Инструктивно-методические указания разработаны Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта Министерства Здравоохранения СССР.
Данные инструктивно-методические указания предназначены для судовых врачей, а также практических врачей санитарно-эпидемиологических станций на водном транспорте, которые в своей работе должны контролировать эффективность работы системы кондиционирования воздуха (СКВ), как одной из важнейших в комплексной системе жизнеобеспечения на судах.
I. Общие положения
В настоящее время на судах гражданского флота СССР все большее распространение находят системы кондиционирования воздуха.
Внедрение этих систем обусловлено санитарно-гигиеническими требованиями о необходимости создания в жилых и общественных помещениях судов комфортных условий обитания для моряков, поддержания их высокой работоспособности и сохранения здоровья при плавании в неблагоприятных климатических условиях.
Поскольку СКВ позволяет создавать на судах искусственный микроклимат, в известной мере независимый от внешних метеорологических условий, судовой врач обязан проводить постоянный контроль за поддержанием комфортных микроклиматических условий и качеством воздушной среды в жилых и общественных помещениях судов согласно требованиям Санитарных правил.
Для качественного выполнения этих обязанностей судовой медицинский персонал должен знать:
а) принципиальное устройство СКВ;
б) устройство СКВ на конкретном судне, расположение ее основных узлов, подлежащих санитарно-гигиеническому контролю, технические возможности, режимы эксплуатации по данным технической документации;
в) гигиенические требования в части судовой вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха и нормы микроклиматических параметров;
г) методы оценки микроклимата в судовых помещениях с методами проведения необходимых замеров;
д) способы создания комфортных микроклиматических условий с учетом акклиматизации экипажа к различным метеорологическим условиям плавания (в различных климатических районах и в различные периоды года);
е) форму ведения отчетности по гигиеническому контролю за эксплуатацией СКВ.
Все эти вопросы последовательно изложены в настоящей инструкции в объеме, достаточном для осуществления судовым медицинским персоналом возложенных на него указанных функций.
II. Назначение, принцип устройства и действия судовых систем кондиционирования воздуха
1. Кондиционирование воздуха (СКВ) предусматривает создание и поддержание в судовых жилых и общественных помещениях определенной воздушной среды, обладающей заданными благоприятными для людей физическими свойствами и газовым составом. Система KB обеспечивает заданную температуру, влажность, подвижность воздуха, его очистку от пылевых загрязнений и некоторых газообразных примесей (при летнем кондиционировании).
2. Судовые системы кондиционирования воздуха состоят из следующих основных элементов:
а) установка для приготовления и раздачи хладо- и теплоносителя (воздухонагреватели и воздухоохладители);
б) увлажнители (применительно к зимнему режиму работы СКВ);
в) фильтры;
г) сеть воздуховодов;
д) концевые воздухораспределители;
е) система дистанционного и автоматического регулирования.
3. В зависимости от типа системы (одноканальная, двухканальная) процесс кондиционирования воздуха проходит по следующей схеме. При одноканальной схеме СКВ наружный воздух забирается вентилятором, проходит обеспыливающий фильтр, затем воздухоохладитель или воздухонагреватель, где происходит его охлаждение или нагревание в зависимости от климатических условий. После воздухонагревателя происходит увлажнение воздуха до заданной величины. Обработанный воздух попадает в камеру-глушитель, из которой по воздухопроводам в каюты. Все узлы кондиционера за исключением воздухопроводов и концевых воздухораспределителей собраны в центральный агрегат. Поступающий воздух получает в центральном агрегате заданные кондиции благодаря автоматическим регуляторам температуры и влажности воздуха, чувствительные элементы которых размещены на пути обработанного воздуха.
При двухканальной схеме СКВ воздух, пройдя фильтр, воздухоохладитель или воздухонагреватель, увлажнитель направляется по двум путям: первый приводит непосредственно к воздухораспределителям в помещениях, а второй - во вторую ступень более глубокой обработки воздуха и далее по другому воздухопроводу к тем же воздухораспределителям. Таким образом, в воздухораспределители воздух приходит по двум воздухопроводам с двумя различными параметрами. Необходимое соотношение расхода подаваемого в помещения воздуха после первой и второй ступени его обработки регулируется посредством ручных регуляторов концевых распределителей. Следовательно, система позволяет получить в помещениях микроклимат, отвечающий индивидуальным наклонностям их обитателей без изменения общего объема подаваемого воздуха.
