Решение Верховного Суда РФ от 21 июня 2005 г. N ГКПИ05-528
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 августа 2005 г. N КАС05-361 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующими: раздела 4; Приложения 2; пунктов 3, 4, 5 Приложения 5; пунктов 3, 4, 5, 6 Приложения 8 "Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов", утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 37, установил:
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими: раздела 4; Приложения 2; пунктов 3, 4, 5 Приложения 5; пунктов 3, 4, 5, 6 Приложения 8 "Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов", утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 37.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", правительственным постановлениям, поскольку проект "Правил перевозок...", в части перевозок рыбы и рыбопродуктов не был согласован со специалистами Госкомрыболовства РФ. и нарушают его конституционные права.
Заявитель М. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Минтранса России Т., Ф., Минюста России С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые нормы соответствуют законодательству Российской Федерации и не нарушают прав заявителя.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Минтранса России Т., Ф., Минюста России С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части первой статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Министерство путей сообщения Российской Федерации Приказом от 18 июня 2003 года N 37 утвердило Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов.
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 года регистрационный N 4762 и опубликован в специальном выпуске "Российской газеты" от 20.06.2003 г. N 119/2 (3233/2).
Раздел 4 "Рыба и рыбопродукты" Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов определяет условия перевозки таких скоропортящихся грузов груза как рыба и рыбопродукты, которые при перевозке железнодорожным транспортом требуют защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого обслуживания при перевозке. Эти условия относятся к соблюдению температурного режима, упаковки и т.д., позволяющих обеспечить сохранность грузов.
Приложение 2 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов устанавливают предельные сроки перевозки рыбы и рыбопродуктов по периодам года в рефрижераторных вагонах.
Пункты 3, 4, 5 Приложения 5 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов устанавливают предельные сроки перевозки таких скоропортящихся грузов как консервы рыбные и крабовые, консервы из печени рыб, пресервы всякие, сельдь баночного посола.
Пункты 3, 4, 5, 6 Приложения 8 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов устанавливают требования к температуре таких скоропортящихся грузов, как рыба, сельдь и филе мороженое, рыба холодного копчения, рыба и сельдь соленые, рыба вяленная при погрузке в рефрижераторные вагоны, следующие без охлаждения или отопления.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании настоящего Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Данная норма Устава предписывает федеральному органу исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций разработать и утвердить правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, что и было сделано МПС России при разработке и утверждении оспариваемого нормативного правового акта.
Представитель Минюста России С. пояснила в судебном заседании, что Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов согласованы МПС России с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Как пояснили суду представители Минтранса России Т., Ф., Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов определяют условия и порядок перевозки продовольственных товаров, в т.ч. рыбы и рыбопродуктов.
Перевозка товаров, по сути, является частью единого процесса продовольственного обеспечения страны и, исходя из этого, правила, регулирующие, отношения, связанные с такой перевозкой должны быть согласованы с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного управления в этой области. Таким органом, согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 901, являлся Минсельхоз России, который также осуществлял организацию деятельности ветеринарной службы.
Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству, по Постановлению Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1999 г. N 147 будучи федеральным органом исполнительной власти, осуществлял государственное регулирование и межотраслевую координацию в сфере рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, что не связано непосредственно с товарооборотом.
С учетом изложенного, доводы заявителя о необходимости при разработке и утверждении МПС России Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов их согласования с Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству являются несостоятельными.
Пункт 4.2 Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов допускает перевозку мороженой рыбы только в упаковке: в ящиках вместимостью 30-40 кг, мешках и тюках рогожных, хлопчатобумажных, пеньково-джутовых вместимостью 60 кг.
Рыба и рыбное филе мороженые могут упаковываться в пленочные пакеты и пачки картонные в соответствии с нормативно-технической документацией с последующей укладкой в ящики.
Заявитель М. не указывает, какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, противоречит данное условие правил, между тем, суд при рассмотрении заявления об оспаривании нормативного правового акта проверяет его на соответствие закону или иным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Что касается доводов заявителя о требованиях ОАО "РЖД" принимать к перевозке мороженую рыбу исключительно в картонных коробах, то любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском или арбитражном судопроизводстве обратиться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции данного органа и не нарушают права граждан и организаций, вытекающие из договора перевозки грузов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление М. о признании недействующими: раздела 4; Приложения 2; пунктов 3, 4, 5 Приложения 5; пунктов 3, 4, 5, 6 Приложения 8 "Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 37, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 20 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 21 июня 2005 г. N ГКПИ05-528
Текст решения официально опубликован не был
Информация о решении опубликована в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, февраль 2006 г., N 2, стр. 21
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 августа 2005 г. N КАС05-361 настоящее решение оставлено без изменения