Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
о формировании и ведении информационных ресурсов Федеральной налоговой службы
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 8 июня 2005 г. N САЭ-3-13/257@)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о формировании и ведении информационных ресурсов Федеральной налоговой службы (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ, от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ).
1.2. Формирование, ведение и предоставление информационных ресурсов осуществляется с использованием средств автоматизированной информационной системы налоговых органов (АИС "Налог" ФНС России).
1.3. Под информационными ресурсами понимаются совокупности сведений в электронном виде (база данных, электронная библиотека, реестр, кадастр, фонд, архив и другие виды информационных массивов), поддерживаемые программно-техническими средствами автоматизированной информационной системы.
1.4. Целью создания информационных ресурсов является формирование в ФНС России хранилища данных налоговых органов, из которого путем специализированной обработки пользователю предоставляется информация на электронных или бумажных носителях, в том числе в виде отдельных фрагментов баз данных, отчетов и справок.
1.5. В соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации назначаются ответственные (подразделения, уполномоченные собственником информационного ресурса - ФНС России) за информационный ресурс, его ведение и администрирование.
1.5.1. Ответственный за информационный ресурс и за его ведение - подразделение от лица собственника информационного ресурса, отвечающие за его полноту, достоверность сведений, использование, распространение и предоставление доступа.
1.5.2. Ответственный за формирование информационного ресурса подразделение, обеспечивающее программно-техническую и технологическую поддержку сбора, обобщения, проведения форматно-логического контроля и формирования баз данных.
Для отдельных информационных ресурсов функция формирования может возлагаться на подразделения, отвечающие за информационный ресурс и за его ведение.
1.5.3. Ответственный за администрирование информационного ресурса - подразделение и/или его представитель, отвечающие за хранение и поддержание в рабочем состоянии, резервирование (создание копий), восстановление (в случаях порчи или утраты) информационного ресурса на электронных носителях, его защиту с использованием программно-технических средств администрирования и мониторинга, при необходимости, архивирование отработанной информации за прошедший период и формирование локальных справочников.
1.5.4. В случае возможных изменений в части подразделения, отвечающего за информационный ресурс, по согласованию с курирующим заместителем руководителя ФНС готовится приказ о назначении нового ответственного и внесении изменений в "Состав информационных ресурсов ФНС России" с обязательным доведением копии до Управления информационных технологий.
1.6. Основными задачами создания информационных ресурсов является:
- согласованное формирование, поддержание и предоставление сведений информационных ресурсов в соответствии с возложенными на подразделения ФНС России задачами и функциями, для эффективного и качественного информационного обеспечения, решения стратегических и оперативных задач, стоящих перед ФНС России, формирования государственной и ведомственной налоговой отчетности, а также для обеспечения внешних пользователей соответствующей информацией налоговых органов в рамках установленного законодательства;
- создание условий для мониторинга хода выполнения задач, определенных "Положением о Федеральной налоговой службе" (утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, с изменениями от 11.02.2005), проведения необходимой аналитической работы и получения достоверных данных для принятия своевременных организационных решений, решений по совершенствованию нормативных и правовых документов, учета, анализа и контроля поступления налогов, сборов и платежей в бюджет.
1.7. Состав информационных ресурсов утверждается приказом ФНС России, после проведения их инвентаризации по состоянию на конец года в виде реестра "Состав информационных ресурсов ФНС России по состоянию на 31 декабря _____ года" (образец представлен в приложении 1 к настоящему Положению).
Изменения состава информационных ресурсов утверждаются отдельными приказами ФНС России в виде дополнений к реестру "Состав информационных ресурсов ФНС России по состоянию на 31 декабря _____ года".
1.8. Ведение указанного реестра возлагается на Управление информационных технологий ФНС России.
2. Порядок формирования и ведения информационных ресурсов
2.1. Информационные ресурсы создаются на основе информации, получаемой инспекциями местного уровня от налогоплательщиков, отчетной информации инспекций местного и регионального уровней об их деятельности и выполненных работах по сбору налогов и платежей, информации, получаемой из федеральных органов государственной власти, внебюджетных фондов и других источников, а также собственной информации центрального аппарата ФНС России.