III. Методика рассмотрения проектов СКВ и порядок санитарной оценки отдельных ее узлов на судне
1. При ознакомлении с судовой системой кондиционирования воздуха по технической документации судовой врач должен обратить внимание на следующие данные.
а) тип системы: одноканальная, двухканальная, с рециркуляцией и без рециркуляции воздуха. Система KB с рециркуляцией предусматривает частичное повторное использование обработанного воздуха, поступающего из жилых помещений в центральный кондиционер, где он смешивается с поступающим свежим воздухом и подается после необходимой обработки обратно в жилые помещения судна;
б) технические возможности СКВ в части выдерживания определенных параметров температуры, относительной влажности воздуха в кондиционируемых помещениях в различные периоды года;
в) способ регулировки температуры и влажности воздуха в помещениях (наличие автоматических регуляторов, месторасположение датчиков);
г) вид воздухораспределителей и возможности индивидуальной доводки микроклиматических параметров в жилых и общественных помещениях судна;
д) количество подаваемого воздуха по проекту в каждое жилое и общественное помещение судна;
е) тип фильтров.
2. После ознакомления с технической документацией судовой врач должен под руководством механика ознакомиться с расположением основных узлов СКВ и вести периодический контроль за их гигиеническим состоянием. Для этого судовой врач должен участвовать совместно с механиком в периодических санитарно-технических осмотрах систем кондиционирования воздуха, которые заключаются в следующих мероприятиях:
а) не реже одного раза в месяц производить общий осмотр фильтров (проверяется состояние их поверхностей, визуально оценивается их загрязненность);
б) не реже раза в год контролировать чистоту воздуховодов;
в) проверяется герметизация фреоновых воздухоохладителей* (совместно с санитарно-химической лабораторией СЭС, периодически отбираются пробы воздуха в помещении кондиционеров на содержание хладагента);
г) периодически проводится проверка концевых воздухораспределителей на их загрязненность;
д) проверяется по потребности исправность и правильность настройки чувствительных элементов (датчиков) автоматических регуляторов температуры и влажности.
Данные осмотра судовой врач заносит в санитарный журнал и требует от судовой администрации проведения соответствующих мероприятий по исправлению обнаруженных недостатков.
IV. Гигиенические требования к микроклимату и воздухообеспечению жилых и общественных помещений судов, оборудованных СКВ
1. В настоящее время установлено, что тепловая радиация от сферы ограждений ввиду большой теплопроводности металлического корпуса судна и наличия источников тепловыделений в значительной мере определяет специфику формирования микроклимата жилых и общественных помещений судов.
Воздействие фактора тепловой радиации оказывает существенное значение на формирование теплового состояния организма моряков, что в конечном итоге вызывает ощущение дискомфорта даже в условиях микроклимата, когда температура, относительная влажность и подвижность воздуха находятся в пределах нормируемых величин.
Примененный при разработке санитарных норм метод характеристики условий комфортного микроклимата жилых и общественных помещений судов в градусах результирующей температуры (°РТ) позволяет учесть физиологическое действие на организм моряков тепловой радиации в совокупности с другими параметрами микроклимата.
Приведенные ниже нормы микроклимата, разработанные с учетом акклиматизационных изменений в организме моряков, позволяют создавать оптимальные условия в жилых и общественных помещениях судов во всех климатических районах в теплый и холодный период года. Кроме того, данный метод нормирования позволяет при эксплуатации судовых систем кондиционирования воздуха, соблюдая точность комплексной гигиенической нормы, выбрать наиболее целесообразный вариант компонентов микроклимата с учетом тепловой радиации от ограждений в зависимости от эффективности теплоизоляции судовых помещений и предполагаемых климатических условий плавания судна.
