Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей*
(утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 5 мая 1988 г. N 4616-88)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Санитарные правила регламентируют основные требования к условиям труда водителей автобусов**, грузовых, легковых и специальных автомобилей (далее - автомобилей).
1.2. Санитарные правила являются обязательными при проектировании, изготовлении, эксплуатации и ремонте автомобилей и распространяются на автотранспортные (АТП) и авторемонтные предприятия и организации министерств и ведомств, имеющие автомобильный транспорт, а также предприятия автомобильной промышленности.
1.3. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на руководителей подведомственных им предприятий и организаций.
1.4. Служба охраны труда предприятий и организаций, имеющих автомобильный транспорт, обязана проводить выборочную оценку условий труда на рабочем месте водителя автомобиля в сроки, согласованные с санитарно-эпидемиологической службой. Территориальные санитарно-эпидемиологические станции проводят выборочный контроль условий труда водителей автомобилей в соответствии с настоящими Правилами.
1.5. Настоящие Санитарные правила вступают в силу с момента их утверждения.
2. Требования к микроклимату и воздуху рабочей зоны
2.1. Санитарно-технические средства (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должны обеспечивать поддержание в кабине автомобиля оптимальных (табл. 2.1) или допустимых (табл. 2.1 и 2.3) параметров микроклимата не позднее чем через 30 мин после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем.
Таблица 2.1
Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей
Сезон года |
Типы автомобилей |
Температура воздуха, °С |
Относительная влажность, % |
Скорость движения воздуха, м/с, не более |
Холодный и переходный периоды года |
Легковые Грузовые и автобусы |
20-23 18-20 |
60-40 60-40 |
0,2 0,2 |
Теплый период года |
Легковые Грузовые и автобусы |
20-25 21-23 |
60-40 60-40 |
0,2 0,3 |
Таблица 2.2
Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в холодный и переходный периоды года
Типы автомобилей |
Температура воздуха, °С |
Относительная влажность, %, не более |
Скорость движения воздуха, м/с, не более |
Легковые Грузовые и автобусы |
19-25 17-23 |
75 75 |
0,2 0,3 |
Таблица 2.3
Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей теплый период года
Типы автомобилей |
Температура воздуха, °С* |
Относительная влажность в % |
Скорость движения воздуха, м/с** |
Легковые, грузовые и автобусы |
Не более чем на 3°С выше средней температуры наружного воздуха в 13 ч самого жаркого месяца, но не более 28°С |
При 28°С не более 55 При 27°С не более 60 При 25°С не более 70 При 24°С и ниже не более 75 |
0,2 - 0,5 |
_____________________________
* В теплый период года нижние границы допустимых температур воздуха не должны приниматься ниже величин, указанных в табл. 2.2 для холодного периода года.
** Большая скорость движения воздуха соответствует максимальной температуре воздуха, меньшая - минимальной температуре воздуха.
2.2. В четвертой строительно-климатической зоне (согласно СНиП 2.01.01-82 "Строительная климатология и геофизика") в теплый период года допускается превышать температуру воздуха, указанную в табл. 2.3, но не выше 31°С - в кабине легковых автомобилей и 30°С - в кабине грузовых автомобилей и автобусов, скорость движения воздуха не должна превышать 1 м/с.
2.3. Перепад температуры воздуха по высоте кабины не должен превышать 3°С. При этом абсолютные величины температуры воздуха на разных уровнях кабины должны находиться в пределах величин, указанных в табл. 2.1 при обеспечении оптимальных параметров микроклимата, или в пределах величин, приведенных в табл. 2.2 и 2.3 для тех же категорий работ при обеспечении допустимых параметров микроклимата.
2.4. Температура внутренних поверхностей кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 3°С.
2.5. Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное остекление, жалюзи и т.п.), а также от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облученность водителя от стен кабины и двигателя - не более 35 Вт/м2, а от окон - не более 100 Вт/м2.
2.6. Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха должны обеспечивать организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в кабину воздуха, с тем чтобы в кабине водителя обеспечивались нормативные параметры микроклимата в соответствии с требованиями пп. 2.1 - 2.5 настоящих Правил.
2.7. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание (обмерзание) стекол кабины.
2.8. Концентрации вредных веществ в кабине автомобиля не должны превышать величин, указанных в "Перечнях предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны", утвержденных Минздравом СССР.
