Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 18 августа 2005 г. N 03-03-04/1/173
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 августа 2007 г. N 03-03-06/1/546
Вопрос: В соответствии со ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации, локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. Следовательно, принятие локальных актов улучшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством разрешено.
Статьями 316, 317 предусмотрено право Органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
О праве Работодателей (коммерческих юридических лиц) устанавливать за счет своих средств более высокие размеры районных коэффициентов и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для своих работников ничего не сказано, хотя они также являются субъектами нормотворчества (локального).
Допустимо ли, при условии принятия локального акта (приказа, коллективного договора и т.п.), в целях создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников ОАО, руководствуясь ст. 8, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации выплачивать заработную плату работникам за счет собственных средств с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в более высоком размере, чем установлено Постановлением Правительства Российской Федерации, и будут ли суммы указанных расходов относится к расходам на оплату труда в полном размере.
Также просим разъяснить какими нормативно-правовыми актами в настоящий момент регулируются размеры районных коэффициентов и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу отнесения к расходам, уменьшающим полученные доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, надбавок, обусловленных районным регулированием оплаты труда, и сообщает следующее.
Согласно статье 255 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии с пунктом 11 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях главы 25 Кодекса относятся надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон) определяет, что гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Согласно статье 10 Закона размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона размер процентной надбавки к заработной плате, выплачиваемой лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы в данных районах или местностях и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Таким образом, Правительство Российской Федерации устанавливает размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентной надбавки к заработной плате, выплачиваемой лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы в данных районах или местностях, которые применяются всеми организациями, расположенными на данной территории, в том числе и организациями, не являющимися бюджетными.
До настоящего времени нормативного правового акта, устанавливающего размеры районных коэффициентов для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не принято.
Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 28.08.2002 N ГКПИ02-715 до принятия такого акта действующими актами являются Постановление Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 и изданные во исполнение этого Постановления решения бывших Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомов, облисполкомов и исполкомов Советов народных депутатов автономных округов.
Учитывая изложенное, сообщаем, что организация, не являющаяся бюджетной, и расположенная в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к расходам на оплату труда в целях главы 25 Кодекса может отнести надбавки, предусмотренные районным регулированием оплаты труда, в размере, установленном Постановлением Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 и изданными во исполнение этого Постановления решениями бывших Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомов, облисполкомов и исполкомов Советов народных депутатов автономных округов.
Заместитель директора |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указано, что размер районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должен устанавливаться Правительством. До настоящего времени нормативного правового акта, устанавливающего размеры районных коэффициентов, не принято. Действует постановление Совмина РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера". Организация, не являющаяся бюджетной, расположенная в указанном районе, к расходам на оплату труда может отнести надбавки, предусмотренные в размере, установленном указанным постановлением, и изданными во исполнение этого постановления решениями бывших Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомов, облисполкомов и исполкомов Советов народных депутатов автономных округов.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 августа 2005 г. N 03-03-04/1/173
Текст письма официально опубликован не был