2. При оборудовании судов системами кондиционирования воздуха в жилых и общественных помещениях (в зоне преимущественного нахождения членов экипажа и пассажиров) должны обеспечиваться в зависимости от климатических районов плавания и периодов года при расчетных параметрах наружного воздуха условия микроклимата, комплексно оцениваемые в °РТ в соответствии с приведенными нормами** (табл. 1).
Таблица 1
Районы плавания |
Комплексные величины микроклимата в градусах (°РТ) |
|
периода года | ||
теплый |
холодный |
|
1. до 30° сев. или южн. широты |
24,1 |
- |
2. от 30 до 45° сев. и южн. широты |
23,2 |
19,2 |
3. от 45 до 60° сев. и южн. широты |
19,7 |
18,1 |
4. Более 60° сев. или южн. широты |
20,5 |
19,0 |
Отдельные компоненты микроклимата, составляющие результирующую температуру, принимаются в следующих пределах:
- относительная влажность воздуха 50+-10%;
скорость движения воздуха 0,15 м/сек. При эксплуатации допускается подвижность воздуха до 0,5 м/сек.
- радиационная температура (средняя температура ограждений и конвекционная температура не должны разнится более, чем на +-2-4°.
Примечание: 1. Методика оценки микроклимата представлена в Приложении.
2. К периоду, требующему включения системы зимнего кондиционирования (холодный период) относится время года, когда температура наружного воздуха составляет менее +10°С. К периоду, требующему включения системы охлаждения воздуха (теплый период), относится время года, когда температура наружного воздуха превышает +23-24°С. В интервале температур наружного воздуха более +10°С, менее +23°С необходимые микроклиматические условия поддерживаются системой вентиляции.
3. В жилые и общественные помещения должен подаваться свежий (наружный) воздух в количестве не менее 20 м3/час на 1 человека при летнем кондиционировании в теплый период и не менее 25 м3/час при зимнем кондиционировании в холодный период года.
Примечание. В переходный период при работе СКВ в режиме вентиляции (без термической обработки воздуха) следует обеспечивать подачу свежего воздуха в количестве более 25 м3/час на 1 человека для достижения максимального эффекта удаления теплоизбытков.
4. Для систем кондиционирования воздуха, работающих с рециркуляцией, процент использования рециркуляционного воздуха при работе СКВ в летнем режиме допускается не более 80%, в зимнем - не более 50% от потребного количества воздуха при обязательной подаче наружного воздуха в соответствии с п. 3.
Примечание. При работе СКВ в режиме вентиляции использование рециркуляции не допускается.
V. Мероприятия по контролю и поддержанию оптимальных показателей воздушной среды в жилых и общественных помещениях судов, оборудованных системой КВ
1. Для оценки условий микроклимата и воздухообеспечения в жилых и общественных помещениях судов, судовой врач должен проводить следующие необходимые замеры:
а) температура и влажность воздуха определяется по показаниям сухого и влажного термометров аспирационного психрометра Ассмана. Внутри кондиционируемых помещений замеры производятся в местах преимущественного обитания людей (стол, диван, кровать на уровне 1,2 м от палубы, а также на постоянном или временном рабочем месте). При необходимости определения этих показателей наружного воздуха замеры производятся на палубе с подветренного борта.
б) радиационная температура определяется по температуре шарового термометра, температуре и подвижности воздуха путем расчета по табл. 1 и 2. Приложения, определение температуры шарового термометра производится на высоте 1,2 м от палубы.
в) скорость движения воздуха определяется крыльчатым анемометром в непосредственном месте преимущественного обитания людей в течении минуты с последующим перерасчетом скорости в м/сек.
г) объем подаваемого воздуха в кондиционируемое помещение определяется при помощи крыльчатого анемометра около приточного (решетка, анемостат, пункалувры и т.д.) или вытяжного отверстия*** (дверная решетка) по формуле:
V = S х V 3600,
где V - объем подаваемого воздуха м3/час;
V - скорость выхода воздуха из отверстия, м/сек.;
S - площадь отверстия в м2;
д) процент использования рециркуляционного воздуха определяется положением рукояток и шиберов в центральном кондиционере. Кроме того, возможно определить эту величину путем определения объемов засасываемого воздуха через наружные решетки и решетки заборных отверстий внутри помещений для забора рециркуляционного воздуха в единицу времени. Общий объем принимается за 100%, процент объема рециркуляционного воздуха определяется расчетным путем.
