Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Управления ФНС по г. Москве
от 30 июня 2005 г. N 21-08/46874
Обзор
ответов на вопросы по применению главы 24 Налогового кодекса "Единый социальный налог"
Вопрос. Обязаны ли налоговые органы регистрировать трудовые договоры, заключенные индивидуальными предпринимателями с наемными работниками?
Ответ. Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключенного ими в соответствии с ТК РФ.
При этом, согласно положениям статьи 20 ТК РФ, сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель, где работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, а работодатель, в том числе, - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.
Таким образом, сторонами трудовых отношений могут быть физическое лицо-работник и физическое лицо-работодатель, в том числе и индивидуальный предприниматель.
Статьей 33 ТК РФ установлены особенности трудового договора, заключаемого работником с работодателем - физическим лицом, включающие в себя обязанность работодателя - физического лица оформить трудовой договор с работником в письменной форме и зарегистрировать этот договор в соответствующем органе местного самоуправления.
С учетом положений статьи 309 ТК РФ, согласно которой документом, подтверждающим время работы у работодателя - физического лица, является письменный трудовой договор, а также то, что работодатель - физическое лицо не имеет права производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые, регистрация названных договоров в органах местного самоуправления является обязательной.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, главы муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования и иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного назначения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Следовательно, налоговые органы Российской Федерации, являющиеся органами государственной власти, не могут осуществлять регистрацию трудовых договоров, заключенных между физическим лицом-работодателем, и работников - физическим лицом, так как не являются органами местного самоуправления.
Вопрос. При проведении мероприятий налогового контроля за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование индивидуальными предпринимателями в виде фиксированного платежа необходимо уточнить:
- каковы сроки их уплаты;
- начисляются ли на них пени, если да, то на основании какого нормативного документа;
- когда у индивидуальных предпринимателей возникает обязанность уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей: с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или с момента постановки на учет в Пенсионном фонде Российской Федерации;
- возникает ли у налоговых органов с 01.01.2005 обязанность проводить начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в лицевые счета налогоплательщиков (индивидуальных предпринимателей);
- за какой период осуществляется налоговым органом контроль за исчислением индивидуальными предпринимателями страховых взносов, предусмотренных пунктом 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ: начиная с 01.02.2005 или за три года, предшествующих проведению проверки (2002 - 2004 годы);
- какие меры ответственности могут быть применены налоговыми органами при выявлении индивидуальных предпринимателей, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ, не зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, не представляющих отчетность в соответствии с действующим законодательством и не уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа?
Ответ. Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи - индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа.
Законодательством не установлены применительно к страховому взносу в виде фиксированного платежа сроки уплаты в течение расчетных периодов 2002 - 2004 годов, определенные конкретной датой. Поэтому у налоговых органов отсутствуют основания для начисления пеней при уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа за указанные периоды.
Срок уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа установлен Федеральным законом от 02.12.2004 N 157-ФЗ "О внесении изменения в статью 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которым страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Если при проведении налоговыми органами выездных налоговых проверок, начиная с налогового периода за 2005 год, установлен факт неуплаты (неполной уплаты) индивидуальным предпринимателем страховых взносов в виде фиксированного платежа, следует:
доначислить по акту проверки причитающуюся к уплате сумму страховых взносов в виде фиксированного платежа;
начислить пени в порядке, установленном статьей 26 Федерального закона N 167-ФЗ.
При этом по результатам выездной налоговой проверки в карточке лицевого счета индивидуального предпринимателя следует провести доначисленные суммы страховых взносов в виде фиксированного платежа (страховую и накопительную части).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 167-ФЗ регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика. Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа возникает у страхователя с момента его регистрации в органах страховщика.
Согласно норме статьи 11 Федерального закона N 167-ФЗ, с 01.01.2004 регистрация физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в бюджет ПФР, осуществляется в отделениях ПФР (территориальных органах ПФР) в пятидневный срок с момента представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, с 01.01.2004 Федеральным законом N 167-ФЗ не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей самостоятельно регистрироваться в органах ПФР.
