Рекомендации
о техническом надзоре за выполнением проектных, монтажных и пусконаладочных работ по оборудованию объектов техническими средствами охраны
РД 78.36.004-2005
(утв. МВД РФ 23 декабря 2004 г.)
Дата введения - 1 января 2005 г.
Взамен РД 78.146-93
В соответствии с информацией, изложенной в письме Главного управления Вневедомственной охраны МВД от 10 июня 2014 г. N 36/2307, данный документ не подлежит применению
I. Общие положения
1.1. Настоящие Рекомендации о техническом надзоре* за выполнением проектных, монтажных и пусконаладочных работ по оборудованию объектов техническими средствами охраны (далее - Рекомендации) устанавливают цели и задачи, порядок организации и осуществления технического надзора за выполнением проектных, монтажных и пусконаладочных работ по оборудованию объектов техническими средствами охраны (ТСО).
1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-I "О милиции", "Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589, Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ).
1.3. Требования Рекомендаций распространяются на работы, выполняемые:
при оборудовании ТСО** объектов различных форм собственности, охраняемых или передаваемых под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделения охраны);
на охраняемых и неохраняемых объектах, с собственниками которых заключены договоры о возмездном оказании услуг по техническому надзору.
Требования Рекомендаций также распространяются на работы, производимые при капитальном ремонте ТСО на указанных объектах.
1.4. Технический надзор осуществляется инженерно-техническим персоналом подразделений охраны. При отсутствии в подразделении охраны инженерно-технического персонала требуемой квалификации технический надзор осуществляется специалистами вышестоящего подразделения охраны.
1.5. Технический надзор осуществляется на договорной основе в течение всего периода производства указанных работ.
В целях повышения эффективности технического надзора собственник объекта (или лицо, уполномоченное собственником) обязан обеспечивать лицам, осуществляющим надзор, необходимые условия для работы (помещение, документацию, связь и т.п.). Порядок предоставления условий определяется договором, в котором должны быть предусмотрены план-график и смета затрат, связанных с осуществлением технического надзора.
1.6. Подразделения охраны при осуществлении технического надзора координируют свою деятельность с подразделениями государственной противопожарной службы МЧС России и другими органами государственного надзора.
1.7. Организации и предприятия, производящие работы по проектированию и монтажу ТСО на охраняемых (или передаваемых под охрану) вневедомственной охраной объектах различных форм собственности, должны иметь соответствующее разрешение Департамента государственной защиты имущества (ДГЗИ) МВД России.
II. Цели и задачи технического надзора
2.1. Технический надзор осуществляется в целях:
повышения надежности и эффективности охраны материальных ценностей и имущества собственников за счет улучшения качества проектных, монтажных и пусконаладочных работ при одновременном снижении затрат на них;
проведения единой технической политики в области охраны на всей территории Российской Федерации;
полного использования тактико-технических характеристик имеющегося парка ТСО.
2.2. Основными задачами технического надзора являются:
контроль соблюдения организациями и предприятиями действующих нормативных актов в процессе работ по проектированию, монтажных и пусконаладочных работ, сдаче ТСО в эксплуатацию;
использование извещателей, приборов приемно-контрольных, систем передачи извещений, интегрированных средств охраны в соответствии с требованиями технической документации;
оказание помощи собственникам объектов в вопросах обеспечения качества проектирования и монтажа ТСО, выполнения пусконаладочных работ;
выявление и анализ причин, препятствующих правильной реализации требуемых проектно-технических решений, и разработка мер по их устранению;
своевременное внесение необходимых изменений и дополнений в проектно-сметную документацию на этапе общестроительных работ;
усиление контроля выполнения требований оборудования объектов ТСО и соблюдения установленного порядка приема их в эксплуатацию;
обобщение практики применения нормативных актов по вопросам оборудования объектов ТСО и совершенствование нормативной правовой базы.
