Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 июня 2005 г. N 03-05-02-04/116
См. также письмо Пенсионного фонда России от 5 июля 2005 г. N 08-19/7140
Вопрос: Прошу Вас дать обоснованный ответ со ссылкой на соответствующие подпункты, пункты, статьи и акты:
1. Действительно ли гражданин Белоруссии, зарегистрированный по месту пребывания в России, не подлежит обязательному пенсионному страхованию при трудоустройстве?
2. Вправе ли наша организация принять на работу гражданина Белоруссии, если ему отказано районным Пенсионным фондом в выдачи страхового свидетельства государственного пенсионного страхования в связи с тем, что у него лишь регистрация по месту пребывания?
3. Если наша организация вправе принять на работу гражданина Белоруссии, которому отказано в выдаче страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, то в каком порядке на него уплачивается ЕСН в части взносов в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Федеральный бюджет, Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу начисления единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплаты и вознаграждения, начисляемые иностранному гражданину, работающему в российской организации и имеющему статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
С 1 января 2003 года налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, уплачивают единый социальный налог в общеустановленном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 243 Кодекса сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таки# сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).
Статьей 7 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено, что застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию помимо граждан Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору.
Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлены следующие категории законно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан в зависимости от их правового положения в Российской Федерации: временно пребывающий, временно проживающий и постоянно проживающий.
Таким образом, иностранный гражданин, работающий в российской организации, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию и на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование только в том случае, если указанный иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации.
Если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, то, по нашему мнению, он не является застрахованным лицом и, соответственно, на выплаты в пользу данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.
Учитывая изложенное, с сумм выплат и вознаграждений, например, не превышающих 280 000 рублей, в пользу иностранного гражданина, работающего в российской организации и имеющего статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, налогоплательщик уплачивает единый социальный налог в федеральный бюджет (20%), Фонд социального страхования Российской Федерации (3,2%) и фонды обязательного медицинского страхования (2,8%) в общеустановленном порядке без применения налогового вычета, предусмотренного пунктом 2 статьи 243 Кодекса.
Заместитель директора |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России разъяснил порядок начисления ЕСН и страховых взносов на выплаты и вознаграждения иностранному гражданину, работающему в российской организации и имеющему статус временно пребывающего на территории РФ.
Указано, что с сумм выплат и вознаграждений в пользу иностранного гражданина, имеющего статус временно пребывающего на территории РФ, налогоплательщик уплачивает ЕСН в федеральный бюджет (20%), Фонд социального страхования РФ (3,2%) и фонды обязательного медицинского страхования.
Иностранный гражданин, работающий в российской организации, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию и на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование только в том случае, если указанный иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего на территории РФ.
Если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего на территории РФ, то он не является застрахованным лицом и, соответственно, на выплаты в пользу данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 июня 2005 г. N 03-05-02-04/116
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 26 июля 2005 г. N 26