V х 100%
Процент использования рециркуляционного воздуха = --------
V + V
1
где: V - объем рециркуляционного воздуха,
V - объем засасываемого воздуха наружного.
1
Примечание. Замеры объема подаваемого воздуха и процента использования рециркуляции следует проводить не реже 1 раза в месяц, а также при переходе из одного режима (охлаждение или нагревание) на другой.
2. Для своевременного изменения режима работы СКВ при изменении внешних метеорологических условий или возникновения адаптационных изменений в организме моряков, что скажется на их теплоощущениях, указанные замеры должны проводиться при соблюдении следующих условий:
а) при переходе из одного климатического района в другой - один раз в трое суток;
б) при плавании в одних и тех же климатических районах - не реже 2 раз в месяц;
в) для замеров должны быть выбраны каюты, в которых температура ограждения отличается от температуры воздуха в них по левому и правому бортам в целях учета влияния инсоляции, а также в каютах надстройки, смежных с перегревающимися помещениями, и в каютах, размещенных внутри корпуса судна, в которых температура ограждений и воздуха одинакова.
г) полученные результаты замеров следует регистрировать для удобства дальнейших расчетов по форме табл. 6.
Результирующую температуру, найденную при оценке, сравнивают с нормируемой величиной, представленной в табл. 1.
3. В случае несовпадения фактической результирующей температуры с нормируемой следует провести следующее:
а) определить необходимые для кают температуру и влажность воздуха из нормируемой результирующей температуры, произвести соответствующую установку датчиков, регулирующих температуру и относительную влажность в кондиционируемых помещениях;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
в) при наличии дискомфортных температур воздуха в помещениях, которые могут создаваться при наружных температурах, превышающих расчетные величины, например, в Заполярье ниже -25°С зимой или в тропиках выше 34°С, рекомендуется, согласно пп. 4 и 5 раздела IV увеличить объем использования рециркуляционного воздуха и снизить объем подачи наружного воздуха; следует предложить морякам направлять потоки воздуха из поворотных (шаровых) воздухораспределителей на себя с целью душирования (при высоких температурах) или, наоборот, в сторону от себя для рассеивания воздушного потока при низких температурах воздуха. При невозможности создания обдувающих потоков с помощью воздухораспределительных устройств следует прибегнуть к настольным или потолочным вентиляторам (вентиляторы должны быть во всех жилых и общественных помещениях судов, в которых воздухораспределители не создают потоков воздуха).
Выбор скорости обдуваемого потока зависит от его температуры. Оптимальные сочетания температуры и скорости при создании душирующего потока представлены в табл. 3.
При подаче охлажденного воздуха в каюты разность температур между воздухом в помещении и приточным при направленных потоках в зоне дыхания не должна превышать 5°С; при этом температура душирующего потока должна быть не менее 22-23°С.
4. С целью предупреждения возможных простудных заболеваний при высоких наружных температурах воздуха следует поддерживать в кондиционируемых помещениях температуру воздуха в зависимости от наружных условий таким образом, чтобы перепад температур не превышал величины, указанной в табл. 4.
Таблица 3#
Температура душирующего потока в зоне обитания в °С |
Оптимальная скорость движения воздуха в зоне обитания в м/сек |
23,0 |
0,1 |
24,0 |
0,2 |
25,0 |
0,3 |
26,0 |
0,4-0,5 |
27,0 |
0,5-0,6 |
Таблица 4
Температура наружного воздуха |
Перепад температур |
34,0 |
7 |
36,0 |
9 |
38,0 |
11 |
40,0 |
13 |
VI. Составление расписания работы судовой системы кондиционирования воздуха
Для эффективности контроля и поддержания необходимых параметров воздушной среды судовой врач, совместно с механиком составляет расписание работы СКВ.
Расписание должно отражать время и условия включения подогрева, охлаждения (или без термической обработки) воздуха в зависимости от периода года (холодный, теплый, переходный) с учетом районов плавания.