Федеральным законом N 167-ФЗ не установлена для индивидуальных предпринимателей обязанность представлять по итогам отчетных периодов - расчеты, по итогам налогового периода - декларацию об исчисленных и уплаченных суммах страховых взносов в виде фиксированного платежа.
Вопрос. Должен ли уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (фиксированный платеж) индивидуальный предприниматель, временно прекративший предпринимательскую деятельность?
Ответ. В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи, поименованные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 закона, а именно, индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Обязательным для уплаты является минимальный размер фиксированного платежа, установленный в сумме 150 рублей в месяц, в том числе на финансирование страховой части трудовой пенсии - 100 рублей, на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 50 рублей.
Фиксированный платеж не входит в состав единого социального налога, и его уплата не связана с фактом получения дохода индивидуальным предпринимателем, поэтому он подлежит уплате независимо от размера полученного дохода от предпринимательской деятельности в данном налоговом периоде.
Действующим законодательством Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей (в т.ч. перешедших на упрощенную систему налогообложения, инвалидов, пенсионеров, работающих постоянно в организациях) от уплаты минимального размера фиксированного платежа.
В случае прекращения регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с требованиями законодательства одновременно прекращается и обязанность по уплате фиксированного платежа на обязательно пенсионное страхование.
Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в частности:
а) заявление физического лица о принятом им решении о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
б) сведения о смерти или признании судом умершим физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, представляемые в порядке, установленном пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса;
в) копия решения суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом;
г) копия решения суда о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке;
д) копия вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения физического лица права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;
е) информация об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей не предусмотрено временное прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем с одновременной сдачей его свидетельства о государственной регистрации в налоговые органы.
Вопрос. Должны ли уплачивать фиксированные платежи в ПФР индивидуальные предприниматели в случае временного приостановления предпринимательской деятельности, а также пенсионеры и инвалиды?
Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователи, поименованные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 данного закона, в том числе индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом на финансирование страховой части трудовой пенсии направляется 100 рублей, на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 50 рублей.
Фиксированные платежи не входят в состав единого социального налога (далее - ЕСН) и не связаны с доходом индивидуального предпринимателя, поэтому подлежат уплате независимо от размера полученного дохода от предпринимательской деятельности в данном налоговом периоде.
Действующим законодательством Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей (в т.ч. пенсионеров, инвалидов и ветеранов войны и труда) от уплаты данных платежей, в том числе в случае временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске или временного приостановления деятельности (без прекращения деятельности в установленном законом порядке), отсутствия доходов от такой деятельности.
Только в случае прекращения регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с требованиями действующего законодательства одновременно прекращается и обязанность по уплате фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование.
Вопрос. Начисляется ли ЕСН на сумму оплаты дополнительных перерывов рабочего времени, предоставляемых предпринимателем-работодателем матери для кормления ребенка, если она работает сокращенный рабочий день (7 часов)?
Ответ. Согласно статье 258 ТК РФ, работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый.
При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа.
По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением.
Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.
Следовательно, оплата перерывов для кормления ребенка, произведенная из расчета среднего заработка как установленная законодательством, на основании пункта 6 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), включается в налоговую базу ЕСН и облагается в общеустановленном порядке.
Вопрос. Коллегия адвокатов просит разъяснить: в какой налоговый орган и отделение ПФР необходимо перечислять платежи по ЕСН и НДФЛ и страховые взносы в виде фиксированных платежей за своих адвокатов - по месту регистрации коллегии либо по месту регистрации адвокатов?
Ответ. На основании пункта 2 статьи 23 и в соответствии с пунктом 16 статьи 22 Федерального закона N 63-ФЗ коллегия адвокатов признается налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности.
Таким образом, на коллегии адвокатов возложена обязанность в соответствии с положениями статьи 24 Кодекса правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам (в рассматриваемом случае - адвокатам) и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. Перечисление удержанных налогов производится в порядке, установленном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
Таким образом, в отношении порядка исчисления и уплаты налога с доходов адвокатов и ЕСН коллегии адвокатов признаются налоговыми агентами, и соответственно на них возлагаются обязанности налоговых агентов в части исчисления и перечисления НДФЛ и ЕСН с доходов адвокатов.
