Письмо Минфина РФ от 27 июня 2005 г. N 07-03-01/647
Согласно письму Минфина РФ от 13 апреля 2009 г. N 07-03-32/520 настоящее письмо не применяется
В соответствии с решением Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации от 31 марта 2005 г. (протокол N 34), с учетом согласования с Федеральной службой по финансовому мониторингу и исходя из положений Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности обращает внимание аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также аудиторов на следующее.
1. В случаях, когда лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг (далее - обслуживающие лица), готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона (далее - Операции), они обязаны идентифицировать клиентов, организовать внутренний контроль, фиксировать и хранить информацию.
Пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона предусмотрены следующие сделки и финансовые операции с денежными средствами или иным имуществом:
- сделки с недвижимостью;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
2. Обслуживающие лица обязаны идентифицировать лицо, находящееся у него на обслуживании, и установить следующие сведения:
- в отношении физического лица - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
- в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.
Требования к идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
3. В целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма обслуживающие лица обязаны:
- разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления,
- назначать специальных должностных лиц, ответственность за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ,
- предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
3.1. Правила внутреннего контроля обслуживающего лица должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этого лица.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом Рекомендаций, утвержденных распоряжением Правительством Российской Федерации от 17 июля 2002 г. N 983-р (с учетом последующих изменений), и утверждаются в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
3.2. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
4. Обслуживающие лица в соответствии с правилами внутреннего контроля обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности клиента, установленным учредительными документами этого клиента;
- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом (статья 6);
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
5. Обслуживающие лица обязаны хранить не менее пяти лет документы, подтверждающие сведения, указанные в статье 7 Федерального закона, а также копии документов, необходимых для идентификации личности. Указанный срок для копий документов, необходимых для идентификации личности, исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.
6. При наличии у обслуживающих лиц любых оснований полагать, что Операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу.
6.1. Порядок передачи в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации об Операциях регулируется Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82.
6.2. Информация представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции (сделки). Информация представляется в виде письменного документа на бумажном носителе, подписанного соответственно индивидуальным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, или уполномоченным лицом организации, осуществляющей деятельность в указанной сфере, и заверенного печатью (при ее наличии), или в виде электронного документа, подписанного с использованием в установленном порядке электронной цифровой подписи.
Защиту информации при ее передаче в Федеральную службу по финансовому мониторингу осуществляет владелец информационных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.3. В указанный выше документ включаются следующие сведения:
а) сведения, необходимые для идентификации клиента;
б) вид операции (сделки) и основания ее совершения;
в) дата совершения операции (сделки) и сумма, на которую она совершена;
г) обстоятельства, послужившие основанием полагать, что операция (сделка) клиента осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
6.4. Единый формат представления информации, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащие использованию при ее представлении, а также каналы связи для передачи информации определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
6.5. Обслуживающие лица не вправе разглашать факт передачи в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации.
Директор Департамента |
Л.З. Шнейдман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении аудиторских проверок необходимо обращать внимание на выявление признаков необычных сделок, когда лица, занимающиеся оказанием юридических и бухгалтерских услуг, готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом. Приводятся признаки сомнительных операций (сделок), при которых обслуживающие лица обязаны идентифицировать клиентов, организовать внутренний контроль, фиксировать и хранить информацию. Информация о клиенте, сделке и обстоятельствах, послуживших основанием полагать, что операция (сделка) клиента осуществляется в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу на следующий же день. Факт передачи указанной информации обслуживающие лица разглашать не вправе.
Письмо Минфина РФ от 27 июня 2005 г. N 07-03-01/647
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 26 июля 2005 г. N 26, в "Финансовой газете", август 2005 г., N 31
Согласно письму Минфина РФ от 13 апреля 2009 г. N 07-03-32/520 настоящее письмо не применяется