2.3. Подразделения охраны, осуществляющие технический надзор, имеют право:
проверять наличие у организаций и предприятий, которые проводят оборудование объектов ТСО, лицензий установленного образца, дающих право на производство работ;
вносить в соответствующие органы представления о лишении организаций и предприятий, систематически нарушающих требования нормативно-технических документов, лицензий на право производства работ;
участвовать в обследовании объектов и разработке актов обследования или технических заданий на проектирование системы охраны;
оказывать собственнику объекта методическую помощь в разработке технического задания на проектирование системы охраны;
контролировать разработку проекта оборудования объекта ТСО, готовить заключение по его согласованию;
выходить (в установленном порядке) с предложением о внесении дополнений и изменений в проектно-сметную документацию;
контролировать соответствие выполняемых работ требованиям, предъявляемым к проектно-техническим решениям и организационным охранным мероприятиям, действующим нормативным правовым актам и технической документации;
давать собственнику объекта обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, производимых с нарушением действующих правил, норм и стандартов, приведенных в Приложении А настоящих Рекомендаций;
запрещать применение изделий, материалов и технологий, не соответствующих требованиям действующих нормативно-технических документов;
контролировать выбор и применение ТСО для охраны объекта в соответствии с рекомендациями ДЗГИ МВД России;
участвовать поэтапно в приемке работ по проектированию, монтажных и пусконаладочных работ, по сдаче ТСО в эксплуатацию на объекте с составлением соответствующего акта.
2.4. Технический надзор осуществляется на основе действующих нормативных правовых актов, правил и настоящих Рекомендаций с учетом результатов проведенных обследований, проверок и измерений.
2.5. Порядок осуществления технического надзора, виды и методы контроля принимаются в соответствии с настоящими Рекомендациями, действующими нормативно-техническими и проектно-сметными документами.
При осуществлении технического надзора следует руководствоваться нормативными документами (Приложение А).
В качестве нормативных документов могут быть использованы указания, правила, нормы и требования, изданные или согласованные с ДГЗИ МВД России, а также: техническая документация на ТСО; нормы и типовые материалы для проектирования; технологические карты и другие документы.
III. Этапы, формы и сроки осуществления технического надзора
3.1. Технический надзор осуществляется на этапах:
подготовки (экспертизы) технического задания на проектирование;
разработки (экспертизы) проекта;
монтажа и наладки ТСО;
приемки ТСО в эксплуатацию.
3.2. Техническое задание на разработку проектно-сметной документации по оборудованию объекта ТСО должно составляться собственником объекта и согласовываться с подразделением охраны. Срок рассмотрения и согласования технического задания не более 20 дней.
3.3. Для экспертизы и согласования технического задания собственник объекта представляет его в подразделение охраны вместе со следующими документами:
список помещений, подлежащих оборудованию ТСО;
план помещений (чертежи архитектурно-строительной части проекта и т.п.);
перечень ТСО, применяемых на объекте;
пояснительная записка с указанием количества рубежей охраны, мест установки ТСО, способов прокладки соединительных линий, особых условий и ограничений, требований по заземлению (занулению) ТСО;
требования по обеспечению ТСО электроснабжением;
требования по инженерно-технической укрепленности отдельных конструкций;
акты межведомственной комиссии и экспертизы строительной документации, акт обследования.
3.4. Проектно-сметная документация, разработанная на основании технического задания на проектирование, должна быть передана собственником объекта в подразделение охраны для рассмотрения и согласования. Срок рассмотрения и согласования проектно-сметной документации не более двух месяцев.
3.5. Согласование проектно-сметной документации осуществляют управления (отделы) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Указанные УВО (ОВО) могут делегировать свои полномочия по согласованию проектно-сметной документации подчиненным подразделениям. Срок действия согласованного документа - 1 год.
3.6. Проектно-сметная документация по оборудованию объекта ТСО утрачивает свое действие при изменении профиля объекта, перемене собственника объекта и подлежит согласованию вновь.
3.7. При оборудовании объекта охранной сигнализацией по акту обследования техническое задание на проектирование и проектно-сметная документация не разрабатываются. Состав комиссии и форма акта обследования объекта должны соответствовать требованиям РД 78.145-93, РД 78.36.003-2002.
3.8. При осуществлении технического надзора за разработкой проекта (проектно-сметной документации) экспертизе подлежат:
лицензия на право проведения проектно-изыскательских работ;
техническое задание на проектирование;
полный состав проектной документации;
слаботочная часть проекта с разделом "Сигнализация";
архитектурно-строительная часть проекта (стены, несущие конструкции, проемы и иные конструкции);
строительная часть проекта (железобетонные конструкции, перекрытия, перегородки и другие конструкции);
часть проекта с разделом "Коммуникационные сооружения" (отопление, вентиляция, все виды проходных каналов);
конструкторские решения по инженерно-технической укрепленности строительных конструкций объекта.
3.9. При рассмотрении проектно-сметной документации по оборудованию ТСО территориально рассредоточенных объектов должна учитываться очередность ввода составных частей системы охраны: по помещениям, отдельным зданиям, участкам территории и иных.
