Приказ Минюста РФ от 29 апреля 2005 г. N 51
"Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в сфере федеральной юстиции"
Приказом Минюста РФ от 30 мая 2007 г. N 111 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 42. Ст. 4108), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте государственной политики в сфере федеральной юстиции.
2. Признать утратившими силу
приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 19 августа 2002 г. N 226 "Об утверждении Положения о Департаменте регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами";
приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2003 г. N 111 "Об утверждении Положения о Департаменте законопроектной деятельности";
приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 9 января 2002 г. N 3 "Об утверждении Положения об Управлении законодательства субъектов Российской Федерации и федерального регистра".
Министр |
Ю.Я. Чайка |
Положение о Департаменте государственной политики в сфере федеральной юстиции
(утв. приказом Минюста РФ от 29 апреля 2005 г. N 51)
I. Общие положения
1. Департамент государственной политики в сфере федеральной юстиции (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Министерство), обеспечивающим в пределах своих полномочий осуществление функций Министерства по разработке общей стратегии государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности Министерства.
Общее руководство деятельностью Департамента осуществляет Министр юстиции Российской Федерации (далее - Министр).
Непосредственно курирует деятельность Департамента заместитель Министра, наделенный соответствующими полномочиями.
2. Основными задачами Департамента являются:
1) участие в разработке общей стратегии государственной политики в сфере федеральной юстиции;
2) обеспечение в пределах полномочий координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
3) организация работы по обеспечению единства правового пространства в Российской Федерации;
4) обеспечение соблюдения законности федеральными органами исполнительной власти и иными органами в случаях, установленных законодательством, при принятии ими нормативных правовых актов;
5) обеспечение в пределах полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.
3. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, настоящим Положением, иными правовыми актами Минюста России.
4. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы Министерства, а также во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата Министерства, подведомственными ему федеральными службами и федеральными государственными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности Министерства.
II. Полномочия
5. Департамент осуществляет следующие полномочия:
1) организует разработку Министерством проектов планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на основе предложений федеральных органов исполнительной власти;
2) обеспечивает координацию Министерством работы федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
3) подготавливает доклады Министерства Правительству Российской Федерации о ходе выполнения планов законопроектных работ федеральными органами исполнительной власти;
4) организует, координирует и осуществляет работу по подготовке правовых заключений на концепции и проекты технических заданий на разработку законопроектов;
5) осуществляет методическое обеспечение подготовки федеральными министерствами федеральных конституционных законов и федеральных законов;
6) принимает участие в проведении правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
7) организует обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и проведение анализа реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе предложения по совершенствованию этой деятельности;
8) разрабатывает в установленном порядке предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
9) участвует в разработке предложений об основных направлениях государственной политики в сфере федеральной юстиции;
10) формирует на основе предложений департаментов Министерства проекты планов Министерства по подготовке проектов федеральных законов;
11) подготавливает в установленном порядке проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению Департамента;
12) обеспечивает участие руководства Министерства в заседаниях Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и в совещаниях у Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
13) координирует законопроектную деятельность департаментов Министерства, а также участие представителей Министерства в работе палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий;
14) осуществляет информационно-аналитическое обеспечение руководства Министерства и департаментов Министерства по вопросам законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания Российской Федерации;
15) организует работу по государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
16) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, включая подведомственные Министерству Федеральную службу исполнения наказаний, Федеральную регистрационную службу и Федеральную службу судебных приставов, по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации;
17) проводит юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов Министерства;
18) ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации;
19) обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, готовит для представления Министерством по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации соответствующую информацию Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
20) направляет зарегистрированные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти для официального опубликования в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации "Система";
21) направляет копии зарегистрированных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и в Научный центр правовой информации при Минюсте России для включения в базу данных "Эталон";
22) осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных Министерством нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
23) передает сведения о нормативных правовых актах, применяемых без государственной регистрации, а также об актах, признанных судами не соответствующими законодательству, в средства массовой информации;
24) подготавливает для представления в Правительство Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации;
25) ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
26) осуществляет систематизированный учет поступивших на государственную регистрацию нормативных правовых актов, в том числе прошедших государственную регистрацию, в государственной регистрации которых отказано, не требующих государственной регистрации, возвращенных без регистрации; и их хранение;
27) подготавливает ежегодные доклады Министерства Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов;
28) организует работу территориальных органов Министерства по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
29) организует осуществление территориальными органами Министерства государственного учета нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
30) проводит юридическую экспертизу соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
31) подготавливает распоряжения Министерства о государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также решения об отказе в государственной регистрации или возврате соглашений без государственной регистрации, направляет указанные документы в Государственную регистрационную палату при Минюсте России;
32) проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, поступивших на рассмотрение в Министерство по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, обращениям федеральных органов государственной власти, должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
33) организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;
34) обеспечивает подготовку методических материалов по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы, а также по правовому обеспечению ведения федерального регистра;
35) организует в необходимых случаях взаимодействие территориальных органов Министерства с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, иными федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения единства правового пространства Российской Федерации;
36) участвует в подготовке специалистов территориальных органов Министерства по вопросам проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы и ведения федерального регистра;
37) осуществляет организацию информационно-технологического обеспечения ведения федерального регистра;
38) участвует в работе по ведению статистики и отчетности деятельности Министерства и его территориальных органов в части, касающейся компетенции Департамента;
39) представляет в установленном порядке интересы Министерства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, других органах;
40) осуществляет рассмотрение обращений граждан, писем федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
41) осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью территориальных органов Министерства по вопросам, отнесенным к ведению Департамента;
42) осуществляет иные функции в соответствии с актами Министерства.
