Гигиенические нормы интенсивности инфракрасного излучения от нагретых поверхностей оборудования и ограждений в машинных и котельных отделениях и других производственных помещениях судов*(1)
(утв. Главным санитарным врачом СССР 17 сентября 1966 г. N 645-66)
(Дополнение к Санитарным правилам для морских судов СССР, утвержденным 22 июля 1964 г. N 484-64 и к Санитарным правилам для речных и озерных судов СССР, утвержденным 31 июля 1964 г. N 485-64)
Введение
§ 1. Условия труда в машинных в котельных отделениях (МКО) судов связаны с воздействием интенсивного теплового излучения, высокой температуры, газового загрязнения воздуха, шума и вибрации. Инфракрасное излучение зависит от количества, мощности, режима работы двигателей и условий тепловой изоляции. Многочисленные источники инфракрасного излучения превращают его в ведущий микроклиматический фактор машинных и котельных отделений судов.
Основным мероприятием, снижающим избыточные тепловыделения в МКО судов и направленным непосредственно против источников инфракрасного излучения является хорошая по качеству и монтажу тепловая изоляция нагретых поверхностей. Для теплоизоляции силового хозяйства МКО судов рекомендуются формованные изделия (плиты, сегменты, скорлупы) из совелита, вермикулита, перлита, гидросиликата кальция и т.п. По своим теплофизическим качествам (малый объемный вес и др.) наиболее перспективными и высокоэффективными являются перлитовые, известково-кремнеземистые (гидросиликат кальция) и вермикулитовые изделия. При монтаже изоляции теплоизоляционные материалы в своем природном виде не используются и, по существующим инструкциям, должны иметь покрытие (мастичное, керамическое, алюминиевая фольга и т.п.). Роль тепловой изоляции сводится к снижению температуры, а, следовательно, и излучательной способности нагретых поверхностей.
Цвет, гладкость и др. свойства поверхности влияют на интенсивность инфракрасного излучения от нагретых поверхностей, заметно изменяя ее при одной в той же температуре. Интенсивность инфракрасного излучения является показателем, отражающим следующие свойства нагретых поверхностей:
а) температуру нагретой поверхности;
б) цвет нагретой поверхности;
в) гладкость нагретой поверхности;
г) физические свойства вещества (теплопроводность и др.) и структуру поверхностного слоя.
Интенсивность инфракрасного излучения от нагретых поверхностей устанавливается настоящими нормами.
I. Область применения
§ 2. Нормы распространяются на машинные и котельные отделения и другие производственные помещения морских, речных и озерных судов всех типов.
II. Гигиенические нормы интенсивности инфракрасного излучения от нагретых поверхностей
§ 3. Интенсивность инфракрасного излучения на расстоянии 1 см от нагретых поверхностей оборудования и ограждений в машинных и котельных отделениях и др. производственных помещениях судов не должна превышать в рабочей зоне 0,20 кал/см2, мин.*(2).
III. Инфракрасное излучение как интегральный показатель некоторых характеристик нагретых поверхностей
§ 4. Между интенсивностью инфракрасного излучения и температурой, цветом, гладкостью нагретой поверхности, физическими свойствами вещества и структурой поверхностного слоя существует непосредственная зависимость:
а) интенсивность инфракрасного излучения меняется с изменением абсолютной температуры нагретой поверхности;
б) при одной и той же температуре нагретой поверхности ее излучательная способность меняется в зависимости от цвета поверхности. Разница в излучении от поверхностей, окрашенных в разные цвета, достигает 40-100%;
в) при одинаковой температуре нагретой поверхности ее излучательная способность меняется в зависимости от гладкости*(3) поверхности. Разница в излучении от "гладкой" и "шероховатой" поверхности составляет 30-90%, а "гладкой" и "обычной" - 3-7%. Наименьшая излучательная способность у "гладкой" и "обычной" поверхности (см. рис. 2);
г) излучательная способность нагретой поверхности определяется также физическими свойствами вещества и структурой поверхностного слоя толщиной не более 35-40 мк (толщина алюминиевой фольги, керамического покрытия, двойного слоя масляной краски и т.п.).
§ 5. Излучательная способность разных видов покрытий, применяемых в судостроении для теплоизоляции (мастичные, керамические, алюминиевая фольга и др.) различна (см. рис. 1).
Условные обозначения: (- алюминиевая фольга, - - асбозуритовое покрытие без миткаля и окраски, -.- асбозуритовое покрытие с миткалем без окраски, -..- керамическое покрытие).
Наименьшая излучательная способность у мастичных покрытий и алюминиевой фольги.
§ 6. Теплоизоляционные материалы, имеющие одно и то же покрытие, при одинаковой температуре поверхности излучают инфракрасную радиацию одной и той же интенсивности.
Примечание:
а) зависимость между излучательной способностью и температурой, цветом и гладкостью нагретой поверхности, окрашенной масляной краской, представлена на рис. 2. (Условные обозначения: к рис. 2: - "обычная" поверхность, - - "шероховатая" поверхность, 1 - белый цвет, ро примерно = 70% 2 - серым или шаровый цвет, ро примерно = 42%; 3 - цвет киновари, ро примерно = 17%; 4 - цвет железного сурика, ро примерно = 14%; 5 - зеленый цвет, ро примерно = 12%; 6 - черный цвет, ро примерно = 5,2%. Указанные значения ро характеризуют отражение в видимой области спектра. Образец цвета, соответствующий данным значениям ро см. в "Атласе цветов" Е. Рабкина, М., 1956).
