Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 мая 2005 г. N 16507/04
См. комментарий
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Тумаркина В.М. -
рассмотрел заявление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Самары (ныне - Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району города Самары) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2004 по делу N А55-4606/04-6 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2004 по тому же делу.
В заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "Самарский завод котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов" - Мартынов В.Е.
Заслушав и обсудив доклад судьи Тумаркина В.М., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Самарский завод котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Самары (далее - инспекция) о признании недействительным ее решения от 22.03.2004 N 02-16/206 об отказе в списании 4 363 351 рубля 6 копеек просроченной для взыскания недоимки по налогу на имущество, налогу на пользователей автомобильных дорог, земельному налогу и задолженности по пеням, о признании незаконным бездействия должностных лиц инспекции, выразившегося в отказе списать этот долг, об обязании исключить из лицевого счета общества 4 363 351 рубль 6 копеек как безнадежные к взысканию и о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 29.03.2004 N 4267, 4268, 4269, 4270 о взыскании 1 715 323 рублей.
Решением суда первой инстанции от 08.06.2004 заявление общества удовлетворено частично: признано недействительным решение инспекции от 22.03.2004 N 02-16/206 об отказе в списании просроченной для взыскания недоимки и задолженности по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 2 420 778 рублей 52 копеек и по земельному налогу в сумме 746 303 рублей 70 копеек.
Бездействие налогового органа, выразившееся в отказе списать указанные суммы, признано незаконным. Суд обязал инспекцию исключить их из лицевого счета налогоплательщика как безнадежные к взысканию и признал не подлежащими исполнению инкассовые поручения от 29.03.2004 N 4267, 4268, 4269 и 4270.
Суд отказал обществу в списании 1 127 592 рублей 51 копейки недоимки по налогу на имущество предприятий и задолженности по пеням, поскольку эта сумма включена в график погашения задолженности по налогам и сборам, утвержденный инспекцией на основании заявления общества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 26.08.2004 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Удовлетворяя требования общества в части списания недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог и земельному налогу, суды на основании статей 87 и 88 (сроки проведения проверки) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статей 46, 47 и 70 Кодекса (порядок взыскания недоимки по налогам), статьи 113 Кодекса (срок давности привлечения к ответственности) признали долг по налогам и пеням, сложившийся на 01.01.2001, нереальным для взыскания в силу причин юридического характера, так как к моменту обращения общества в инспекцию последняя утратила право на его взыскание как во внесудебном, так и в судебном порядке, и обязали инспекцию списать с лицевого счета спорные суммы как безнадежные к взысканию, признав тем самым незаконным бездействие ее должностных лиц.
Довод инспекции об отсутствии у нее права удовлетворить требования общества по основаниям иным, отличным от предусмотренных в постановлении Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам", были отвергнуты судами, поскольку статья 59 Кодекса не содержит ограниченного перечня оснований для списания долгов.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановления суда кассационной инстанций инспекция просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений статьи 59 Кодекса.
Общество в отзыве просит оставить названные судебные акты без изменения со ссылкой на статьи 45, 46, 48, 70 Кодекса и пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении инспекции, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, Президиум считает, что судебные акты в части удовлетворения требований истца подлежат отмене с принятием нового решения в отмененной части - об отказе обществу в удовлетворении его требований - по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество 17.03.2004 обратилось в инспекцию с заявлением о списании с лицевого счета налогоплательщика 4 363 351 рубля 6 копеек долга, образовавшегося в период с 01.01.1997 до 01.01.2001.
Из содержания заявления и данных налогового учета следует, что за обществом числится недоимка по федеральному налогу (налог на пользователей автомобильных дорог), региональному налогу (налог на имущество предприятий) и местному налогу (земельный налог), а также задолженность по пеням, начисленным по этим налогам. Недоимка по налогу на пользователей автомобильных дорог и земельному налогу образовалась в 2000 году.
Инспекция решением от 22.03.2004 N 02-16/206 отказала обществу в списании сумм недоимки и задолженности со ссылкой на пункт 1 статьи 59 Кодекса и постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам".
В соответствии со статьей 59 Кодекса недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;
по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.
Во исполнение статьи 59 Кодекса Правительство Российской Федерации приняло постановление от 12.02.2001 N 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам решают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления применительно к порядку, определенному названным постановлением.
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.
В месте нахождения общества списание долгов налогоплательщиков осуществлялось на основании постановления губернатора Самарской области от 16.11.2001 N 407 и постановления главы города Самары от 14.05.2002 N 215, которыми предусмотрено списание недоимки по региональным и местным налогам и задолженности по пеням в случае ликвидации организации.
Таким образом, нормативная база по вопросу о применении статьи 59 Кодекса в данном случае определена названными постановлениями Правительства Российской Федерации, губернатора Самарской области и главы города Самары.
Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
Поэтому у инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление общества об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням, а у судов - понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.
Судебные акты в части понуждения инспекции исключить из лицевого счета налогоплательщика суммы недоимки и задолженности по пеням также являются ошибочными. Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Таким образом, при разрешении спора по настоящему делу судами допущено ошибочное применение законодательства Российской Федерации о налогах, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены оспариваемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2004 по делу N А55-4606/04-6 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2004 по тому же делу в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Самары от 22.03.2004 N 02-16/206 об отказе налогоплательщику в списании недоимки и задолженности по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 2 420 778 рублей 52 копеек и по земельному налогу в сумме 746 303 рублей 70 копеек, признания незаконным бездействия должностных лиц налогового органа, выразившегося в отказе списать указанные суммы, и об обязании инспекции исключить из лицевого счета налогоплательщика безнадежные к взысканию суммы 2 420 778 рублей 52 копейки и 746 303 рубля 70 копеек отменить.
В указанной части требований закрытому акционерному обществу "Самарский завод котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов" отказать.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривается бездействие налогового органа, выразившееся в отказе списать задолженность по налоговым платежам и пеням как безнадежную к взысканию.
Признав бездействие налогового органа незаконным, суды нижестоящих инстанций частично удовлетворили требования. По их мнению, ст. 59 НК РФ не содержит ограниченного перечня оснований для списания долгов.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ не согласился с такими выводами и, отменив состоявшиеся судебные акты, указал следующее.
В соответствии со ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам - Правительством РФ; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.
Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.
Во исполнение ст. 59 НК РФ Правительство РФ приняло постановление от 12.02.2001 N 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ. Аналогичная норма о том, что списание задолженности по соответствующим налогам производится только при ликвидации налогоплательщика, содержится в региональном и местном законодательстве.
Таким образом, как подчеркнул Президиум, нормативная база по вопросу о применении ст. 59 НК РФ в данном случае определена названными постановлениями Правительства РФ N 100.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 мая 2005 г. N 16507/04
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2005 г., N 8