Примечание: Расписание может составляться предварительно на каждый (определенный) сезон года при плавании в одном климатическом районе и на конкретный рейс при плавании с переходом различных географических широт. При этом судовой врач должен руководствоваться нормами, представленными в табл. 1 с последующим проведением корректировки на основании опроса членов экипажа (см. раздел VII).
Расписание содержит: 1. Суточное время включения и выключения СКВ или изменение режима его работы с учетом отсутствия в каютах людей, занятых на вахте и других работах (в многоместных каютах желательно разместить членов экипажа, время работы которых совпадает).
2. Период выключения на время отсутствия членов экипажа в салонах, кают-компаниях.
3. Указание об изменении положении заслонок и шиберов, регулирующих объем подачи наружного и рециркуляционного воздуха при наружных температурах, превышающих расчетные.
4. Рекомендации по температуре и подвижности воздуха, поддерживаемым в помещениях в конкретные периоды плавания.
5. То же для помещений в период прогрева ограждений солнцем.
VII. Уточнение зоны комфортного микроклимата для экипажей судов в рейсе
При резкой смене климатических районов у членов экипажей судов могут наблюдаться различные неблагоприятные изменения со стороны ряда функциональных систем организма (центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, терморегуляции и др.).
1. С целью корректировки на акклиматизацию к теплу (холоду) границ зоны комфорта необходимо провести опрос плавсостава о теплоощущениях и определить интенсивность потоотделения при фактических микроклиматических условиях (определяются одномоментно):
а) для опроса привлекаются лица, находящиеся в кондиционируемых помещениях 30-40 мин. в соответствующей одежде для данных условий;
б) опрос следует производить при переходе из одного климатического района в другой не реже одного раза в 3 суток;
в) опрос производится по краткой программе с оценкой теплоощущений у членов экипажа по пятибальной системе (1 балл - "холодно", 2 - "прохладно", 3 - "нормально", 4 - "тепло", 5 - "жарко").
Верхняя граница зоны комфорта соответствует 50% ответов "хорошо" и 50% "тепло". Нижняя граница зоны комфорта соответствует 50% ответов "хорошо" и 50% "прохладно".
2. Оценка интенсивности потоотделения на лбу и груди по пятибальной шкале, где один балл - "кожа сухая" (потоотделение отсутствует); 2 балла - "кожа слегка влажная", 3 - "кожа влажная", 4 - "капли пота" и 5 баллов - "струйки пота". Наличие случаев интенсивности потоотделения 2-3 балла говорит о начавшемся напряжении терморегуляции, что свидетельствует о приближении к верхней границе зоны комфорта.
3. Полученные результаты опроса и наблюдений заносятся в табл. 7:
а) исходя из результатов опроса, следует откорректировать микроклимат в жилых и общественных помещениях способами, указанными в п. 3;
б) при плавании в субтропиках и тропиках судовой врач должен стремиться к созданию в жилых общественных помещениях судна микроклимата, близкого к линии комфорта (см. табл. 5), при наружных температурах 34°С и более - соответственно к верхней границе зоны комфорта.
Таблица 5
Районы и широты плавания |
Зоны комфорта в °РГ |
|||
периода года |
нижние границы |
линия комфорта |
верхние границы |
|
Тропические районы (0-30°) |
все |
22,6 |
24,1 |
25,7 |
Субтропические районы (30-45°) |
теплый |
20,8 |
21,9 |
23,2 |
холодный |
17,7 |
19,2 |
20,7 |
|
Умеренные р-ны (45-60°) |
теплый |
17,8 |
19,7 |
22,0 |
холодный |
15,9 |
18,1 |
20,3 |
|
Приполярные р-ны (более 60°) |
теплый |
18,3 |
20,5 |
21,6 |
холодный |
17,6 |
19,0 |
20,4 |
в) судовой врач должен рекомендовать членам экипажа после работы в условиях высокой температуры (при плавании в тропиках - на палубе, в МКО) по возвращении их в каюту повышать на короткий период (15-30 мин.) температуру воздуха, чтобы уменьшить неблагоприятный для организма тепловой контраст среды, исключить тем самым нежелательное быстрое охлаждение;
г) при увеличении физической нагрузки (физупражнения) рекомендовать снижение температуры воздуха в каюте на 2-3°С;
д) в период сна рекомендовать снижение температуры воздуха в каюте для более эффективного отдыха на 2-3°, т.е. ближе к нижней границе комфорта;
е) после полудня по прогретому солнцем борту рекомендовать более низкую температуру воздуха для снятия избытков тепловой радиации.