2.9. Не допускается эксплуатация автомобиля, кабина которого не имеет предусмотренных технической документацией автомобиля уплотнителей или ковриков.
2.10. Не допускается эксплуатация автомобиля в подземных выработках и карьерах, атмосфера которых содержит вредные вещества в концентрациях, превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны, не оборудованных эффективными средствами очистки приточного воздуха до концентраций, не превышающих предельно допустимые.
2.11. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен осуществляться с учетом вида используемого топлива:
а) бензины А-72, А-76, А-93 и т.д. - определяются концентрации углеводородов алифатических предельных C_1 - С_10 (в пересчете на С, ПДК - 300 мг/м3), окиси углерода (ПДК - 20 мг/м3), окислов азота (в пересчете на NO_2, ПДК - 5 мг/м3); при применении этилированного бензина дополнительно определяются концентрации свинца (среднесменная ПДК - 0,01/0,007 мг/м3);
б) метилированный бензин и чистый метанол - углеводородов алифатических предельных C_1 - C_10 (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO_2) метанола (ПДК - 5 мг/м3), формальдегида (ПДК - 0,5 мг/м3);
в) дизельное топливо - углеводородов алифатических предельных C_1 - С_10 (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NO_2), акролеина (ПДК - 0,2 мг/м3);
г) газовое топливо - углеводородов алифатических предельных C_1 - С_10 (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NО_2), меркаптанов.
Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен включать в себя оценку запыленности.
3. Допустимые уровни шума, инфразвука и вибрации
3.1. Уровни звука в кабине грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБА (ПС 65).
31,5 |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
100 |
87 |
79 |
72 |
68 |
65 |
63 |
61 |
59 |
Уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА -70 дБА.
Уровни звука в кабине легковых автомобилей и автобусов не должны превышать 60 дБА (ПС 55)
31,5 |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
93 |
79 |
70 |
63 |
58 |
55 |
52 |
50 |
49 |
Уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА - 60 дБА.
3.2. Уровни инфразвука в кабине автомобиля не должны превышать 110 дБлин в соответствии с "Гигиеническими нормами инфразвука на рабочих местах" N 2274-80 от 12.12.80 г. Министерства здравоохранения СССР.
3.3. Уровни общей вибрации на рабочем месте водителя не должны превышать величин, указанных в табл. 3.1, 3.2.
Таблица 3.1
Санитарные нормы вибрации для грузовых автомобилей
Среднегеометрические частоты полос, Гц |
Допустимые значения виброускорения |
||||||
м/с2 |
в 1/1 окт. |
дБ |
|||||
в 1/3 окт. |
в 1/3 окт. |
в 1/1 окт. |
|||||
Zo |
XoYo |
Zo |
XoYо |
ZoXoYo |
Zo |
XoYo |
|
0,8 |
0,71 |
0,224 |
|
|
67 57 |
|
|
1,0 |
0,63 |