3.10. Проектная организация может вносить в проектно-сметную документацию изменения по отношению к техническому заданию, вытекающие из принятых собственником объекта решений, согласованные с подразделением охраны.
3.11. Рабочий проект (проектно-сметная документация) должен быть удостоверен подписью главного инженера проектной организации.
3.12. Состав, содержание и оформление рабочего проекта, передаваемого собственником объекта монтажной организации, должны соответствовать требованиям СНиП 11-01-95, Р 78.36.007-99.
Каждый экземпляр рабочего проекта должен иметь отметки о принятии к производству работ.
3.13. Изделия и материалы, применяемые при производстве работ, должны соответствовать общим и специальным техническим регламентам, национальным стандартам Российской Федерации, спецификациям проекта, техническим условиям, иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта, другие документы, удостоверяющие качество изделий и материалов и 100-процентный входной контроль ТСО.
3.14. Перед началом монтажных работ необходимо измерить основные параметры абонентской телефонной линии, а также уровни различных помех, влияющих на стабильную работу ТСО.
3.15. Монтаж ТСО должен производиться только после выполнения работ по инженерно-технической укрепленности объекта.
3.16. Монтажная и пусконаладочная организации должны согласовывать с подразделением охраны сроки производства работ.
При внесении изменений в ранее согласованные сроки монтажная организация обязана проинформировать подразделение охраны не позднее чем за 5 дней до начала очередного этапа работы.
3.17. При осуществлении технического надзора за выполнением монтажных и пусконаладочных работ по оборудованию объекта ТСО проводятся:
проверка лицензий на право производства работ;
контроль сроков действия проектно-сметной документации или акта обследования;
экспертиза проектно-сметной документации, если таковая не проводилась ранее;
контроль срока начала монтажных или пусконаладочных работ;
периодический (или очередной - в соответствии с согласованным графиком) контроль монтажных и пусконаладочных работ;
контроль сертификатов, удостоверяющих качество оборудования и материалов;
проверка качества, соответствия выполненных работ и мероприятий по инженерно-технической укрепленности объекта проектно-сметной документации, строительным нормам и правилам производства работ, требованиям действующей нормативно-технической документации.
3.18. При осуществлении технического надзора в ходе приемки ТСО в эксплуатацию проводятся:
индивидуальное испытание ТСО и комплексное апробирование системы охранной сигнализации;
контроль устранения недостатков, выявленных при осуществлении технического надзора;
оформление акта приемки в эксплуатацию или акта о готовности системы охраны объекта для предъявления приемной комиссии.
В случае, если технический надзор осуществляется только с определенного этапа, то производятся все работы, предусмотренные предыдущими этапами, за исключением тех, целесообразность в которых отпала.
Предложения и замечания, высказанные подразделением охраны при осуществлении технического надзора на данном этапе, должны быть выполнены собственником объекта в установленные сроки, которые не должны превышать 6 месяцев. Учитывая, что право окончательного выбора варианта охраны объекта остается за собственником, непринятие им некоторых предложений УВО (ОВО), например отказ от многорубежной охраны, блокировки отдельных конструкций и др., увеличивает риск кражи имущества. Поэтому в условиях договора об охране объекта особо оговаривается материальная ответственность УВО (ОВО).
Образец типового договора о возмездном оказании услуг по техническому надзору приведен в Приложении Б настоящих Рекомендаций.
3.19. Инженерно-технический персонал, осуществляющий технический надзор, при сдаче ТСО в эксплуатацию во взрывоопасных зонах должен проверить:
соответствие проекту установленных взрывозащищенных приборов, устройств и смонтированных проводов и кабелей;
правильность выполнения вводов в электрооборудование проводов и кабелей и надежность их контактных соединений путем осмотра при снятых крышках вводных устройств или аппаратов;
наличие заводских заглушек на неиспользованных отверстиях вводных устройств;
наличие разделительных уплотнений в электроприборе после монтажа;
соответствие схемы внешних соединений, длины и марок соединительных кабелей, величины подводимого напряжения монтажно-эксплуатационной инструкции, прилагаемой к приборам и устройствам, имеющим искробезопасное исполнение.
IV. Оформление результатов технического надзора
4.1. Для оформления результатов технического надзора подразделение охраны, осуществляющее его, должно вести сводный и индивидуальный журналы технического надзора.
4.2. Сводный журнал технического надзора содержит план работ с указанием этапов, сроков и отметок об исполнении. Журнал должен храниться в подразделении охраны у начальника отдела (отделения) или его заместителя. Срок хранения законченного журнала - 3 года.
