Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 3 августа 2005 г. N 03-03-04/1/142
См. комментарии к настоящему письму
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью просит дать разъяснения по вопросу, касающемуся определения срока полезного использования бывшего в эксплуатации транспортного средства.
Основным видом деятельности компании является финансовая аренда (лизинг). Лизинговая компания приобретает бывшее в эксплуатации транспортное средство 1998 года выпуска иностранного производства (Германия). Данное транспортное средство на территории РФ первоначально приобретено в собственность физическим лицом 04.02.2005, затем продано юридическому лицу. В свою очередь юридическое лицо продало транспорт ООО. Копия паспорта транспортного средства прилагается.
В соответствии с п. 12 ст. 259 Главы 25 НК РФ организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять нормы амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
Просим разъяснить, как в налоговом учете рассчитать срок эксплуатации в данном случае, какие документы необходимы для подтверждения эксплуатации до приобретения транспортного средства нашей компанией? Достаточно ли будет паспорта транспортного средства в качестве документа, подтверждающего срок эксплуатации?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке начисления амортизации по объекту основных средств, бывшему в эксплуатации у предыдущих собственников, и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.
Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.
В то же время пунктом 12 статьи 259 Кодекса налогоплательщикам, приобретающим объекты основных средств, ранее бывшие в эксплуатации, предоставлено право определения нормы амортизации по ним с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации таких объектов предыдущими собственниками.
Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным или превышающим срок его полезного использования, определяемый классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящей главой, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.
Учитывая изложенное, при приобретении автомобиля, ранее эксплуатировавшегося предыдущими собственниками, организация может определить норму амортизации, исходя из нормативного срока его полезного использования, уменьшенного на срок эксплуатации данного автомобиля предыдущими собственниками. При этом срок эксплуатации автомобиля предыдущими собственниками должен быть подтвержден документально.
В соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.97 N 399/388/195 паспорта выдаются собственникам транспортных средств и (или) шасси либо лицам, от имени собственников пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и (или) шасси на основании доверенности, организациями-изготовителями транспортных средств и (или) шасси (далее организации-изготовители), таможенными органами или подразделениями Госавтоинспекции в порядке, установленном настоящим Положением.
При этом пунктом 1.15 указанного Положения установлено, что при изменении собственников транспортных средств и (или) шасси в паспортах делаются соответствующие записи с соблюдением требований, предусмотренных разделом 2 настоящего Положения, которые передаются новым собственникам либо лицам, от имени собственников пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и (или) шасси на основании доверенности.
Таким образом, паспорт транспортного средства может служить документом, подтверждающим период эксплуатации автомобиля у предыдущих собственников для целей применения пункта 12 статьи 259 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняется вопрос определения срока полезного использования бывшего в эксплуатации транспортного средства.
Если срок фактического использования основного средства у предыдущих собственников окажется равным или превышающим срок его полезного использования, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов. Поэтому при приобретении автомобиля, ранее эксплуатировавшегося предыдущими собственниками, организация может определить нормы амортизации, исходя из нормативного срока его полезного использования, уменьшенного на срок эксплуатации данного автомобиля предыдущими собственниками. При этом срок эксплуатации автомобиля предыдущими собственниками должен быть подтвержден документально. Таким документом может служить паспорт транспортного средства.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 августа 2005 г. N 03-03-04/1/142
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 20 сентября 2005 г. N 34, в газете "Экономика и жизнь", сентябрь 2005 г., N 39, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 20 сентября 2005 г. N 18