Исчисление и уплата налога на доходы, полученные членами коллегии адвокатов за оказание юридической помощи, производится в соответствии с положениями главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса. В порядке, установленном пунктом 1 статьи 226 Кодекса, налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов (их учреждениями). Исчисленные и удержанные коллегией адвокатов у налогоплательщика-адвоката суммы налога уплачиваются в налоговый орган по месту учета налогового агента.
Пунктом 6 статьи 244 Кодекса определено, что исчисление и уплата единого социального налога (далее - ЕСН) с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями в порядке, предусмотренном статьей 243 Кодекса.
Адвокатские образования исчисляют и уплачивают ЕСН с доходов каждого адвоката, полученных ими от профессиональной деятельности, за вычетом соответствующих расходов в порядке, установленном статьей 243 Кодекса, по ставкам статьи 241 Кодекса.
Поэтому в налоговом органе по месту учета коллегии адвокатов открываются карточки лицевых счетов по КБК соответствующих налогов, перечисленных с доходов адвокатов, в целях их учета.
Таким образом, платежи по ЕСН и НДФЛ перечисляются в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента - коллегии адвокатов.
При уплате адвокатами сумм страховых взносов в виде фиксированного платежа необходимо учитывать некоторые отличия в законодательстве в сравнении с порядком уплаты ЕСН.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в частности, адвокаты. Статьей 28 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи-адвокаты уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа.
При этом уплаченные суммы страховых взносов в виде фиксированного платежа включаются в состав расходов адвоката, связанных с извлечением доходов.
Согласно пункту 5 указанной статьи Закона N 167-ФЗ, страхователи-адвокаты вправе уплачивать страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования, исполняющие в отношении адвокатов функции налоговых агентов.
Уплачиваемые страховые взносы в виде фиксированных платежей в соответствии с приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н учитываются налоговым органом по месту регистрации страхователей-адвокатов по соответствующим кодам бюджетной классификации.
Если адвокат решает уплачивать страховые взносы через соответствующее адвокатское образование, с учетом необходимости подтверждения в дальнейшем информации об их уплате при представлении в ПФР сведений по персонифицированному учету ему необходимо представить адвокатскому образованию из налогового органа по месту жительства информацию о банковских реквизитах, необходимых для перечисления страховых взносов.
Адвокатскому образованию следует заполнить за адвоката платежный документ (форма ПД-4 налог) и произвести соответствующие платежи из денежных средств адвоката. Перечисленные с расчетного счета адвокатского образования страховые взносы не могут быть учтены налоговым органом в КЛС адвокатов по их месту жительства, поскольку в банковском платежном документе будет указан другой налогоплательщик.
Таким образом, независимо от того, как будут уплачиваться страховые взносы - лично адвокатом либо через соответствующие адвокатские образования из денежных средств адвоката, получателем платежей должен быть налоговый орган по месту регистрации страхователей-адвокатов (месту жительства).
Одной из обязанностей налоговых агентов является представление необходимой налоговой отчетности.
Согласно статье 243 Кодекса, адвокатские образования не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет расчеты по авансовым платежам по ЕСН (форма утверждена приказом Минфина России от 17.03.2005 N 40н), исчисленным с доходов адвокатов, полученным ими в связи с осуществлением профессиональной деятельности, за минусом расходов, связанных с извлечением таких доходов.
При этом обязанность в представлении декларации по ЕСН по итогам налогового периода на налоговых агентов не возложена.
В соответствии с письмом МНС России от 15.12.2002 N СА-6-05/1920 на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса до 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, от адвокатских образований, не представивших налоговые декларации, налоговые органы вправе истребовать пояснения об исчисленных суммах налога за октябрь, ноябрь и декабрь истекшего налогового периода.