0,224 |
1,12 |
0,4 |
66 57 |
71 |
62 |
1,25 |
0,56 |
0,224 |
|
|
65 57 |
|
|
1,6 |
0,50 |
0,224 |
|
|
64 57 |
|
|
2,0 |
0,45 |
0,224 |
0,8 |
0,4 |
63 57 |
68 |
62 |
2,5 |
0,40 |
0,280 |
|
|
62 59 |
|
|
3,15 |
0,355 |
0,355 |
|
|
61 61 |
|
|
4,0 |
0,315 |
0,450 |
0,56 |
0,8 |
60 63 |
65 |
68 |
5,0 |
0,315 |
0,56 |
|
|
60 65 |
|
|
6,3 |
0,315 |
0,710 |
|
|
60 67 |
|
|
8,0 |
0,315 |
0,900 |
0,56 |
1,6 |
60 69 |
65 |
74 |
10,0 |
0,40 |
1,12 |
|
|
62 71 |
|
|
12,5 |
0,50 |
1,40 |
|
|
64 73 |
|
|
16,0 |
0,63 |
1,80 |
1,12 |
3,15 |
66 75 |
71 |
80 |
20,0 |
0,80 |
2,24 |
|
|
67 77 |
|
|
25,0 |
1,0 |
2,80 |
|
|
70 79 |
|
|
31,5 |
1,25 |
3,55 |
2,24 |
6,3 |
72 81 |
77 |
86 |
40,0 |
1,60 |
4,50 |
|
|
74 83 |
|
|
50,0 |
2,0 |
5,60 |
|
|
76 85 |
|
|
63,0 |
2,50 |
7,10 |
4,50 |
12,5 |
78 87 |
83 |
92 |
80,0 |
3,15 |
9,00 |
|
|
80 89 |
|
|
Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни |
|
0,56 |
0,4 |
|
65 |
62 |
Таблица 3.1а
Среднегеометрические частоты полос, Гц |
Допустимые значения виброскорости |
||||||
м/с 10-(2) |
в 1/1 окт. |
дБ |
|||||
в 1/3 окт. |
в 1/3 окт. |
в 1/1 окт. |
|||||
Zo |
XoYo |
Zo |
XoYо |
ZoXoYo |
Zo |
XoYо |
|
0,8 |
14,00 |
4,5 |
|
|
129 119 |
|
|
1,0 |
10,00 |
3,5 |
20,0 |
6,3 |
126 117 |
132 |
122 |
1,25 |
7,10 |
2,8 |
|
|
123 115 |
|
|
1,6 |
5,0 |
2,2 |
|
|
120 113 |
|
|
2,0 |
3,5 |
1,8 |
7,1 |
3,5 |
117 111 |
123 |
117 |
2,5 |
2,5 |
1,8 |
|
|
114 111 |
|
|
3,15 |
1,8 |
1,8 |
|
|
111 111 |
|
|
4,0 |
1,25 |
1,8 |
2,5 |
3,2 |
108 111 |
114 |
116 |
5,0 |
1,00 |
1,8 |
|
|
106 111 |
|
|
6,3 |
0,80 |
1,8 |
|
|
104 111 |
|
|
8,0 |
0,63 |
1,8 |
1,3 |
3,2 |
102 111 |
108 |
116 |
10,0 |
0,63 |
1,8 |
|
|
102 111 |
|
|
12,5 |
0,63 |
1,8 |
|
|
102 111 |
|
|
16,0 |
0,63 |
1,8 |
1,1 |
3,2 |
102 111 |
107 |
116 |
20,0 |
0,63 |
1,8 |
|
|
102 111 |
|
|
25,0 |
0,63 |
1,8 |
|
|
102 111 |
|
|
31,5 |
0,63 |
1,8 |
1,1 |
3,2 |
102 111 |
107 |
116 |
40,0 |
0,63 |
1,8 |
|
|
102 111 |
|
|
50,0 |
0,63 |
1,8 |
|
|
102 111 |
|
|
63,0 |
0,63 |
1,8 |
1,1 |
3,2 |
102 111 |
107 |
116 |
80,0 |
0,63 |
1,8 |
|
|
102 111 |
|
|
Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни |
1,1 |
3,2 |
|
107 |
116* |
_____________________________
* Различия между расчетными величинами корректированных уровней и нормативными объясняются тем, что реальные спектры воздействующей на человека общей вибрации отличаются по форме от спектра нормативной кривой, так как основная энергия в них распределена неравномерно и приходится, главным образом, на часть октав. Поэтому измеренный корректированный уровень виброскорости (при условии получения в результате частного анализа значений, не превышающих ПДУ) значительно меньше 122 дБ. Это обстоятельство было учтено в ходе обоснования нормативного корректированного уровня виброскорости общей вибрации 116 дБ.
