Комментарий
к Хельсинскому договору о северном сотрудничестве
П.А. Калиниченко,
к.ю.н.
Страны и народы Северной Европы издревле объединяет общая судьба, общие этнические черты и общее культурное наследие. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с развитием процессов интеграции в Европе, именно в этом регионе континента были созданы одни из самых "крепких" интеграционных структур. Речь идет о двух интеграционных институтах северного сотрудничества, учрежденных на основе Хельсинского договора о северном сотрудничестве между Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией, подписанного 23 марта 1962 г. - Северном совете и Северном совете министров.
Северный совет является органом межпарламентского сотрудничества государств Северной Европы. Этот орган был создан в 1952 г. в качестве форума обсуждения различных трансграничничных вопросов между политиками Дании, Исландии, Норвегии и Швеции. В 1955 г. к деятельности этого органа присоединились парламентарии Финляндии. Первоначально работа Северного совета проводилась на основе Устава Северного совета, который заменил Хельсинский договор 1962 г.
Хельсинский договор, вступивший в силу 1 июля 1962 г. определил порядок формирования Северного совета, его структуру и полномочия. Договор изменялся 7 раз в 1971 г., в 1974 г., в 1983 г., в 1985 г., в 1991 г., в 1993 г. и в 1995 г. Наиболее важные изменения были внесены в 1971 г., в 1974 г. и в 1983 г. Сегодня Хельсинский договор включает преамбулу и 70 статей, сгруппированных в 14 ненумерованных разделов.
Северное сотрудничество согласно Хельсинскому договору охватывает:
- правовое сотрудничество, включая гармонизацию различных отраслей законодательства, координацию вопросов гражданства и прав, происходящих из него, а также обеспечение сближения правоприменительной практики;
- культурное сотрудничество, при особом акценте на проблемы развития образования и гармонизации образовательных стандартов в северных странах;
- социальное сотрудничество, включая вопросы обеспечения функционирования Северного рынка труда, вопросы социального обеспечения, здравоохранения, производства спиртных напитков, дела молодежи;
- экономическое сотрудничество, включая обеспечение свободы передвижения капиталов, инвестиций и платежей, облегчения режима в торговле, координацию позиций государств-членов в международной торговле товарами;
- сотрудничество в области транспорта и коммуникаций, включая совместное развитие сетей, координацию мер по обеспечению безопасности автомобильных дорог, создание единой зоны паспортного контроля между северными странами;
- в соответствии с изменениями в Хельсинский договор, внесенными в 1974 г. северное сотрудничество проходит и в сфере охраны окружающей среды;
- сотрудничество в других сферах, в том числе информация, статистика, консульская защита граждан северных стран.
В структуру Северного совета входят: Пленарная ассамблея, Президиум, Секретариат Президиума и постоянные комитеты.
Пленарная ассамблея Северного совета состоит из 87 членов - представителей парламентов Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции, а также Гренландии, Фарерских островов (входящих в состав парламентской делегации Дании) и Аландских островов (входящих в состав парламентской делегации Финляндии). В деятельности Северного совета без права голоса участвуют также представители правительств северных стран, а также администраций Фарерских островов, Гренландии и региональных органов управления Аландских островов.
Пленарная ассамблея проводит свои заседания минимум раз в год. Пленарной ассамблеей осуществляются полномочия Совета за исключением случаев предусмотренных специально. Если Пленарная ассамблея не решит иное, ее заседания являются открытыми для общественности.
Ежегодно Парламентская ассамблея избирает Президиум, в котором представлены все северные страны. Возглавляет Президиум Председатель.
Президиум занимается текущими делами Совета и осуществляет иные полномочия Совета по реализации положений Хельсинского договора.
Пленарная ассамблея определяет число постоянных комитетов и сферы их деятельности. Постоянные комитеты подготавливают вопросы, которые рассматривает Совет. Каждый член Северного совета является одновременно членом одного из постоянных комитетов.
Северному совету оказывает помощь в его работе Секретариат Президиума, расположенный в Стокгольме.
Совет в лице Пленарной ассамблеи может принимать рекомендации, подготавливать иные документы и исследовательские доклады, освещающие точку зрения одного или более правительств северных стран или Совета министров.
Делегация каждой северной страны сама оплачивает расходы по ее участию в Совете.
Северный совет министров был создан на основе Копенгагенского соглашения между северными странами от 17 февраля 1971 г., которое внесло соответствующие изменения в Хельсинский договор 1962 г.
