Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 7 июля 2005 г. N 03-08-05
Вопрос: Компания просит Вас ответить на следующие вопросы:
1) Предусматривается ли пунктами 1 и 2 статьи 10 Соглашения выбор налогоплательщиками варианта, в соответствии с которым дивиденды, выплачиваемые российской компанией резиденту Кипра, облагаются налогом на доходы либо на Кипре (п. 1), либо в России (п. 2) на усмотрение лиц, выплачивающих и получающих дивиденды. Либо указанные нормы следует толковать таким образом, что налог на дивиденды следует уплачивать как в России (у источника выплаты), так и на Кипре - в соответствии с национальным законодательством получающей дивиденды стороны.
2) В соответствии с ранее опубликованными разъяснениями Минфина РФ, для целей применения подпункта "а" пункта 2 статьи 10 Соглашения, размер инвестиции определяется суммой, фактически уплаченной на дату приобретения акций, при соблюдении принципа использования рыночных цен между независимыми участниками сделки. При этом под "прямым вложением" подразумевается как приобретение акций при первичной или последующей эмиссиях, так и при покупке акций на рынке ценных бумаг или непосредственно у их предыдущего владельца.
Обязано ли российское лицо - источник выплаты дивидендов при удержании в РФ налога по ставке 5% удостовериться в том, что получатель дивидендов фактически заплатил предыдущему владельцу акций сумму, эквивалентную 100.000 долларов США, если даже номинальная стоимость пакета акций (а тем более - рыночная стоимость пакета) составляет сумму более чем 100.000 долларов США?
Достаточно ли для обоснования применения ставки налогообложения дивидендов в России в размере 5% подтверждения фактической уплаты инвестиций в сумме, эквивалентной 100.000 долларов США, представления договора купли-продажи акций и передаточного распоряжения, в которых указана покупная цена пакета акций, составляющая сумму более чем 100.000 долларов США?
3) Какую юридическую силу имеет Меморандум, подписанный 10.08.2001 г. по итогам двусторонних консультаций между компетентными органами России и Кипра о применении некоторых положений Соглашения от 05.12.98 г., ссылка на который (Меморандум) имеется в Письме Минфина РФ от 06.12.2002 г. N 04-06-05/1/35? Где и когда опубликован указанный Меморандум?
Просьба представить заверенную светокопию упомянутого Меморандума от 10.08.2001 г., поскольку он отсутствует во всех доступных справочных правовых системах.
4) Как указано в Письме Минфина РФ от 06.12.2002 г. N 04-06-05/1/35 со ссылкой на подписанный 10.08.2001 г. Меморандум, под "прямым вложением капитала" понимается как покупка акций компании на первичном рынке, так и приобретение акций непосредственно у компании во время последующих выпусков, а также покупка акций компании на вторичном рынке. Вместе с тем, указано, что минимальным периодом владения акциями для применения положений пп. "а" п. 2 ст. 10 Соглашения (ставка - 5%) считается весь налогооблагаемый период, в котором доход, из которого выплачиваются дивиденды, был получен.
Означает ли это то, что при выплате дивидендов не может быть применена 5-процентная ставка налога к юридическому лицу - нерезиденту, ставшему в 2005 году акционером российского Общества, выплачивающего дивиденды по итогам 2004 г. При этом такое юридическое лицо-нерезидент в установленном порядке было включено в Список акционеров, имеющих право на участие в годовом Общем собрании акционеров и, соответственно - в Список лиц, имеющих право получения дивидендов (п. 4 ст. 42 Закона РФ "Об АО").
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваш запрос по вопросам применения статьи 10 "Дивиденды" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98 (далее - Соглашение) и сообщает следующее.
Согласно нормам пункта 1 и пункта 2 статьи 10 Соглашения право налогообложения дохода в виде дивидендов предоставлено как государству резидентства получателя дохода, так и государству - резидентства источника такого дохода, в случае если возможность налогообложения предусмотрена национальным законодательством государств. Пунктом 2 данной статьи установлены 5-ти и 10-ти процентная ставки налога на доход в виде дивидендов, которые может применять государство резидентства источника такого дохода.
В соответствии с положениями подпункта а) пункта 2 статьи 10 ставка в размере 5 процентов применяется в случае, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100.000 долларов США.
Документами, подтверждающими фактическое осуществление вложения в капитал компании на сумму 100.000 долларов США, являются, в том числе, договор купли-продажи акций и передаточное распоряжение.
Необходимо отметить, что Соглашение не содержит норм, устанавливающих минимальный период владения акциями компаниями для целей применения подпункта а) пункта 2 статьи 10.
Согласно подпункту i) пункта 1 статьи 3 Соглашения "компетентными органами" для целей Соглашения являются Министерство финансов Российской Федерации и Министр финансов Республики Кипр. В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Соглашения "компетентные органы" стремятся разрешить по взаимному согласию любые трудности или сомнения, возникающие при толковании или применении Соглашения. Для достижения согласия по вопросам толкования и устранения трудностей и сомнений "компетентные органы" вступают в прямые контакты друг с другом. Результаты таких переговоров фиксируются в итоговом документе, который может содержать как согласованные позиции по толкованию положений международного договора (официальное толкование положений договора, подлежащее единообразному применению на территории обоих государств), так и мнения и позиции сторон по имеющимся вопросам в понимании и толковании положений международного договора. Поскольку итоговый документ составляется на английском языке и может содержать как официальное толкование так и обмен позициями сторон по проблемным вопросам толкования положений договора, в Российской Федерации официальное толкование "компетентными органами" обоих государств положений международного договора оформляется письмом Минфина России, которое направляется в адрес Федеральной налоговой службы (бывшее Министерство Российской Федерации по налогам и сборам) и доводится до сведения нижестоящих инспекций.
По Соглашению с Кипром соответствующее письмо Минфина России от 26.06.03 N 04-06-06/Кипр размещено на официальном сайте Минфина России и в правовых базах "Консультант" и "Гарант".
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ДНТТП Минфина разъяснены вопросы применения отдельных положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98.
Согласно нормам Соглашения право налогообложения дохода в виде дивидендов предоставлено как государству резидентства получателя дохода, так и государству - резидентства источника такого дохода в случае, если возможность налогообложения предусмотрена национальным законодательством государств. Установлены 5-ти и 10-ти процентная ставки налога на доход в виде дивидендов, которые может применять государство резидентства источника такого дохода.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 июля 2005 г. N 03-08-05
Текст письма официально опубликован не был