Решение Верховного Суда РФ от 11 мая 2005 г. N ГКПИ04-1613
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующими второго предложения абзаца 2 пункта 4 и пункта 5, в части слов: "в случае снижения сотрудником результативности служебной (оперативно-служебной) деятельности, нарушения служебной дисциплины", Инструкции о порядке выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 мая 2000 г. N 150, установил:
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими второго предложения абзаца 2 пункта 4 и пункта 5, в части слов: "в случае снижения сотрудником результативности служебной (оперативно-служебной) деятельности, нарушения служебной дисциплины" Инструкции о порядке выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 мая 2000 г. N 150 "О мерах по социальной защите личного состава уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации".
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" и нарушают его право на получение денежного довольствия в объеме, установленном федеральным законодательством.
Заявитель М. в суде поддержал заявленные требования, уточнив, что пункт 5 Инструкции он оспаривает в части слов: "в случае снижения сотрудником результативности служебной (оперативно-служебной) деятельности, нарушения служебной дисциплины".
Представитель заинтересованного лица Минюста России С. возражал против удовлетворения заявления и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции руководителя федерального органа исполнительной власти и не нарушают права сотрудников уголовно-исполнительной системы в сфере материального обеспечения.
Выслушав объяснения заявителя М., представителя заинтересованного лица Минюста России С. исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ В., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 мая 2000 г. N 150 "О мерах по социальной защите личного состава уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" утверждена Инструкция о порядке выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы (в редакции Приказов Минюста России от 20.09.2001 г. N 270, от 14.01.2002 г. N 10, от 19.04.2002 г. N 110, от 24.03.2003 г. N 66, от 19.09.2003 г. N 229).
Данный нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию (регистрационный номер 2230) и официально опубликован в "Российской газете", N 100, 25.05.2000 г.; в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 23, 05.06.2000 г.
Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы сотрудникам уголовно-исполнительной системы устанавливается приказом руководителя подразделения уголовно-исполнительной системы, имеющего право назначения на должность.
Согласно абзаца 2 пункта 4 Инструкции при установлении надбавки учитываются условия, в которых сотрудники выполняют служебные обязанности, уровень их профессиональной подготовки и деловые качества, достигнутые ими результаты в оперативно-служебной (служебной) деятельности. При этом следует принимать во внимание, что указанная надбавка не является обязательной нормой денежного довольствия.
Положения второго предложения абзаца 2 пункта 4 Инструкции противоречат Федеральному закону N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)".
Настоящий Федеральный закон устанавливает денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Денежное довольствие сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы согласно пункта 1 статьи 1 данного Федерального закона состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.
Законодатель в пункте 8 статьи 1 Федерального закона определил, что дополнительные выплаты состоят из:
ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы;
премии за образцовое исполнение служебных обязанностей;
единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года;
материальной помощи.
Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а в пределах выделенных средств и руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти могут устанавливать сотрудникам другие надбавки и дополнительные выплаты.
Из содержания данной нормы следует, что ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы относится к дополнительным выплатам, которые составляют структуру денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы, поэтому содержащееся во втором предложении абзаца 2 пункта 4 Инструкции указание, что указанная надбавка не является обязательной нормой денежного довольствия не соответствует закону.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции размер надбавки может быть уменьшен или выплата ее прекращена по решению вышестоящего руководителя подразделения уголовно-исполнительной системы или лица, ее установившего, в случае снижения сотрудником результативности служебной (оперативно-служебной) деятельности, нарушения служебной дисциплины.
Между тем, из содержания Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" следует, что право Министра юстиции Российской Федерации устанавливать сотрудникам уголовно-исполнительной системы ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим обусловлено (зависит) от состава сотрудников и местности прохождения службы.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", в соответствии с которыми Правительству Российской Федерации предоставлено право принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.
Правительство Российской Федерации 31 января 2005 г. приняло Постановление N 47, которым установило повышенные размере ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы для сотрудников, в т.ч. уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в гг. Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях, установив следующие размеры надбавки:
до 200 процентов оклада по должности (воинской должности) - рядовому и младшему начальствующему составу, солдатам, матросам, сержантам, старшинам, прапорщикам и мичманам;
до 160 процентов оклада по должности (воинской должности) - среднему и старшему начальствующему составу, младшим и старшим офицерам;
до 130 процентов оклада по должности (воинской должности) - высшему начальствующему составу и высшим офицерам.
Порядок выплаты указанной ежемесячной надбавки, включая определение ее конкретного размера, устанавливается соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, ни Федеральный закон, ни нормативный правовой акт Правительства РФ возможность уменьшения или прекращения выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в зависимости от снижения сотрудником результативности служебной деятельности, нарушения служебной дисциплины не ставят и, следовательно, содержащееся в пункте 5 Инструкции требования нарушают права сотрудников уголовно-исполнительной системы на получение денежного довольствия.
В силу части второй статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление М. удовлетворить: признать недействующими второе предложение абзаца 2 пункта 4 и пункт 5, в части слов: "в случае снижения сотрудником результативности служебной (оперативно-служебной) деятельности, нарушения служебной дисциплины", Инструкции о порядке выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 мая 2000 г. N 150, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Верховный Суд РФ признал недействующими второе предложение абз. 2 п. 4 и п. 5 Инструкции о порядке выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 12 мая 2000 г. N 150, в части слов: "в случае снижения сотрудником результативности служебной (оперативно-служебной) деятельности, нарушения служебной дисциплины".
Поясняется, что оспариваемые положения противоречат Федеральному закону N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)". Из содержания этого Закона следует, что ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы относится к дополнительным выплатам, которые составляют структуру денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы, поэтому содержащееся во втором предложении абз. 2 п. 4 Инструкции указание, что указанная надбавка не является обязательной нормой денежного довольствия, не соответствует закону.
В соответствии с п. 5 Инструкции размер надбавки может быть уменьшен или выплата ее прекращена по решению вышестоящего руководителя подразделения уголовно-исполнительной системы или лица, ее установившего, в случае снижения сотрудником результативности служебной (оперативно-служебной) деятельности, нарушения служебной дисциплины. Между тем ни Федеральный закон N 78-ФЗ, ни нормативные правовые акты Правительства РФ возможность уменьшения или прекращения выплаты этой надбавки в зависимость от снижения сотрудником результативности служебной деятельности, нарушения служебной дисциплины не ставят и, следовательно, содержащееся в п. 5 Инструкции требование нарушает права сотрудников на получение денежного довольствия.
Решение Верховного Суда РФ от 11 мая 2005 г. N ГКПИ04-1613
Текст решения официально опубликован не был