Информационные ресурсы в ФНС России разбиты на 4 основных раздела:
1) информационные ресурсы по государственной регистрации и учету юридических и физических лиц;
2) информационные ресурсы по формам налоговой отчетности, ежегодно утверждаемым приказом ФНС России;
3) информационные ресурсы, формируемые на основе сведений, получаемых из внешних источников;
4) вспомогательные информационные ресурсы;
и формируются следующим образом:
- для информационных ресурсов 1 и 2 раздела - на уровне субъекта Российской Федерации Управлениями ФНС России проводится сбор, анализ, обобщение, накопление и хранение информации, полученной от налоговых инспекций местного уровня, с последующей передачей на федеральный уровень для формирования федеральных информационных ресурсов. Регламент передачи информации от инспекций и средства передачи данных определяются нормативными ведомственными документами;
- для информационных ресурсов 3 раздела - на основе сведений, получаемых из внешних источников, осуществляется сбор и сортировка информации на федеральном уровне с последующей передачей на региональный и далее на местный уровень;
- для информационных ресурсов 4 раздела - осуществляется в каждом конкретном случае в соответствии с установленным технологическим порядком формирования и поддержания их в рабочем состоянии.
2.2. Технологической основой формирования информационных ресурсов является программно-техническая среда ведомственной автоматизированной информационной системы налоговых органов.
2.3. Централизованный учет информационных ресурсов ФНС России, методическое руководство по комплектованию, систематизации данных, их структуре, средствам обработки и передачи с использованием информационных технологий, совместимости форматов данных при передаче в электронном виде и обеспечение сохранности данных осуществляется Управлением информационных технологий при участии МИ ФНС России по ЦОД и ФГУП "ГНИВЦ МНС России".
2.4. Работы по формированию, ведению, сопровождению и администрированию информационных ресурсов осуществляются в каждом конкретном случае в соответствии с ведомственными и нормативными актами.
2.5. На уровне субъекта Российской Федерации Управлениями ФНС России проводится сбор, анализ, обобщение, накопление и хранение информации, полученной от налоговых инспекций местного уровня, с последующей передачей на федеральный уровень для формирования федеральных информационных ресурсов. Регламент передачи информации от инспекций и средства передачи данных определяются нормативными ведомственными документами.
2.6. Контроль за передачей и получением информации для формирования и ведения информационного ресурса, с точки зрения обеспечения защиты информации осуществляются Управлением безопасности.
2.7. Ответственность за предоставление достоверной информации для формирования информационных ресурсов, несет источник информации (инспекции, управления, сторонние организации).
Ответственность за сохранность достоверности сведений информационных ресурсов возлагается на подразделения, обеспечивающие поддержание информационных ресурсов в работоспособном состоянии и их администрирование.
2.8. Ведение информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной, налоговой, коммерческой, банковской тайне, служебной и конфиденциальной информации, осуществляется с обязательным выполнением требований по защите информации, установленных законодательством и нормативными актами для этих категорий информации.
2.9. Мероприятия по соблюдению требований безопасности информации в соответствии с установленными уровнями защищенности программно-технических средств и объектов обеспечивает Управление безопасности.
2.10. Обеспечение доступа сторонних организаций к информационным ресурсам ФНС России или получение по запросам на регулярной основе информации из них, а также получение информационных ресурсов от федеральных органов государственной власти определяются двухсторонними соглашениями об информационном взаимодействии между ФНС России и другой стороной, либо нормативным актом Правительства Российской Федерации.
2.11. Состав данных и сроки представления информации от налоговых органов для формирования государственных и отраслевых (ведомственных) информационных ресурсов на федеральном уровне определяются законодательством и утверждаются приказом ФНС России.
3. Организация и порядок формирования реестра "Состав информационных ресурсов ФНС России".
3.1. При включении вновь созданного информационного ресурса в состав информационных ресурсов ФНС России формируются таблица и карточки учета информационных ресурсов в соответствии с приложениями N 1, 2 к настоящему Положению.
3.2. В графе 2 "Наименование ресурса" указывается наименование информационного ресурса (здесь и далее до подпункта 3.10 включительно по образцу, описанному в приложении N 1).
3.3. В графе 3 "Программные средства, обеспечивающие использование ресурса / разработчик, тел. / ОС / СУБД / язык программирования" указывается программное средство, которое поддерживает данный ресурс, Ф.И.О. разработчика, ответственного за разработку соответствующих программных средств, его телефон и характеристики используемой общесистемной программной платформы.
3.4. В графе 4 "Схема формирования ресурса: Ф - федеральный, Р - региональный, М - местный, В - внешний источник" указывается порядок (схема) формирования информационного ресурса.
3.5. В графе 5 "Источник информации, способ доставки" указывается не только источник информации, но и средство передачи информации (почта, фельдъегерская связь, электронная почта, телекоммуникационные каналы связи, Интернет), вид передаваемой информации (электронный документ, твердая копия документа), наличие электронной цифровой подписи и т.п.
3.6. В графе 6 "Ответственный за ресурс" - указывается подразделение, отвечающее за информационный ресурс от лица ФНС России.
3.7. В графе 7 "Ответственные за ведение информационного ресурса" указываются подразделения, отвечающие за формирование, полноту и достоверность сведений информационного ресурса.