Данные рекомендации возможно осуществлять путем ручной дорегулировки микроклимата изменением (при 2-х канальных СКВ) соотношений объемов различно обработанного охлажденного воздуха или соответствующим направлением воздушных струй от воздухораспределительных устройств.
4. Все результаты гигиенического контроля за эксплуатацией систем KB на судах, а также обнаруженные недостатки и предложения по их устранению судовой врач должен отражать в санитарном журнале по следующей рекомендуемой форме (табл. 6).
Список необходимых приборов
Для проведения гигиенического контроля за эксплуатацией СКВ судовой врач должен иметь комплект контрольно-измерительных приборов:
1. Аспирационный психрометр Ассмана с термометрами со шкалой до +50°С.
2. Шаровой зачерненный термометр со шкалой до 50°С (шаровой термометр представляет собой металлический, стеклянный, зачерненный шар с матовой поверхностью, диаметром 9-12 см, в который вставлен термометр).
3. Анемометр крыльчатый или термоанемометры типа ЭА-1м, ЭА-2м.
4. Секундомер.
Обеспечение судовых врачей вышеперечисленными приборами возлагается на соответствующие пароходства.
Таблица 6
Журнал санитарно-гигиенического контроля за эксплуатацией систем кондиционирования воздуха
На ________________________________ в рейсе _____________________________
(наименование судна)
Районы плавания
|
Дата
|
Наружные параметры |
Микроклимат помещений |
||||||||
температура воздуха в °С |
относительная влажность в % |
облачность по 10 баллов# оценке |
кондиционируемые помещения (борт, палуба и т.д.) |
температура воздуха в °С |
относительная влажность воздуха в % |
скорость движения воздуха в м/сек |
радиационная температура |
результирующая температура в °РТ |
недостатки, замечания по микроклимату, по объему подаваемого воздуха, по санитарному состоянию отдельных узлов СКВ |
Таблица 7
Дата исследований |
Метеорологические условия в день опроса |
Фактический микроклимат в °РТ |
Число ответов |
|||||||||||||
рейс (п. отхода - п. прихода) |
дата выхода в рейс |
день рейса |
календарная дата |
координаты района проведения исслед. |
теплоощущения в баллах |
Потоотделение в баллах |
||||||||||
темпер. влажность воздуха в °С в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Примечание: Средний балл из суммы всех баллов отдельных оценок теплоощущений (интенсивности потоотделения), поделенной на число случаев наблюдений в группе.
Пример: из 7 опрошенных лиц в условиях микроклимата, составляющих 24°РТ, 4 человека ответили "нормально" (3 балла), 2 человека - "тепло" (4 балла) и 1 человек - "жарко" (5 баллов). Проводим следующие расчеты:
(4 х 3) + (2 х 4) + (1 + 5) = 25 баллов,
25 баллов
------------------- = 3,5 балла.
7(число опрошенных)
Т.е. микроклимат в 24°РТ относится для данной группы лиц к верхней границе зоны комфорта.
Заместитель Главного |
А.И. Заиченко |
______________________________
* Согласно "Правилам технической эксплуатации судовых холодильных установок" герметичность фреоновой системы должна проверяться галоидным или электронным течеискателем не реже 2 раз в неделю.
** Представленные в таблице нормативные величины в °РТ являются комплексными показателями условий микроклимата, включающими температуру, влажность, подвижность воздуха, а также среднюю радиационную температуру от ограждений с учетом акклиматизации членов экипажа к различным климатическим условиям.
*** В случае сложной конфигурации приточного отверстия следует использовать насадки, позволяющие получить направленный поток.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструктивно-методические указания по гигиеническому контролю за эксплуатацией систем кондиционирования воздуха на судах (утв. Главным Государственным санитарным врачом СССР 24 сентября 1974 г. N 1182-74)
Текст документа приводится по официальному изданию Минздрава СССР