6. В целях реализации полномочий Департамент имеет право:
1) участвовать во взаимодействии с палатами Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам законопроектной деятельности;
2) запрашивать и получать в установленном порядке от департаментов Министерства, его территориальных органов и подведомственных ему федеральных служб, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
3) направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти о представлении нормативных правовых актов на государственную регистрацию;
4) взаимодействовать (в том числе вести переписку) с департаментами Министерства, другими федеральными органами исполнительной власти, структурными подразделениями Аппарата Правительства Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;
5) привлекать в необходимых случаях в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, структурные подразделения центрального аппарата и федеральные государственные учреждения Министерства, а также ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
6) проводить проверку деятельности территориальных органов Министерства по вопросам юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, ведению федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;
7) вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию организации деятельности структурных подразделений центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и подведомственных ему федеральных служб.
III. Организация деятельности
7. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Министерства юстиции Российской Федерации.
Директор Департамента непосредственно подчиняется Министру, а также заместителю Министра, курирующему Департамент.
Директор осуществляет непосредственное руководство деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций.
Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром по представлению директора Департамента.
8. Структура и штатное расписание Департамента утверждаются приказом Министерства юстиции Российской Федерации.
В структуру Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента.
9. Директор Департамента:
1) распределяет обязанности между заместителями директора Департамента, устанавливает полномочия других должностных лиц Департамента по решению ими вопросов, относящихся к компетенции Департамента;
2) утверждает положения об отделах Департамента;
3) вносит предложения о структуре, численности и штатному расписанию Департамента;
4) вносит в установленном порядке проекты нормативных правовых актов Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
5) организует и контролирует в Департаменте исполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства, документов и поручений руководства Министерства;
6) вносит предложения по планированию деятельности Департамента, контролирует выполнение соответствующих планов;
7) представляет по доверенности или по поручению Министра в пределах своей компетенции интересы Министерства в органах государственной власти, государственных, общественных организациях и судах;
8) вносит предложения руководству Министерства для обсуждения на коллегии и в планы основных организационных мероприятий Министерства;
9) обеспечивает и в пределах своих полномочий контролирует соблюдение федеральными государственными служащими Департамента законодательства Российской Федерации о государственной службе, а также служебного распорядка;
10) вносит в установленном порядке предложения о назначении на должности, перемещении, освобождении от должности, об оплате труда, поощрениях и наложении взысканий федеральных государственных служащих Департамента, о создании условия для их труда и быта;
11) подписывает служебную документацию в пределах компетенции Департамента;
12) осуществляет иные полномочия в соответствии с правовыми актами Министерства.
В случае отсутствия директора Департамента его обязанности исполняет один из заместителей директора Департамента.
10. Директор Департамента вправе пользоваться всеми правами и гарантиями, установленными для федеральных государственных служащих законодательством Российской Федерации, другими правами, установленными для руководителей структурных подразделений актами Министерства, а также предоставленными руководством Министерства.
Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с планами основных организационных мероприятий Министерства и работы коллегии Министерства, приказами и распоряжениями Министерства, а также планом работы Департамента.
Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Департаменте осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и актами Министерства.
11. Департамент наделяется соответствующими материальными и техническими средствами, необходимыми для своевременного и качественного исполнения своей деятельности, использует в установленном порядке соответствующие информационные банки данных, системы связи и коммуникаций.
12. Для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности Департамента, контроля за выполнением планов работы, документов и поручений руководства Министерства, а также для обмена опытом работы в Департаменте проводятся оперативные совещания.
Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются протоколом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Департамент государственной политики в сфере федеральной юстиции является структурным подразделением центрального аппарата Минюста России, обеспечивающим в пределах своих полномочий осуществление функций Министерства по разработке общей стратегии государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Положение закрепляет полномочия Департамента и порядок организации его деятельности.
К компетенции Департамента относится: организация работы по государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов Минюста, ведение реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, проведение юридической экспертизы соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ и иные полномочия.
Приказ Минюста РФ от 29 апреля 2005 г. N 51 "Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в сфере федеральной юстиции"
Текст приказа опубликован в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2005 г., N 6
Приказом Минюста РФ от 30 мая 2007 г. N 111 настоящий приказ признан утратившим силу