3.8. В графе 8 "Ответственный за администрирование" указывается подразделение, ответственное за администрирование данного ресурса.
3.9. В графе 9 "Пользователи" заказчик по согласованию с Управлением безопасности указывает, кто допущен к информационному ресурсу и в каком режиме.
3.10. В графе 10 "Номер Формы учета государственного информационного ресурса" номер информационному ресурсу присваивается Управлением информационных технологий в соответствии со следующей классификацией:
- признак принадлежности информационного ресурса - аббревиатура "ФНС";
- номер Управления ФНС России (подразделения-заказчика);
- порядковый номер карточки информационного ресурса, закрепленного за подразделением-заказчиком.
(например, по Управлению информационных технологий для информационного ресурса с порядковым номером 3, присваивается номер формы учета - N ФНС-13-03).
3.11. В карточке формы учета информационного ресурса (образец представлен в приложении N 2 к настоящему Положению) описываются характеристики соответствующего информационного ресурса. Порядок заполнения описан в пунктах 3.12 - 3.23.
3.12. В поле "Наименование ресурса" приводится его полное официальное наименование.
3.13. В поле "Министерство/ведомство" приводится наименование министерства или подчиненного ему органа исполнительной власти, за которым закреплен информационный ресурс.
3.14. В поле "Организация" приводится полное официальное наименование организации (подразделения), непосредственно осуществляющей ведение ресурса.
3.15. В поле "Назначение ресурса" приводится описание ресурса, обеспечивающего выполнение конкретной государственной функции.
3.16. В поле "Уровень использования" необходимо отметить необходимый уровень использования информационного ресурса: межведомственный - ресурсы, используемые межведомственными информационными системами; ведомственный - ресурсы, предназначенные для выполнения функций ведомства; внутренний - ресурсы, предназначенные для выполнения хозяйственной деятельности организации (бухгалтерия, кадры и т.п.).
3.17. Для каждого информационного ресурса заказчиком указывается правовое обоснование - нормативный акт для создания или эксплуатации ресурса (Указ Президента Российской Федерации, Федеральный закон, постановление или распоряжение Правительства Российской Федерации, решение коллегии, приказ ФНС и т.п.).
3.18. В поле "Описание ресурса" приводится изложение содержания (темы, предмета) информационного ресурса в виде реферата.
3.19. В поле "Количество территориальных фрагментов" для ресурсов, представляющих собой однородные территориально распределенные массивы, описание заполняется один раз. При этом в поле "Организация" приводится название головной организации по ведению распределенной БД и заполняется поле "Количество территориальных фрагментов".
3.20. В поле "Информационные услуги, условия их предоставления" заказчик указывает перечень информационных услуг, предоставляемых внешним пользователям (коммерческим организациям, частным лицам, ведомственным организациям, министерствам) на основе указанного в данной форме ресурса. Отметить условия, на которых предоставляются информационные услуги, подчеркнув соответственно П - для ресурсов, предоставляемых за плату, Б - бесплатно.
3.21. В поле "Логический объем ресурса" указывается количество записей, документов, объектов. Заполняется по возможности.
В поле "Физический объем Электронные ресурсы" указать количество информации в Мб, хранимой на магнитных носителях. Заполняется обязательно.
В поле "Физический объем Традиционные единицы информации хранения" указывается количество листов документа на бумажном носителе (при дублировании информации на бумажных носителях).
3.22. В поле "Сетевой адрес" указывается адрес размещения ресурса в Интернет, если таковой имеется. Иначе пишется "не размещается".
3.23. В поле "Контактные данные по ресурсу" указываются сведения о лице, ответственном за ведение ресурса в ЦА ФНС России.
3.24. Управления, ведущие соответствующие информационные ресурсы, разрабатывают методические указания (инструкции) по их использованию и представляют на утверждение курирующему заместителю руководителя ФНС России.
3.25. При создании копии информационного ресурса, с целью предоставления к нему доступа, данная копия оформляется, как отдельный ресурс. У основного информационного ресурса делается отметка "Оригинал".
3.26. Управление безопасности контролирует обеспечение подразделениями ФНС России безопасных условий функционирования информационных ресурсов. Реализация данных условий обеспечивается программно-техническим комплексом защиты информации.
3.27. В соответствии с действующим порядком (приказ от 02.06.2003 N БГ-3-13/285 "Об утверждении положения "О единой системе классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации МНС России") все изменения в классификаторах и справочниках оформляются как извещения об изменениях по утвержденной форме.
По остальным информационным ресурсам порядок определяется на основании методических указаний (инструкций) по использованию информационного ресурса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.