Таблица 3.2
Санитарные нормы вибрация для легковых автомобилей и автобусов
Среднегеометрические частоты полос, Гц |
Допустимые значения по осям X_о, Y_о, Z_о |
|||||||
виброускорения |
виброскорости |
|||||||
м/с2 |
дБ |
м/с 10(-2) |
дБ |
|||||
1/3 окт. |
1/1 окт. |
1/3 окт. |
1/1 окт. |
1/3 окт. |
1/1 окт. |
1/3 окт. |
1/1 окт. |
|
1,6 |
0,25 |
|
58 |
|
2,5 |
|
114 |
|
2,0 |
0,224 |
0,4 |
57 |
62 |
1,8 |
3,5 |
111 |
117 |
2,5 |
0,20 |
|
56 |
|
1,25 |
|
108 |
|
3,15 |
0,18 |
|
55 |
|
0,9 |
|
105 |
|
4,0 |
0,16 |
0,28 |
54 |
59 |
0,63 |
1,3 |
102 |
108 |
5,0 |
0,16 |
|
54 |
|
0,50 |
|
100 |
|
6,3 |
0,16 |
|
54 |
|
0,40 |
|
98 |
|
8,0 |
0,16 |
0,28 |
54 |
59 |
0,32 |
0,63 |
96 |
102 |
10,0 |
0,20 |
|
56 |
|
0,32 |
|
96 |
|
12,5 |
0,25 |
|
58 |
|
0,32 |
|
96 |
|
16,0 |
0,315 |
0,56 |
60 |
65 |
0,32 |
0,56 |
96 |
101 |
20,0 |
0,40 |
|
62 |
|
0,32 |
|
96 |
|
25,0 |
0,50 |
|
64 |
|
0,32 |
|
96 |
|
31,5 |
0,63 |
1,12 |
66 |
71 |
0,32 |
0,56 |
96 |
101 |
40,0 |
0,80 |
|
68 |
|
0,32 |
|
96 |
|
50,0 |
1,00 |
|
70 |
|
0,32 |
|
96 |
|
63,0 |
1,25 |
2,25 |
72 |
77 |
0,32 |
0,56 |
96 |
101 |
80,0 |
1,60 |
|
74 |
|
0,32 |
|
96 |
|
Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни |
0,28 |
|
59 |
|
0,56 |
|
101 |
3.4. Уровни локальной вибрации на рычагах и органах управления не должны превышать величин, указанных в "Санитарных нормах и правилах при работе с машинами и оборудованием, создающими локальную вибрацию, передающуюся на руки работающих" 3041-84 от 13.06.84 г. Министерства здравоохранения СССР (табл. 3.3).
Таблица 3.3
Допустимые значения нормируемых параметров локальной вибрации
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц |
Допустимые значения по осям Х_л, Y_л, Z_л |
|||
виброускорения |
виброскорости |
|||
м/с2 |
дБ |
м/с 10(-2) |
дБ |
|
8 |
1,4 |
73 |
2,8 |
115 |
16 |
1,4 |
73 |
1,4 |
109 |
31,5 |
2,7 |
79 |
1,4 |
109 |
63 |
5,4 |
85 |
1,4 |
109 |
125 |
10,7 |
91 |
1,4 |
109 |
250 |
21,3 |
97 |
1,4 |
109 |
500 |
42,5 |
103 |
1,4 |
109 |
1000 |
85 |
109 |
1,4 |
109 |
Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни |
2,0 |
76 |
2,0 |
112 |
4. Требования к освещению кабины автомобиля
4.1 Освещенность кабины, создаваемая светильниками общего освещения, должна составлять не менее 10 лк на уровне щитка приборов.
4.2. Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 1,2 лк.
5. Требования к режимам труда и отдыха
5.1. Режим труда и отдыха водителей государственного автотранспорта устанавливается в соответствии с "Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденным постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и секретариата ВЦСПС от 16.08.77 г. N 255/16 с последующими изменениями и дополнениями.
5.2. Внутрисменные регламентированные перерывы для отдыха должны устанавливаться с учетом тяжести и напряженности труда, видов перевозок и климато-географических условий среды движения. Рекомендуется первый перерыв устанавливать через 2-3 ч после начала работы на линии, во второй половине дня - не реже чем через каждые 2 ч продолжительностью по 10 мин. Длительность непрерывного пребывания за рулем рекомендуется ограничить 2 ч. Частота, организация и длительность внутрисменных перерывов устанавливается по согласованию с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих данное АТП, указывается в путевом листе и контролируется службой безопасности движения АТП.
Администрация автопредприятия обязана внедрять мероприятия, направленные на снижение нервно-психического напряжения и производственного утомления работающих (вводная гимнастика, физкультурная минутка, физкультурная пауза, психологическая разгрузка и др.).
5.3. Запрещается привлекать к сверхурочным работам и устанавливать продолжительность рабочей смены более 10 ч: водителям со стажем вождения автомобиля менее трех лет, в возрасте свыше 55 лет, часто и длительно болеющим (3 и более раза в году, длительность одного случая утраты трудоспособности 30 и более дней), допущенным медицинскими водительскими комиссиями к управлению автотранспортными средствами в виде исключения.
5.4. Перерыв для отдыха и питания устанавливается продолжительностью, как правило, 45-60 мин, но не более 2 ч, желательно в середине рабочей смены, но не позднее чем через 4 ч после начала работы.
5.5. В случаях сменной организации труда водителей изменение смены допускается только после выходного дня.