б) график 2 пригоден для всех видов теплоизоляционных материалов и покрытий, окрашенных масляной краской в указанные цвета и имеющих различную гладкость поверхности.
IV. Методы измерения интенсивности инфракрасного излучения от нагретых поверхностей и приборы
§ 7. Интенсивность инфракрасной радиации следует определять дифференциальными радиометрами*(4) различных типов и производственными актинометрами*(5).
Точность показаний радиометров должна быть не менее 0,01 кал/см2 мин.
§ 8. При отсутствии актинометров или радиометров в производственных условиях графики 1 и 2 позволяют, исходя из температуры нагретой поверхности, ее цвета, гладкости и некоторых физических характеристик поверхностного слоя, определять интенсивность инфракрасного излучения от нагретых поверхностей для разных покрытий.
Температура нагретых поверхностей замеряется термопарами и термощупами разных конструкций.
Примечание:
1. Пользование графиком 1. Например, при керамическом покрытии температура поверхности 40°С. Находим эту точку на горизонтальной оси (ось абсцисс) и восстанавливаем из нее перпендикуляр до пересечения с соответствующей кривой (в данном случае - кривая керамического покрытия). Из точки пересечения проводим линию параллельно оси абсцисс до пересечения с вертикальной осью (ось ординат). Точка пересечения и будет соответствовать величине интенсивности инфракрасного излучения: при 40°С она будет равна 0,178 кал/см2 мин.
2. Пользование графиком 2. Например, температура серой "шероховатой" поверхности 40°С. Находим эту точку на оси абсцисс и восстанавливаем из нее перпендикуляр до пересечения с соответствующей кривой (в данном случае кривая N 2 штриховая). Из точки пересечения проводим линию параллельно оси абсцисс до пересечения с осью ординат. Точка пересечения будет соответствовать интенсивности инфракрасного излучения, в указанном примере она составляет 0,196 кал/см2 мин.
Ввиду отсутствия строго фиксированных рабочих мест в машинных и котельных отделениях судов измерение интенсивности инфракрасного излучения следует производить непосредственно у источников излучения (в 1 см от излучающей поверхности) на различных участках каждой из нагретой поверхности не менее, чем в 5 точках.
V. Контроль за соблюдением норм
§ 9. Контроль за соблюдением настоящих норм возлагается на санитарно-эпидемиологические станции водного транспорта.
§ 10. При приемке судов следует особое внимание обращать на состояние тепловой изоляции нагретых поверхностей оборудования и ограждений во всех судовых производственных помещениях:
а) на поверхности изоляции не должно быть трещин, заметных на глаз шероховатостей (выпуклостей, углублений и т.д.) и других повреждений поверхностного слоя;
б) все излучающие поверхности должны быть окрашены в светлые тона (желательно белый цвет с ро не менее 70% и серый цвет с ро не менее 42%).
§ 11. Работники санэпидстанций должны систематически контролировать состояние тепловой изоляции и требовать у ответственных лиц данные об интенсивности инфракрасного излучения от нагретых поверхностей в судовых производственных помещениях (во время работы двигателей).
§ 12. Ответственность за состояние тепловой изоляции нагретых поверхностей возлагается на капитана*(6) и старшего механика*(6) судна. В период ремонта судна ответственность возлагается на администрацию ремонтно-эксплуатационной базы.
§ 13. Срок введения в действие настоящих норм устанавливается для вновь проектируемых судов с момента их утверждения, для строящихся, переоборудуемых, капитально-восстанавливаемых и находящихся в эксплуатации судов по согласованию с местными органами санэпидслужбы.
Заместитель главного санитарного врача СССР |
П. Лярский |
______________________________
*(1) Разработаны научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта МЗ СССР.
*(2) Интенсивность инфракрасного излучения (излучательность) 0,20 кал/см2 мин при переводе в систему единиц "СИ" составит 50 вт/см2.
*(3) Имеются в виду следующие виды гладкости: а) "обычная" поверхность теплоизоляционных материалов, выпускаемых промышленностью без дополнительной обработки, и поверхность покрытий при монтаже теплоизоляции; б) "шероховатая" поверхность, имеющая неровности в виде выступов и углублений размерами 1-3 мм; г) "гладкая" поверхность, отшлифованная на корундовом камне.
*(4) Радиометры изготавливаются мастерскими ряда научно-исследовательских институтов: Институт гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана (г. Москва) и др.
*(5) Актинометры изготавливаются мастерскими Института охраны труда ВЦСПС (г. Ленинград).
*(6) На судах с совмещением профессий ответственность возлагается на капитана-механика, капитана - I пом. механика, капитана - II пом. механика, механика - пом. механика и механика - II пом. капитана.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гигиенические нормы интенсивности инфракрасного излучения от нагретых поверхностей оборудования и ограждений в машинных и котельных отделениях и других производственных помещениях судов*(1) (утв. Главным санитарным врачом СССР 17 сентября 1966 г. N 645-66) (Дополнение к Санитарным правилам для морских судов СССР, утвержденным 22 июля 1964 г. N 484-64 и к Санитарным правилам для речных и озерных судов СССР, утвержденным 31 июля 1964 г. N 485-64)
Текст документа приводится по официальному изданию Минздрава СССР
Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 25 ноября 2020 г. N 37 настоящий документ признан не действующим на территории Российской Федерации с 25 ноября 2020 г.