Северный совет министров является органом сотрудничества правительств северных стран. В его работе участвуют представители правительств северных стран, а также администраций Фарерских островов, Гренландии и региональных органов управления Аландских островов. Премьер-министры северных стран ответственны за всеобщую координацию вопросов северного сотрудничества в Северном совете министров. В каждой стране специально созданы посты членов правительства, отвечающих за координацию деятельности их страны в северном сотрудничестве (министры сотрудничества).
Северный совет министров издает решения в целях реализации положений Хельсинского договора и других соглашений между северными странами. Совет министров также ответственен за сотрудничество между правительствами северных стран и между правительствами и Северным советом в других вопросах относящихся к совместной деятельности.
Решения Северного совета министров принимаются единогласно. Каждая страна имеет один голос в Северном совете министров. Решения Северного совета министров обязательны для каждой страны. При этом, решения по проблемам, которые в соответствии с конституцией любой из стран требуют парламентского одобрения, не являются обязательными для этой страны пока парламент страны не одобрит его.
Председательство в Северном совете министров осуществляется поочередно правительствами северных стран в соответствии с положениями специального Соглашения. Председатель ответственен за координацию сотрудничества между правительствами северных стран и за инициирование действий по связанным с этим вопросам. Председатель осуществляет руководство всеми делами Северного совета министров на заседаниях и в процессе консультаций правительств по проблемам европейского и международного сотрудничества.
Северному совету министров помогает в его работе комитеты правительственных служб и Секретариат Северного совета министров, возглавляемый Генеральным секретарем. Располагается Секретариат Северного совета министров в г. Копенгаген. Именно Секретариат Северного совета министров, в том числе, осуществляет руководство северными информ-центрами в Вильнюсе, Риге, Таллинне и Санкт-Петербурге (в государствах, имеющих статус наблюдателя при Северном совете).
Кроме Северного совета и Северного совета министров северное сотрудничество согласно ст. 40 Хельсинского договора 1962 г. протекает также в рамках встреч премьер-министров, специальных органов сотрудничества, а также между специализированными органами власти северных стран.
Статья 38 Хельсинского договора предоставляет возможность государствам-участникам развивать отдельные его положения на основе специальных соглашений. Северные страны заключили между собой несколько таких соглашений, в частности, Соглашение о культурном сотрудничестве 1972 г., Соглашение о сотрудничестве в области транспорта 1972 г., Конвенцию об охране окружающей среды 1974 г. и др.
Сегодня северное сотрудничество протекает на фоне функционирования Европейского экономического пространства между государствами-членами Европейского Союза и странами Европейской ассоциации свободной торговли, т.к. Дания, Швеция и Финляндия входят в Европейский Союз, а Норвегия и Исландия являются членами ЕАСТ. Подобная ситуация предполагает создание по большинству направлений северного сотрудничества практически идентичных норм, существующим в Европейском Союзе.
Именно расширение участия северных стран в европейском сотрудничестве повлекло изменения, внесенные в Хельсинский договор в 1993 г. и в 1995 г.
Помимо укрепления связей с Европейским союзом, деятельность Северного совета и Северного совета министров в 1990-е г.г. была направлена на развитие принципиально новых отношений со странами Прибалтики и Россией. В частности, Северный совет активно содействовал появлению в 1994 г. Совета государств Балтийского моря (Балтийского совета), организации включающей страны Балтийского региона.
Вопрос об участии России в северном сотрудничестве и присоединении к Северному совету и Северному совету министров поднимался неоднократно. С этой инициативой уже давно выступают представители северных регионов нашей страны, заседающие в Совете Федерации*.
Судьбы России и других североевропейских стран исторически тесно переплетены. Культурные связи народов этих стран складывались столетиями. Сегодня Россия единственная страна Северной Европы, не участвующая в процессах североевропейской интеграции, хотя проблема развития Севера России стоит очень остро. Полноценное участие нашей страны в программах, осуществляемых в рамках северного сотрудничества, позволило в значительной степени сгладить остроту экономических и социальных проблем этого региона России.
С другой стороны присоединение России к северному сотрудничеству придало бы новую значимость деятельности Северного совета и Северного совета министров в качестве интеграционных структур в Европе, т.к. в последние время их работа все более "оттеняется" деятельностью Европейского Союза и развитием Европейского экономического пространства.
______________________________
* "Члены Совета Федерации высказываются за вступление России в Северный Совет". Сообщение РИА "Новости" от 11 июля 2002 г., www.rian.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.