6. Требования к охране окружающей среды
6.1. Внешний шум автомобиля должен соответствовать требованиям, изложенным в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Предельно допустимые уровни внешнего шума автомобилей различных типов
Типы автомобилей |
Уровень звука, дБА |
Легковые автомобили и автотранспортные средства, сконструированные на шасси легкового автомобиля |
82 |
Грузовые и грузо-пассажирские автомобили, автомобили-тягачи; автомобили-фургоны с полной массой, кг. |
|
до 3500 включ. |
84 |
св. 3500 до 12000 включ. |
89 |
св. 12000 с двигателем мощностью: |
|
до 162 кВт включ. |
89 |
св. 162 кВт |
91 |
Автобусы с полной массой, кг |
|
до 3500 включ |
84 |
св. 3500 с двигателем мощностью: |
|
до 162 кВт включ. |
89 |
св. 162 кВт |
91 |
Таблица 6.2
Предельно допустимые уровни окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями
Частота вращения коленчатого вала |
Предельно допустимое содержание окиси углерода, объемная доля, % |
Предельно допустимое содержание углеводородов, объемная доля, млн-1 |
|
Для двигателей с числом цилиндров | |||
До 4 |
Более 4 |
||
п мин* |
1,5 |
1200 |
3000 |
п пов.* |
2,0 |
600 |
1000 |
_____________________________
* Значение частоты вращения двигателя устанавливают в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобилей.
Таблица 6.3
Предельно допустимые уровни дымности отработавших газов автомобилей с дизелями
Автомобили |
Дымность, % для режимов |
|
свободного ускорения |
максимальной частоты вращения вала |
|
КамАЗ, МАЗ, КрАЗ и их модификации |
40 |
15 |
МАЗ, КрАЗ и их модификации с дизелями выпуска до 1.07.76 |
60 |
15 |
6.2. Отработавшие газы автомобилей должны соответствовать требованиям ГОСТ 21393-75 и ГОСТ 17.22.03-87, изложенным в табл. 6.2 и 6.3.
Эксплуатация в подземных выработках автомобилей, не оборудованных средствами снижения токсичности отработавших газов, так же, как и применение при этом в качестве топлива этилированного бензина, запрещается.
6.3. Необходимо проводить контроль состава отработавших газов автомобилей при проведении ТО-2, после ремонта автомобилей или регулировки системы питания двигателя, на авторемонтных предприятиях при выпуске автомобилей из ремонта.
6.4. В целях охраны окружающей среды при эксплуатации автомобилей не допускается:
а) разлив топлива при заправке автомобиля;
б) утечка масла из картера, слив масла на линии;
в) мойка кузова, очистка кузовов и салонов в неустановленных местах;
г) проведение ремонтных работ, связанных с загрязнением окружающей среды, атмосферы, почвы и воды в открытых водоемах (окраска, сварка, пайка и т.п.), в неустановленных местах и помещениях.
7. Требования по санитарно-бытовому и медико-профилактическому обслуживанию
7.1. Автотранспортные предприятия должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и устройствами и помещениями для лечебно-профилактических мероприятий в зависимости от характера и вида выполняемых работ. Состав и оборудование помещений регламентируются СНиП II-93-74 (нормы проектирования, предприятия по обслуживанию автомобилей), СНиП 2-09-04-87 (административные и бытовые здания), СН-245-71 (санитарные нормы проектирования), ОНТП-01-86 и ОНТП-02-86 (отраслевые нормы технологического проектирования).
Взамен ОНТП 01-86 протоколом концерна "Росавтотранс"от 7 августа 1991 г. N 3 утверждены ОНТП 01-91 Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта РД 3107938-0176-91
7.2. Диспетчерские пункты (пункты по выдаче и приему путевых документов), обслуживающие водителей городских и пригородных автобусов и расположенные вне территории автопредприятия, должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в соответствии с СНиП II-93-74 и СНиП 2-09-04-87 (в зависимости от количества обслуживаемых водителей).
7.3. Для соблюдения правил личной гигиены водитель должен иметь в автомобиле (в соответствии с действующими отраслевыми нормативами, с учетом специфики автомобиля, вида топлива, условий перевозок и т.д.) моющие средства (поверхностно-активные, пригодные к употреблению на кожных покровах - типа "Ралли" и др.), щетку для мытья рук, полотенце, ветошь для вытирания рук от горюче-смазочных материалов.