Образец сводного журнала технического надзора приведен в Приложении В настоящих Рекомендаций.
4.3. В индивидуальном журнале должны быть отражены все работы, проводимые в рамках технического надзора по оборудованию ТСО объекта (составление акта обследования, экспертиза и согласование технического задания на проектирование, проектно-сметной документации, контроль монтажных и пусконаладочных работ, приемка ТСО в эксплуатацию, отмеченные недостатки и замечания).
4.4. Индивидуальный журнал технического надзора должен храниться в подразделении охраны у сотрудника, осуществляющего технический надзор за данным объектом, а при отсутствии сотрудника - у лица, его замещающего, до приемки ТСО в эксплуатацию. Индивидуальный журнал должен быть подшит в паспорт объекта вместе с актом приемки ТСО в эксплуатацию.
Образец индивидуального журнала технического надзора приведен в Приложении Г настоящих Рекомендаций.
Допускается для небольших объектов вместо индивидуальных журналов технического надзора применять листы технического надзора.
4.5. Должностное лицо, осуществляющее технический надзор, обязано контролировать устранение отмеченных недостатков и фиксировать в индивидуальном журнале технического надзора принятые по ним меры. В случае несвоевременного и некачественного устранения отмеченных в журнале недостатков и отступлений от нормативно-технической документации вносить в журнал повторную запись. Сообщать собственнику объекта о недостатках в письменном виде для принятия оперативных мер по их устранению.
4.6. Контроль технического надзора осуществляют вышестоящие подразделения охраны.
Заместитель Министра внутренних |
С.Ф. Щадрин |
______________________________
* Технический надзор - комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности использования ТСО и повышение надежности охраны материальных ценностей и имущества собственника за счет улучшения качества проектных, монтажных и пусконаладочных работ.
** ТСО - устройства, конструктивно законченные, выполняющие самостоятельные функции, входящие в состав систем охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, охранного телевидения, освещения, оповещения и других систем, предназначенных для охраны объекта.
Устанавливаются цели и задачи, порядок организации и осуществления технического надзора за выполнением проектных, монтажных и пусконаладочных работ по оборудованию техническими средствами охраны объектов различных форм собственности, охраняемых или передаваемых под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, а также на охраняемых и неохраняемых объектах, с собственниками которых заключены договоры о возмездном оказании услуг по техническому надзору. Требования Рекомендаций также распространяются на работы, производимые при капитальном ремонте ТСО на указанных объектах.
Технический надзор осуществляется в целях повышения надежности и эффективности охраны материальных ценностей и имущества собственников за счет улучшения качества проектных, монтажных и пусконаладочных работ при одновременном снижении затрат на них, проведения единой технической политики в области охраны на всей территории РФ и полного использования тактико-технических характеристик имеющегося парка ТСО.
Рекомендации о техническом надзоре за выполнением проектных, монтажных и пусконаладочных работ по оборудованию объектов техническими средствами охраны РД 78.36.004-2005 (утв. МВД РФ 23 декабря 2004 г.)
Текст документа опубликован в журнале "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", август 2005 г., N 8, в журнале "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", 2006 г., N 4с (специальный выпуск)
Рекомендации разработаны сотрудниками ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России Л.И. Савчук, Н.Н. Котовым, Ю.А. Рябошапка, Л.И. Комаровой под руководством Н.В. Будзинского с учетом замечаний и предложений ГУВО МВД России, УВО при ГУВД г. Москвы, УВО при ГУВД Московской области, УВО при ГУВД г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, УВО при МВД Республики Карелия, УВО при ГУВД Ставропольского края, УВО при ГУВД Красноярского края, УВО при ГУВД Кемеровской области, УВО при ГУВД Нижегородской области, УВО при ГУВД Новосибирской области, УВО при УВД Тульской области, УВО при УВД Воронежской области
Рекомендации утверждены Заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковником милиции С.Ф. Щадриным 23 декабря 2004 г.
В Рекомендациях рассмотрен порядок организации и проведения технического надзора за выполнением проектных, монтажных и пусконаладочных работ при оборудовании объектов техническими средствами охраны
Рекомендации предназначены для инженерно-технических работников вневедомственной охраны и специалистов служб безопасности различных организаций, занимающихся вопросами проектирования, монтажа и наладки технических средств охранной и тревожной сигнализации
Введен с 1 января 2005 г. взамен РД 78.146-93
В соответствии с информацией, изложенной в письме Главного управления Вневедомственной охраны МВД от 10 июня 2014 г. N 36/2307, данный документ не подлежит применению