Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 24 мая 2005 г. N 03-03-02-05/23
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 января 2009 г. N 03-11-09/19
Вопрос: Я являюсь индивидуальным предпринимателем. Работаю с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения - доходы. Имею намерение заключить посреднический договор (комиссии, агентский) с юридическим лицом. Полагаю, что данные правоотношения должны регулироваться п. 2 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ. Однако пункт 1 данной статьи четко прописывает посредством отсылочной нормы в ст. 251 Кодекса о том, что при определении налоговой базы не учитываются доходы, поступившие комиссионеру ... в виде имущества (включая денежные средства)...
П.2 рассматриваемой статьи Кодекса (346.15) данной отсылочной нормы не имеет, в связи с чем непонятно, как толковать данную норму права - буквально или применяя аналогию с п. 1.
Перечитала все разъяснительные письма Минфина, к которым имею доступ, но ответ на этот вопрос не нашла.
Очень прошу дать разъяснения.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на ваше письмо от 11.04.2005 г. сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта обложения единым налогом индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.
Под предпринимательской деятельностью согласно п. 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понимается направленная на систематическое получение прибыли деятельность от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно п. 1 статьи 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Пунктом 1 статьи 1005 ГК РФ предусматривается, что по агентскому договору агент по поручению принципала совершает за вознаграждение юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала.
Таким образом, доходом комиссионера и агента является вознаграждение за услуги, оказываемые ими комитенту или принципалу. Это положение распространяется и на индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по договорам комиссии или агентским договорам, поскольку, согласно п. 3 статьи 23 ГК РФ, предпринимательская деятельность индивидуальных предпринимателей, как и предпринимательская деятельность организаций, регулируется ГК РФ.
Поэтому индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и оказывающие услуги по договорам комиссии или агентским договорам, при определении объекта единым налогом учитывают сумму комиссионного (агентского) вознаграждения.
Копия настоящего ответа направлена в Управление налогообложения малого бизнеса ФНС России.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При определении объекта обложения единым налогом индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.
Доходом комиссионера и агента является вознаграждение за услуги, оказываемые ими комитенту или принципалу. Это положение распространяется и на индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по договорам комиссии или агентским договорам. Поэтому индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и оказывающие услуги по договорам комиссии или агентским договорам, при определении объекта обложения единым налогом учитывают сумму комиссионного (агентского) вознаграждения.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 мая 2005 г. N 03-03-02-05/23
Текст письма официально опубликован не был