Водители, имеющие контакт (загрязнение рук) с различными СОЖ, маслами, лакокрасочными материалами и т.п. (перевозка указанных веществ, выполнение ремонтных работ), должны обеспечиваться защитными мазями и пастами в соответствии с ГОСТ 12.4.068-79 "Средства дерматологические защитные".
7.4. Администрация автотранспортного предприятия должна принимать меры к обеспечению питания водителей, соответствующего рекомендациям данных Санитарных правил.
Водителям рекомендуется следующий режим питания: прием пищи должен быть регулярным, промежутки между приемами пищи не должны превышать 4-5 ч, обязателен прием пищи перед выходом на работу, ужин должен приниматься не менее чем за 2-2,5 ч до сна. Рекомендации к качественному и количественному составу пищи изложены в прил. 2.
7.5. Водители, занятые междугородными грузовыми перевозками (за исключением плечевых), при продолжительности рейса более одной смены должны быть обеспечены администрацией АТП:
а) рейсовыми чемоданами, в комплект которых должны входить: набор посуды для принятия и приготовления пищи, примус или портативная газовая плита с запасным баллоном, средства для мытья посуды, термос объемом не менее 2 л, фляга для питьевой воды объемом не менее 2 л;
б) картой-схемой маршрута движения с обозначением пунктов отдыха (гостиниц), пунктов питания, пунктов медицинского обслуживания.
7.6. С целью выявления больных водителей и водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, с последующим отстранением их от управления автомобилем, водители проходят ежедневные предрейсовые медицинские осмотры.
7.7. Администрация АТП и других организаций, имеющих транспорт, должна обеспечить прохождение водителями обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров согласно приказам МЗ СССР N 3 от 4 января 1983 г. и N 700 от 19 июня 1984 г.
7.8. Руководители предприятий обязаны организовывать и проводить с участием территориальных органов здравоохранения гигиеническое обучение водителей по "Программе гигиенического обучения водителей предприятий автотранспорта", утвержденной Минздравом СССР 23.11.77 г. и согласованной с ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог 28.10.77 г., а также полный курс подготовки по программе оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, утвержденной приказом Минздрава СССР N 3 от 4 января 1983 г.
8. Требования к выполнению ремонтных работ
8.1. При привлечении водителей к выполнению ремонтных работ на них должны быть распространены действующие отраслевые нормативно-технические документы, регламентирующие организацию и проведение указанных работ и гигиенические требования к этим работам.
При выполнении водителями ремонтных работ в АТП и других организациях, имеющих транспорт, вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника запрещается работа без лежаков на полу (земле).
8.2. Выполнение в помещениях работ по проверке, ремонту или наладке работающего двигателя разрешается только при наличии местного отсоса, эффективно удаляющего отработавшие газы.
8.3. Водители, выполняющие техническое обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, личной гигиены и защитными приспособлениями в соответствии с действующими отраслевыми типовыми нормами.
8.4. Для переливания топлива автомобили должны быть укомплектованы шлангом с сифоном-насосом; засасывать топливо ртом в шланг для переливания запрещено.
8.5. Администрация предприятия обязана обеспечить регулярную химчистку, стирку, дезинфекцию, ремонт и проверку исправности средств индивидуальной защиты (в соответствии с действующими нормами).
_____________________________
* С выходом настоящих Правил утрачивают силу "Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей" N 4233-86 от 30.12.86 г.
** Автобус - автомобиль, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров.
Заместитель главного государственного |
А.М. Скляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Санитарные правила регламентируют основные требования к условиям труда водителей автобусов, грузовых, легковых и специальных автомобилей, являются обязательными при проектировании, изготовлении, эксплуатации и ремонте автомобилей и распространяются на автотранспортные и авторемонтные предприятия, организации министерств и ведомств, имеющие автомобильный транспорт, а также предприятия автомобильной промышленности.
Правила определяют требования к выполнению ремонтных работ, к санитарно-бытовому и медико-профилактическому обслуживанию, к охране окружающей среды, к режимам труда и отдыха водителя, к освещению кабины автомобиля, к микроклимату и воздуху рабочей зоны, а также устанавливают допустимые уровни шума, инфразвука и вибрации в кабине автомобиля.
Санитарные правила вступают в силу с 5 мая 1988 г.
Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 5 мая 1988 г. N 4616-88)
Текст правил официально опубликован не был
Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 10 июля 2020 г. N 19 настоящий документ признан не действующим на территории Российской Федерации с 10 июля 2020 г.