октавных полосах частот сравниваются с допускаемыми уровнями в тех же полосах, приведенных на соответствующих кривых графиков 1 для машинных отделений и 2 для жилых и служебных помещений.
4. При отсутствии анализаторов шума допускаемые уровни ориентировочно могут устанавливаться по суммарным уровням звукового давления измеренным на криволинейной частотной характеристике "A" шумомера.
Полученные величины не должны превышать допускаемых суммарных уровней, приведенных в табл. 1 для машинных отделений и в табл. 2 для жилых и служебных помещений.
______________________________
* Помещения и машинное отделение считаются расположенными в корме или в носу, если они размещены на 1/4 длины корпуса судна от кормы или носа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нормы допустимых уровней шума на морских судах и правила по предупреждению их вредного воздействия (утв. Главной госсанинспекцией СССР 24 сентября 1962 г. N 416-62)
Текст документа приводится по официальному изданию Минздрава СССР
Согласно Санитарным нормам шума на морских судах, утвержденным заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 1 декабря 1981 г. N 2498-81, с введением в действие названных Санитарных норм настоящие Нормы в части требований к морским судам отменяются
Приказом Минздрава СССР от 17 февраля 1987 г. N 234 "Об отмене нормативных документов по вопросам гигиены труда" настоящий документ признан утратившим силу