Согласно пункту 7 статьи 244 Кодекса, по итогам налогового периода адвокаты самостоятельно представляют налоговую декларацию по налогу в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом в соответствии с Инструкцией по заполнению налоговой декларации по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, утвержденной приказом МНС России от 13.11.2002 N БГ-3-05/649 (с изменениями и дополнениями), налоговая декларация представляется в территориальный орган ФНС России по месту жительства адвоката.
Одновременно адвокат обязан представить в налоговый орган справку, рекомендованную МНС России (форма утверждена приказом МНС России от 03.04.2002 N БГ-3-05/173 (с изменениями и дополнениями)), адвокатского образования о суммах уплаченного за адвоката ЕСН за истекший налоговый период.
Вопрос. Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Индивидуальный предприниматель для реализации продукции заключил агентские договоры с физическими лицами и с индивидуальными предпринимателями.
1. Являются ли объектом налогообложения по ЕСН выплаты физическим лицам и индивидуальным предпринимателям по агентским договорам?
2. Обязан ли индивидуальный предприниматель уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за себя и с сумм вознаграждений, выплачиваемых агентам?
3. Обязан ли индивидуальный предприниматель удерживать НДФЛ с доходов, выплачиваемых физическим лицам и индивидуальным предпринимателям?
4. Вправе ли индивидуальный предприниматель уменьшить налоговую базу по единому налогу на сумму выплаченных вознаграждений?
Ответ. По единому налогу (УСН).
В соответствии со статьей 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Согласно статье 1006 ГК РФ, принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленным в агентском договоре.
Перечень расходов, на которые налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные доходы при определении объекта налогообложения, установлен пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при исчислении налоговой базы по единому налогу учитывают материальные расходы.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 Кодекса установлено, что к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями. К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
Таким образом, если услуги агента по исполнению агентского договора носят для принципала производственный характер, то есть они непосредственно связаны с его основной деятельностью, стоимость уплаченного агенту вознаграждения может быть учтена принципалом при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
При этом следует учитывать, что, согласно подпункту 2 статьи 346.16 Кодекса, расходы, произведенные лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, то есть они должны быть обоснованы, документально подтверждены и осуществлены налогоплательщиком.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.
По единому социальному налогу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Так как Кодекс не устанавливает в целях налогообложения иного толкования указанных выше понятий, необходимо руководствоваться понятиями, установленными ГК РФ.
Агентский договор относится к договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).
Согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав или обязанностей.
В соответствии со статьей 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические или иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Сумма вознаграждения, выплачиваемая физическим лицам (агентам), является объектом обложения ЕСН.
В то же время выплаты, производимые по агентскому договору принципалом индивидуальным предпринимателям (агентам), не признаются объектом налогообложения ЕСН, так как согласно статье 235 Кодекса представители этой категории являются самостоятельными плательщиками ЕСН. Однако данное положение действует лишь при условии, что характер выполненных работ или оказанных услуг соответствует виду деятельности, на который у индивидуального предпринимателя получен соответствующий документ, действующий на период выполнения работы (оказания услуги). В противном случае налогоплательщиком признается работодатель (принципал).
Согласно статье 346.11 главы 26.2 Кодекса, применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Вместе с тем для лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохранена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 167-ФЗ.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются самостоятельным платежом, обязанность по уплате которого устанавливается Федеральным законом N 167-ФЗ.
Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа за себя и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам, в отношении которых объектом обложения страховыми взносами является объект обложения ЕСН на основании пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 167-ФЗ.
По налогу на доходы физических лиц.
Как следует из рассматриваемой ситуации, физическое лицо при осуществлении предпринимательской деятельности заключает агентские договоры, в соответствии с которыми он является принципалом и выплачивает агентам - физическим лицам и индивидуальным предпринимателям агентские вознаграждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 указанной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса.
Индивидуальный предприниматель в данном случае является налоговым агентом.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с указанной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляютс
<< Назад |
||
Содержание Письмо Управления ФНС по г. Москве от 30 июня 2005 г. N 21-08/46874 "Ответы на вопросы по единому социальному налогу" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.